Фантазёры (Нимаева А.З.)

1

Рекомендована
методическим советом
Протокол №
от «___» __________ 20___ г.

«Согласовано»:
Зам. директора по УВР МАУ ДО
ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ
__________ В.В. Дылыкова
«___» __________ 20___ г.

при внесении изменений
в последующие годы:
Протокол №
от «___» __________ 202___ г.

«Согласовано»:
Зам. директора по УВР МАУ ДО
ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ
__________ В.В. Дылыкова
«___» __________ 20___ г.

Внутренняя рецензия от:
1. Дылыкова Виктория Витальевна, заместитель директора по учебновоспитательной работе МАУ ДО «ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ.

Программа реализуется в МАУ ДО ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ с 20___ г.
Программа переработана и дополнена:
в __________ г.
в __________ г.

2

СОДЕРЖАНИЕ.
№ п/п
1.

Наименование
Комплекс основных характеристик образования:объем,

Стр.
5

содержание, планируемые результаты.
1.1.

Пояснительная записка.

5

1.2.

Цель и задачи.

7

1.3.

Планируемые результаты.

8

1.4.

Содержание программы.

10

Комплекс организационно-педагогических условий,

13

2.

включающий формы аттестации.
2.1.

Календарно-учебный график.

13

2.2.

Условия реализации программы.

14

2.3.

Формы аттестации.

15

2.4.

Оценочные материалы.

15

2.5.

Методические материалы.

16

2.6.

Список литературы.

18

3

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания
детей, эффективное средство художественного развития детей с раннего детства.
Занятия декоративно - прикладным творчеством не только помогают овладеть
элементарными приемами лепки, рисования и аппликации, но и благотворно
влияют на общее развитие детей: пробуждают эмоциональную отзывчивость,
воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление,
внимание, память, развивают творческие способности, фантазию, воображение,
учат детей оценивать свои работы и работы сверстников.
Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Фантазёры»

(далее

-

Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об

образовании в РФ»
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/


Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об

утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и
плана

мероприятий

по

ее

реализации

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/


Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №

996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
4



Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf


Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного
санитарного

врача

Российской

Федерации

от

28.09.2020

№2.

https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf


Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г.

№ ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/


Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/


Устав учреждения утв. Приказом МОиН РБ от 03.12.2014 г.№2046.

https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document


Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной

общеразвивающей программы от 30.08.2023 г.
https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document
Актуальность Программы заключается в возможности самим учащимся
создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ
декоративно-прикладного искусства, развивать свои креативные способности.
Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного
5

образования.
Вид

Программы:

данная

Программа

является

модифицированной,

разработана на основе модифицированной общеобразовательной Программы
«Умелые ручки» педагога дополнительного образования Ивановой Е.А.
Направленность

Программы:

дополнительная

общеобразовательная

программа «Фантазёры» (далее Программа) реализуется в художественной
направленности, так как учащиеся обучаются основам декоративно - прикладного
творчества.
Адресат

Программы:

Программы: младший возраст

возраст

детей,

6 – 11 лет.

участвующих

в

реализации

Комплектование групп ведется по

желанию, без предварительного отбора. Группы могут быть одновозрастными или
разновозрастными по 10-15 человек.
Срок и объём освоения Программы:
Срок реализации Программы – 1 год обучения.
«Стартовый уровень» 1 год обучения – 144 академических часов.
Форма обучения: очная, очная с использованием ДОТ.
Особенности организации образовательного процесса: образовательный
процесс осуществляется в группах одного возраста или разных возрастных
категорий учащихся, состав группы постоянный.
Режим занятий: Программа обучения рассчитана на 1 год обучения - 144
часа:
Для учащихся 6-7 лет: 2ч.(30мин.)*2 раза в нед.= 4ч. в нед.
Для учащихся 8-11 лет: 2ч.(45мин.)*2 раза в нед.=4ч.в нед.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
Цель Программы – развитие художественных, творческих способностей
детей

