Рукодельница (Шелковникова Н.Г.)

Рекомендована

«Согласовано»:

методическим советом

Зам. директора по УВР МАУ ДО
«ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ

Протокол №
от «___» ________ 20__ г.

_______________В.В. Дылыкова
«___»_________ 20___ г.

при внесении изменений

«Согласовано»:

в последующие годы:

Зам. директора по УВР МАУ ДО
«ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ

Протокол №
от «___» ________202 г.

_______________В.В. Дылыкова
«___»_________ 20___ г.

Внутренняя рецензия от:
1. Дылыкова Виктория Витальевна, заместитель директора по УВР МАУ ДО
«ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ.

Программа реализуется в МАУ ДО «ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ с 2022 г.
Программа переработана и дополнена:
в___________ г.
в ___________ г.

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
Приложения

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «АЛТАН БОРО» (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми
документами:















Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030
г.
и
плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г.
№ ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/



Устав учреждения утв. Приказом МОиН РБ от 14.01.2021 г.№14.
https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document



Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеразвивающей программы от 04.09.2020 г.
https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document

Актуальность:
Данная программа способствует в первую очередь духовно нравственному
развитию и воспитанию учащихся, так как синтезирует различные виды
творчества, компенсирует недостаток эмоциональной, творчески активной и
продуктивной деятельности.
Данная программа, содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного
мышления,
колористического
восприятия,
она
способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в
процесс формирования эстетической культуры ребѐнка, его эмоциональной
отзывчивости.

Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1 год обучения
1. Природный материал
2. Бумагапластика
3. Поделки из бумажных салфеток
4. Пластилинаграфия
2 год обучения
1. Природный материал.
2. Бумагапластика
3. Поделки из бумажных салфеток
4. Поделки из бумажных трубочек
5. Пластилинаграфия
3 год бучения
1. Природный материал.
2. Бумагапластика
3. Поделки из бумажных салфеток
4. Поделки из бросового материала
5. Пластилинаграфия
Вид программы: Модифицированная

Направленность программы: художественная
Художественная направленность ориентирована на развитие общей и
эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в
избранных
видах
искусства,
создание
художественных
образов,
самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной
культуры (музыкальное творчество, театральное, хореографическое,
изобразительное и декоративно-прикладное творчество, эстрадное и
цирковое искусство, фольклор);
http://dop.edu.ru/article/25/khudozhestvennaya-napravlennost
Адресат программы:
Возраст детей, для которых разработана программа от 7-16 лет.
Младшие школьники: 7-9 (10) лет: ведущей становится учебная
деятельность. В психологии ребенка появляются различные новообразования,
такие как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления,
увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются
навыки переключения и распределения. Дети данного возраста имеют
следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и
незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых
начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена
возрастная слабость волевой регуляции поведения.
https://multiurok.ru/blog/psikhologho-piedaghoghichieskaia-kharaktieristika-dietieimladshiegho-shkol-nogho-vozrast.html
Средние школьники: 11–14 лет.
Подростковый возраст обычно
характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как
возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки
созревания: органического, полового и социального. Л. С. Выготский
перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков,
которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес
подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка
на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более
субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта
усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым
напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве, хулиганстве, борьбе
против воспитательского авторитета, протеста и других негативных
проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к
неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/12/14/psihologopedagogicheskaya-harakteristika-detey
Старшие школьники:15-18 лет. Ведущее место в учебной деятельности у
старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и
подготовкой к взрослой жизни. Главным становится поиск смысла жизни.
Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и
многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией,
они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его
закономерности. Знания являются основой для формирования отношения
школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе.
https://ped-kopilka.ru/pedagogika/starshii-shkolnyi-vozrast-harakteristikakratko.html
Срок и объем освоения программы:
На 3 года, 576 академических часов, из них:
 «Вводный модуль» 144 академических часа;
 «Продвинутый модуль» 432 академических часа;
Форма обучения: очная, в случае дистанционного обучения – очная с
использованием ДОТ.
Особенности организации образовательной деятельности: группы
разновозрастные, с учетом возрастных и психологических особенностей
содержание программы разделено на две возрастные группы 7 -10 лет и 11-16
лет.
Режим занятий:
художественная
ДПИ

Вводный
модуль
4 часа в
неделю;
144 часа в год.

Продвинутый
уровень 1

Продвинутый
уровень 2

6 часов в неделю;
216 часа в год.

6 часов в неделю;
216 часа в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель:
раскрыть и развить творческие способности учащихся в процессе овладения
разными видами прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные
познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития
декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить технологиям разных видов рукоделия.
- Развивающие – развивать творческий потенциал каждого ребенка;
- Развить образное и пространственное мышление, память, воображение,
внимание, моторику рук, глазомер;
- развить положительные эмоции и волевые качества.
- Воспитательные –воспитать потребность к творческому труду;
- приобщить детей к системе культурных ценностей;
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к
объективной самооценке и самореализации поведения
Ожидаемые результаты:
Вводный модуль
•

•

Знать

•

•

названий
материалов
и
приспособлений;
правил разметки и
контроля
по
шаблонам;
новых
техник
прикладного
творчества;
способов
обработки
различных
материалов

Продвинутый
Продвинутый модуль
модуль 1
2
•
разных
техник
• названий
прикладного
ручных
творчества;
инструментов,
•
приемов разметки
материалов и
и
способов
приспособлен
контроля
ий;
размеров деталей.
• правил
•
способов
и
разметки
и
приѐмов
контроля по
обработки
шаблонам;
различных
• новых техник
материалов;
прикладного
•
способов
и
творчества;
приемов работы с
способов

Продвинутый
модуль 1
обработки
различных
материалов

Вводный модуль

правильно
пользоваться
ручными
инструментами;
• соблюдать
правила
безопасности
труда и личной
гигиены
при
работе;
• бережно
относиться
к
инструментам и
материалам;
• экономно
размечать
материал
с
помощью
шаблонов;
• самостоятельно
изготовлять
изделия
по
образцу;
применять
освоенные
техники
в
изготовлении
поделок;
•

правильно
пользоваться ручными
инструментами;
• соблюдать
правила
безопасности труда и
личной гигиены при
работе;
• бережно относиться к
инструментам
и
материалам;
• экономно
размечать
материал с помощью
шаблонов;
• обработки
бумаги
разными способами.
•

Уметь

Владеть техническими
умениями и навыками,
Владеть правильно использовать
инструменты и
материалы

Владеть широким
кругозором
знаний по
содержанию курса,
владеть

Продвинутый модуль
2
разными
материалами
и
инструментами.
самостоятельно
выполнять
поделки
(по рисунку, эскизу,
схеме, замыслу);
• экономно
и
рационально
расходовать
материалы;
• контролировать
правильность
выполнения работы
• правильно выполнять
изученные
технологические
операции по разным
техникам;
•

Владеть точностью
пропорций, четкого
восприятия цвета,
формы, величины,
хорошее развитие

Вводный модуль

Продвинутый
модуль 1
определенными
понятиями,
применять
дополнительные
материалы.

Продвинутый модуль
2
мелкой моторики рук;
обладать творческим
воображением.

1.3. Содержание программы «Рукодельница»
Вводный модуль
Учебный план 1года обучения
№
п/
п

Название раздела,
темы

Таблица 1.3.1
Количество часов
Формы
аттестации/контро
Всег Теори Практик
ля
о
я
а
 Опрос

1

Вводное занятие.
Правила техники
безопасности

2

2

2

Природный материал

34

6

28

 Выставка

3

Бумагапластика

52

4

26

 Выставка

4

Поделки из бумажных
салфеток

40

2

38

 Выставка

5

Пластилинография

16

6

10

 Выставка

итого

144

20

102

Содержание учебного плана вводного модуля
1. Раздел 1.
Теория. Техника безопасности. Организационные вопросы. Инструктаж по
технике безопасности. План работы кружка, цели и задачи занятий. История
рукоделия. Введение. Введение учащихся в проблематику вопросов,
предусмотренных для изучения. Формирование умения работать с новыми
видами деятельности.
Раздел 2. Природный материал
Теория. Сбор и систематизация природного материала. Симметрия,
асимметрия.
Практика. Методы и приѐмы составления композиций из листьев, поделок из
другого природного материала.
Раздел 3. Бумагапластика.