средствами

декоративно

–

прикладного

искусства, формирование

эстетических чувств.
Задачи:
6

 предметные:
- знакомить с историей развития декоративно-прикладного творчества;
- формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
- формировать у учащихся практические навыки работы с различными
материалами.
 личностные:
- воспитывать

трудолюбие,

уважение

к

традициям,

культурному

наследию своего народа;
- развивать способность к саморазвитию, самовоспитанию;
-воспитывать умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь.
 метапредметные:
- развивать внимание, память, образное мышление, творческие способности;
- формировать культуру труда, учить аккуратности, содержать в порядке
рабочее место.
- развивать восприятия цветочной гаммы.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
 Предметные:
- знакомы с историей развития декоративно-прикладного творчества;
- сформирован интерес к декоративно-прикладному искусству;
- сформированы у учащихся практические навыки работы с различными
материалами.
- знают различные техники выполнения работ.
 Личностные:
- воспитано трудолюбие, уважение к традициям, культурному наследию
своего народа;
- развит художественный вкус, творческие способности и фантазия;
-воспитано умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь.
 Метапредметные:
- развито внимание, память, образное мышление, творческие способности;

7

- сформирована культура труда, обучены аккуратности, умению бережно и
экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- развито восприятие цветочной гаммы.
Способы проверки результатов освоения программы:
Стартовый уровень
-

первичные

представления

в

декоративно-прикладном

творчестве;
Знать:

- навыки художественного восприятия различных видов и жанров
искусства, начальное понимание особенностей образного языка
разных видов искусства.
- использовать первичные навыки художественной работы в
декоративно-прикладном творчестве;
- уметь подбирать необходимый материал для работы с
природными материалами;

Уметь:

− правильно использовать инструменты и приспособления при
работе с бумагой;
- уметь изготовлять шаблоны и применять их в работе;
- уметь применять цветовую гамму;
- уметь экономно расходовать материалы;
- уметь оформлять и оценивать изделия.

Владеть:

- начальным опытом самостоятельной творческой деятельности.
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«ФАНТАЗЁРЫ»
Декоративно-прикладное творчество
Учебный план
(стартовый уровень – 144ч.)
8

Количество
№

часов

Название раздела,

п/п

темы
Всего

1.

Раздел

1. Введение

Формы аттестации/

в

контроля

Теори Практ
я

ика

2

2

0

Входная диагностика

2

2

0

Самооценка учащихся

образовательную
программу.
1.1.

Введение в
образовательную

своих знаний, умений и

программу. Инструктаж

навыков

по технике безопасности.
2.

Раздел 2. Оригами.

28

3

25

Текущий контроль
Наблюдение

2.2.

История возникновения

Оригами

2

1

1

26

2

24 Оригами

37

6

31 Текущий контроль

оригами. Изготовление
оригами.
2.3.

Базовые формы оригами.
Изготовление оригами.

3.

Раздел 3.
Пластилинография.

3.1.

Пластилинография.

Наблюдение
Поделка

2

1

1

15

2

13 Поделка

15

2

13 Поделка

Обзор работ.
3.2.

Выкладывание работ
пластилиновыми
шариками.

3.3.

Выкладывание работ
пластилиновыми
колбасками.

9

3.5.

Смешанная техника.
Знакомство

Поделка

5

1

4

20

2

18 Текущий контроль

с

профессией «Швея».
4.

Раздел

Цветы

4.

из

Наблюдение

бумаги.
4.1.

Знакомство

с

14

1

13 Поделка

6

1

5

18

2

16 Текущий контроль

изготовлением цветов из
цветной и гофрированной
бумаги.

Изготовление

цветов.
4.2.

Изготовление цветов из
салфеток. Знакомство

Поделка

с

профессией «Дизайнер».
5.

Раздел 5 . Аппликация
из ниток.

5.1.

Наблюдение

История возникновения

Аппликация

2

1

1

16

1

15 Аппликация

37

2

35 Текущийконтроль

аппликации. Технология
изготовления аппликации
из ниток.
5.2.