Теория. Совершенствование навыка обработки бумаги разными способами.
Ознакомление с новыми технологиями получения декоративных форм из
бумаги.
Практика. Развитие тонкой моторики, глазомера, внимания воображения,
пространственного мышления. Развитие художественного вкуса. Технология
изготовления поделок на основе бумажных салфеток «Волшебные комочки».
Технология изготовления изделий из бумажных трубочек. Материалы.
Раскрашивание и оформление изделий. Воспитание усидчивости,
аккуратности, добросовестного отношения к работе .
Раздел 4. Пластилинография.
Теория. Пластилинаграфия. Историческая справка. Виды пластилина, его
свойства и применении.
Практика. Материалы и приспособления, применяемые при работе с
пластилином. Ознакомление с новыми видами декоративно-прикладных
изделий.

Продвинутый модуль 1
Учебный план 2 года обучения
№
п/п

Название
раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Таблица 1.3.2
Формы
аттестации/контроля
 опрос

1

Вводное занятие.
Правила техники
безопасности.

3

1.1

Природный
материал.

24

1.2

Бумагапластика

102

2

100

Выставка

Поделки из
бумажных
салфеток

42

2

39

Выставка

Поделки из
бумажных
трубочек

30

3

27

Поделки из
бумажных
трубочек

15

3

12

итого

216

14

202

3

24

Выставка

Выставка
Выставка

Содержание учебного плана продвинутого модуля 1
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Введение учащихся в проблематику вопросов, предусмотренных для
изучения. Формирование умения работать с новыми видами деятельности.
Раздел 2. Природный материал.
Теория: Аппликация из природных материалов на картоне.
Практика: Освоение технологий конструирования простых форм аппликаций
из природного материала.
Развитие конструктивности и гибкости мышления.
Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий.
Раздел 3. Бумагапластика.

Теория: Обучение приѐмам выполнения объѐмных цветов. Развитие
внимания,
памяти,
тонкой
моторики.
Воспитание
аккуратности,
художественного вкуса, культуры быта.
Расширение и углубление знаний о цветовой гамме.
Практика: Оригами. Моделирование из полос. Мозаика из объѐмных деталей.
Скручивание в жгут. Обрывная аппликация. Мозаика из комочков салфеток.
Поделки из бумажных трубочек.
Развитие творческого воображения, дизайнерского мышления, формирование
предпосылок проектной деятельности.
Раздел 4. Поделки из бумажных салфеток.
Теория. Метод торцевания «Бабочка».
Практика. Композиция «Осенний лес». Аппликация «Яблоко». Аппликация
из цветных салфеток «Смешарики». Подарок маме-Поздравительная
открытка. Панно «Принцесса». Аппликация «Любимая игрушка».
Раздел 5. Поделки из бумажных трубочек.
Теория. Способы изготовления трубочек.
Практика. Изготовление трубочек для поделки, окрашивание. Коврик из
бумажных трубочек. Плоскостная аппликация из бумажных трубочек
«Домик». Изготовление фоторамки из бумажных трубочек. Объемная
аппликация «Розы в корзине».
Раздел 6. Пластилинография.
Теория: Историческая справка. Виды пластилина, его свойства и применение.
Практика: Пластилинография. Материалы и приспособления, применяемые
при работе с пластилином. Ознакомление с новыми видами декоративноприкладных изделий.

Продвинутый модуль 2
Учебный план 3 года обучения
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего Теория Практика

1

Вводное занятие.
Правила техники
безопасности.

3

1.1

Природный
материал.