Видеопрезентация
«Изделия

из

ниток».

Изготовление аппликаций
из ниток.
6.

Раздел 6.

Наблюдение

Бумагопластика.
6.1

Торцевание.

22

1

21 Поделка

6.2

Плетение из газетных

15

1

14 Поделка

2

2

трубочек.
7.

Раздел 7.

-

Итоговый контроль
10

Выставка

Итоговое занятие
Итого:

144

19

125

1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«ФАНТАЗЁРЫ»
Декоративно-прикладное творчество
(стартовый уровень – 144ч.)
Раздел 1. Введение в образовательную программу – 2 часа.
Теория – 2 часа: Введение в образовательную программу. Инструктаж по
технике безопасности.
Раздел 2. Оригами – 28 часов.
Теория – 3 часа: История возникновения оригами. Базовые формы оригами.
Практические занятия – 25 часов: Условные знаки, принятые в оригами,
выбор модели. Способы изготовления квадрата. Выполнение базовой формы.
Подбор бумаги по цвету. Складывание модели. Сборка модулей. Изготовление
совы, собачки, бабочки, цветка, снежинки и вазы.
Допускается выполнение работ по желанию учащихся.
Раздел 3. Пластилинография – 37 часов.
Теория – 6 часов: Знакомство с работами в пластилинографии, приемы и
методы выполнения. Знакомство с профессией «Швея».
Практические занятия – 31 час: Выполнение работ в технике выкладывание
пластилиновыми шариками, колбасками. Создание выразительного образа
посредством цвета и объема.
Раздел 4. Цветы из бумаги – 20 часов.
Теория - 2 часа: Способы изготовления цветов из цветной и гофрированной
бумаги. Виды бумаги.
Практические занятия – 18 часов: выбор модели цветка. Изготовление
шаблонов. Выбор бумаги по цвету. Складывание бумаги в несколько слоѐв.
Обрисовка шаблона. Вырезание деталей. Сборка цветка. Изготовления цветов
11

«Тюльпан», «Ромашка», «Роза», «Астра», «Гиацинт», «Василек» Оформление в
композицию. Знакомство с профессией «Дизайнер»
Допускается выполнение работ по желанию учащихся.
Раздел 5. Аппликация из ниток – 18 часов.
Теория – 2 часа: История возникновения аппликации. Виды аппликаций.
Технология выполнения аппликаций из ниток.
Практические занятия – 16 часов: Видеопрезентация «Изделия из ниток».
Выбор эскиза. Зарисовка эскиза. Подготовка фона. Подбор ниток по цвету.
Нарезание ниток. Нанесение клея на отдельные детали эскиза. Наклеивание
ниток. Изготовление картины «Природа», «Зайчик». Декоративное оформление
работы.
Допускается выполнение работ по желанию учащихся.
Раздел 6. Бумагопластика – 37 часов.
Теория – 2 часа: Принципы выполнения работ в технике «торцевания».
Особенности выполнения «торцевания на пластилине». Знакомство с историей
плетения из газетных трубочек.
Практические занятия – 3 5 часов: изготовление декоративных картинок
в технике «торцевание». Оформление готовых работ. Принципы заготовки
газетных трубочек, плетение.
Допускается выполнение работ по желанию учащихся.
Раздел 7. Итоговое занятие – 2 часа.
Теория – 2 часа. Организация выставки лучших работ учащихся,
подведение итогов за год.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
Количество учебных недель

36 недель

Количество учебный дней

(по УП) 72 дня
12

с 28.10.2023 – 05.11.2023 г.
Продолжительность каникул

с 30. 12.2023 – 08.01.2024 г.
с 16.03.2024 – 24.03.2024 г.