30

1.2

Бумагапластика

93

Поделки из
бумажных
салфеток
Поделки из
бросового
материала

Таблица 1.3.2
Формы
аттестации/контроля
 опрос

3

30

 выставка

87

 выставка

48

48

 выставка

30

30

 выставка

Пластилинография 12

12

 выставка

итого

216

6

9

207

Содержание учебного плана продвинутого модуля 2
Раздел 1. Вводное занятие.
Вводное занятие. Введение учащихся в проблематику вопросов,
предусмотренных для изучения.
Формирование умения работать с новыми видами деятельности. Инструктаж
по технике безопасности, цели и задачи занятий, темы и материалы работы на
занятиях.
Раздел 2. Природный материал. Теория: Аппликация из природных
материалов на картоне.
Практика: Освоение технологий конструирования простых форм аппликаций
из природного материала.
Развитие конструктивности и гибкости мышления.
Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий.
Раздел 3. Бумагопластика.

Теория: Обучение приѐмам выполнения объѐмных цветов. Развитие
внимания,
памяти,
тонкой
моторики.
Воспитание
аккуратности,
художественного вкуса, культуры быта.
Расширение и углубление знаний о цветовой гамме.
Практика: Оригами. Моделирование из полос. Мозаика из объѐмных деталей.
Скручивание в жгут. Обрывная аппликация. Мозаика из комочков салфеток.
Поделки из бумажных трубочек.
Развитие творческого
воображения,
дизайнерского
формирование предпосылок проектной деятельности.
Раздел 4. Поделки из бумажных салфеток.
Теория. Метод торцевания «Бабочка».

мышления,

Практика. Композиция «Осенний лес». Аппликация «Яблоко». Аппликация
из цветных салфеток «Смешарики». Подарок маме-Поздравительная
открытка. Панно «Принцесса». Аппликация «Любимая игрушка».
Раздел 5. Поделки из бумажных трубочек.
Теория. Способы изготовления трубочек.
Практика. Изготовление трубочек для поделки, окрашивание. Коврик из
бумажных трубочек. Плоскостная аппликация из бумажных трубочек
«Домик». Изготовление фоторамки из бумажных трубочек. Объемная
аппликация «Розы в корзине».
Раздел 6. Пластилинография.
Теория: Историческая справка. Виды пластилина, его свойства и применение.
Практика: Пластилинография. Инструменты
и приспособления,
применяемые при работе с пластилином. Знакомство с основными исходными
формами: шар, конус, цилиндр, жгут. Ознакомление с новыми видами
декоративно-прикладных изделий.

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания обучения
по программе
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации

36
(по УП)
с 01.01.2023-08.01.2023
01.06.2023-31.08.2023
С 01.09.2022-31.05.2023
по окончании вводного модуля
по окончании продвинутого

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты

Характеристика
Для реализации данной программы дополнительного
образования к располагает специальными помещениями,
расположенными по адресу г. Улан-Удэ, ул. Иванова 19.
Предоставлены аудитория для проведения занятий и
Материальнотехническое
практикумов, для практической реализации проектов.
обеспечение
Материально-техническая
база
соответствует
действующим противопожарным правилам и нормам.
Ученическая доска ,стол, стулья, ножницы , клей , бумага
цветная , картон, бумажные салфетки.
-аудио
- видео
- фото
- интернет
источникиhttps://yandex.ru/video/preview/20029256526805135
44
https://yandex.ru/video/preview/1722540193961284663
Информационно https://yandex.ru/video/preview/1056879699677742852
е обеспечение
https://yandex.ru/video/preview/1831004068340830781
https://yandex.ru/video/preview/6224451750721102224
https://cloud.mail.ru/public/pP27/tRkUHSg6A;
(https://cloud.mail.ru/public/NLni/pZVrNFWWS;
https://cloud.mail.ru/public/69FZ/7Ytmh3shk;
https://cloud.mail.ru/public/Z1KX/Pbze8EsBc;
https://cloud.mail.ru/public/gj6H/jA99T5txz;
https://cloud.mail.ru/public/veEn/6Cm7DkyYe;

Аспекты
Кадровое
обеспечение

Характеристика
Реализовывать программу могут педагоги ДО, обладающие
достаточными знаниями в области декоративноприкладного искусства в соответствии занимаемой
должности.

2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются







Тестирование
Творческая работа
Защита проекта
Соревнования
Конкурс
Выставка
Критерии оценивания

Оценивание производится по следующим критериям: творческая работа на
свободную тему, практическая значимость поделки, презентация работы
(выставочная работа и сопровождение её рассказом), умение передавать
сходство с натурой, грамотность в пропорциях, цветоведение (различие
цветов и их оттенков), композиция (связь различных частей в единое целое)
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП

Методики

Изучения
уровня
освоения Организуется методом наблюдения,
дополнительной
опроса, беседы, тестирования и защиты
общеобразовательной
проектов обучающихся
общеразвивающей программы

Изучение
социализированности

«Изучение уровня социализированности
личности учащегося»
уровня (приложение анкета)
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)

Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся

Методики
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона

(приложение опросник)
Уровень удовлетворенности
Изучение удовлетворенности родителей
родителей предоставляемыми
работой образовательного учреждения
образовательными услугами
на сайте центра путем анкетирования
Оценочные материалы (указать
Тесты (Зачет)- Приложение 2
конкретно по модулям в
Защита проекта, -критерии оценивания,
соответствии с формами аттестации) проектов

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
 Дискуссионный
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Акция
 Аукцион
 Беседа
 Встреча с интересными людьми
 Выставка
 Галерея
 Диспут
 Защита проекта
 Игра
 Презентация






Мастер-класс
Семинар
Экспедиция
Ярмарка

Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология модульного обучения
 Технология дифференцированного обучения
 Технология проблемного обучения
 Технология дистанционного обучения
 Технология исследовательской деятельности
 Проектная технология
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:






Раздаточные материалы
Инструкции
Кейсы
Технологические карты
Образцы изделий

2.7.

Список литературы

Для педагога:
1..Беляков, О.В. Лучшие поделки из бумаги [Текст] / О.В.Белякова.Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
2. Бич, Р. Большая иллюстрированная энциклопедия (Перевод с английского).
- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
3. Богатеева, З.В. Чудесные поделки из бумаги [Текст]/ З.В. Богатеева.- М.:
Просвещение, 1997.
4. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги [Текс] / Г.И. Долженко. —
Ярославль: Академия развития, 2002.
5. Кириченко, Г. В. Кулинарные украшения из бумаги. Бумагопластика / Г.В.
Кириченко. - М.: Астрель, Полиграф издат, Полигон, 2011. - 128 c.
6.Корчинова,
О.В.
Декоративно-прикладное
творчество
[Текст]/О.В.Корчинова. - Ростов на Дону, 2002.
7 . Сафонова, Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста
[Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.
36-49.
8. Ступак. Е. Гофрированный картон. Издательство: Айрис-Пресс, 2009г.
9. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб,
«Кристалл», 2002г.
10. Мейстер Н.Г. Лепим из бумаги, «Академия, Ко», Ярославль, 2002.
11. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы
объемного конструирования.- Ярославль: Академия развития, Академия
Холдинг, 2001. – 144 с.
12. Мейстер Н.Г. Лепим из бумаги, «Академия, Ко», Ярославль, 2002
Для обучающегося:
1. Грушина Л. В. Игрушки в интерьере. Мастерилка. – М.: «Карапуз», 1999.
2. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: «Академия развития»,
1999.
3. Корнева Г. М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. - СПб.: Издательский Дом
«Кристалл», 2001.
4. Корнева Г. М. Поделки из бумаги. - СПб.: Изд. дом «Кристалл», 2002.
5. Петрова И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. СПб.: «Детство-пресс», 2005.
6. Розен Б. Я. Чудесный мир бумаги. – М., 1976.
7. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 859 // Собр.
законодательства РФ. – 2003. - № 49. – Ст.4888.
8. Королькова Ю. А. Основы специальной педагогики и психологии : учебнометодическое пособие / Ю.А. Королькова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. –
Барнаул: АлтГПА, 2010. – 54 с.
9. Голованов, Д. В. Компьютерная нотная графика : учеб. пособие / Д. В.
Голованов, А. В. Кунгуров. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2018. – 188
с. : ил.

10.Организация
деятельности
правоохранительных
органов
по
противодействию экстремизму и терроризму / Е. Н. Быстряков, Е. В. Ионова,
Н. Л. Потапова, А. Б. Смушкин. – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 173 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».