Даты и окончания обучения по
программе

с 10.10.2023 – 11.06.2024 г.
Входная – октябрь

Сроки промежуточной аттестации

Промежуточная – декабрь
Рубежная – июнь

Сроки итоговой аттестации

2.2.
Аспекты

по окончании стартового уровня

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Характеристика

- световое оснащение;
- стол, стул для педагога;
- столы для учащихся;
- стулья для учащихся;
- принтер ;
- выставочные стенды;
- карандаши цветные и простые, ручки, фломастеры;
Материальнотехническое
обеспечение

- краски и кисточки;
-линейки, угольники, ластики;
-ткань, нитки, пряжа;
- клеевой пистолет, клей ПВА;
-бумага, картон, цветная бумага;
- ножницы, щипцы;
- утюг;
- пеноплекс;
- пластилин;
- -музыкальный центр;
- компьютер;
13

- принтер.
- специальную литературу;
Информационное

- контрольные карточки;

обеспечение

- фотободборка;
- карточки с заданиями.

Кадровое

Программа

«Фантазеры»

реализуется

педагогом

обеспечение

дополнительного образования, соответствующий профилю
программы,
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.

Формами аттестации являются: выставки, творческие работы, конкурсы,
контрольные работы, тесты, итоговые занятия.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Показатели качества реализации

Методики

ДООП
Уровень развития творческого

Методика «Креативность личности»

потенциала учащихся

Д. Джонсона.

Уровень развития социального опыта

Тест «Уровень социализации

учащихся

личности» (версия Р.И.
Мокшанцева).

Уровень теоретической подготовки

Промежуточная аттестация, итоговая

учащихся

аттестация.

Уровень удовлетворенности

Анкетирование родителей на сайте

родителей предоставляемыми

МАУ ДО «ДООЦ «Родник» г. Улан –

образовательными услугами

Удэ.

Оценочные материалы

Контрольные тесты, защита
творческих работ.

14

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:


Словесный



Наглядный



Объяснительно-иллюстративный



Репродуктивный



Частично-поисковый



Игровой

Формы организации образовательной деятельности:


Индивидуальная



Индивидуально-групповая



Групповая



Практическое занятие



Открытое занятие



Беседа



Встреча с интересными людьми



Выставка



Галерея



Игра



Концерт



Презентация



Мастер-класс



Мини-фестиваль



Ярмарка

Педагогические технологии с указанием автора:


Технология индивидуального обучения



Технология группового обучения

15



Технология коллективного взаимодействия



Технология модульного обучения



Технология дифференцированного обучения



Технология проблемного обучения



Технология дистанционного обучения



Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:


Раздаточные материалы



Инструкции



Технологические карты



Образцы изделий

16

2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.

Александрова, М.Г., Ракушки – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. – 80 с.

2.

Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В. Концепция развития дополнительного

образования детей; от замысла до реализации. Методическое пособие.Педагогическое общество России , 2016.- 192 с.
3.

Кукушин В.С. Педагогические технологии [Текст] / В.С.Кукушин.

М.:

«МарТ», 2004.- 336 с.
4.

Немешева,

Е.Е.

Фантазии

из

природных

материалов

[Текст]

/

Е.Е.Немешева. - М.: Айрис — пресс. - 2018. - С. 4 - 7.
5.

Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус,

2017.- 155с.
6.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /

Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
Список литературы для учащихся
1.

Белякова, О.В. Поделки из природных материалов. - М.: АСТ- Москва,

2010 - 316(4) с.
2.

Уникальные картины из зерен, Цветы и букеты / под ред. Е. Зуевской,

Контэнт, 2011 - 48 с.
3.

Онлайн дневники - http://www.liveinternet.ru/

4.

Страна мастеров - http://stranamasterov.ru/
Интернет-ресурсы

1.

Мастер- классы по бумагопластике - http://masterclassy.masterpodelok.com

2.

Страна мастеров - http://stranamasterov.ru/

3.

Сервисы Яндекс (лучше дома) https://yandex.ru/doma#education

4.

Сервисы Google https://vk.cc/8BLbIY

5.

Страна мастеров - http://stranamasterov.ru/

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».