Чудо-шашки (Ильина В.А.)

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы

дополнительной

2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
Приложения

общеразвивающей

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству».
 Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
 Устав МАУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Родник» г.
Улан-Удэ.
 Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы в МАУ ДО «Детский оздоровительнообразовательный центр «Родник» г. Улан-Удэ (принято на педсовете, протокол № 1
от 04.09.2020 г.)
Актуальность программы. Большой популярностью в нашей стране пользуется
шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта.
Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее
5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью
общечеловеческой культуры.
Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей
существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В
действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не
простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном
развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В
шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые
значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке
В связи с этим, для планомерной и последовательной работы с детьми по основам
шашечного искусства просто необходима программа занятий.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
Раздел 1. Вводное занятие.
Раздел 2. История развития шашек в нашей стране.
Раздел 3. Правила игры в шашки.
Раздел 4. Дебют – первая стадия партии.
Раздел 5. Миттельшпиль – середина партии
Раздел 6. Тактика и техника шашечной игры.
Раздел 7. Эндшпиль – окончание партии.
Вид программы: модифицированная.
Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена
примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но

измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня
подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности,
нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Адресат программы:
Возраст детей, для которых разработана программа от 7 до 12 лет.
Дети данного возраста способны на хорошем уровне выполнять практические
предлагаемые задания по организации своего рабочего места, применять правила игры на
практике, уметь производить размены, уметь производить простейшие комбинации.
Период развития детей от 7 до 12 лет отличается большой активностью как
психоэмоциональной, так и физической и глубокой перестройкой организма. Характерные
черты детей - стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике и к технической
новинке, стремление к активной деятельности. Все эти особенности используются в
подборе материала для практических работ.
Срок и объем освоения программы:
На 2 года, 288 академических часов, из них:
 «Вводный модуль» 144 академических часа;
 «Продвинутый модуль» 144 академических часа;
Форма обучения: очная, в случае дистанционного обучения – очная с использованием
ДОТ.
Особенности
организации
образовательной
деятельности:
группы
разновозрастные, с учетом возрастных и психологических особенностей содержание
программы разделено на две возрастные группы 7-9 лет и 10-12 лет.
Режим занятий:
Физкультурно-спортивное Вводный модуль Продвинутый уровень
4 часа в неделю; 4 часа в неделю;
Шашки
72 часа в год.
72 часа в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: Создать условия для развития личности ребенка через приобщение к игре в шашки.
Задачи: (задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цель. При
формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией)
Образовательные (обучающие):
- формировать теоретические знания, характерные для игры в шашки.
- обучать основам шашечной игры.
- обучать комбинациям, теории и практике шашечной игры.
- научить оценивать свои и чужие поступки.
Развивающие:
– развивать умственные способности детей, образное и аналитическое мышление, умение
производить расчеты на несколько ходов вперед для получения материального
преимущества в игре;
-развивать стремление детей к самостоятельности;
-повышать спортивное мастерство у детей.
Воспитательные:
– воспитать отношения к шашкам как серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим
спортивную и творческую направленность;
-воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность,
уверенность, волю, трудолюбие, коллективизм;
-выработать у детей умения применять полученные знания на практике.
Ожидаемые результаты:

Знать

Вводный модуль
Продвинутый модуль
знать историю развития шашек в нашей
знать правила игры, стадии партии
стране

понятия: оппозиция, размен,
темп, угроза, ловушка, тактика,
усвоить правила поведения на занятиях;
центр, центральные поля,
Уметь
организовать свое рабочее место
диагонали шашечной доски:
двойник, тройник, косяк, большая
дорога, концовка, атака, прием
производить размены, производить
применять правила игры на практике,
простейшие комбинации, ставить
Владеть доводить до конца простые выигрышные
известные ловушки и самому не
окончания
попадаться на них

1.3. Содержание программы
Вводный модуль
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации
Всего Теория Практика /контроля

1.

История развития шашек.

8

2

6

1.1

Различные шашечные системы.
Древность русских шашек.

2

2

-

1.2

Распространение шашечной игры в
России. Первая книга по шашкам в
России, написанная, в 1827 году, А.Д.
Петровым

4

-

4

1.3

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

2.

Первоначальные понятия

28

2

26

8

-

8

4

-

4

Опрос

2.1.

Правила игры, шашечная нотация

2.2.

Основы шашечной игры и её общие
вопросы

2.3.

Сила дамки, значение связок,
разменов, понятие об оппозиции,
темпах, маневренных возможностях

6

2

4

Упражнения на усвоение правил
игры, разбор и решение тематических
примеров

4

-

4

2.5.

Игры с записью партий

4

-

4

2.6.

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

Тактика

36

10

26

3.1.

Различные способы выигрыша шашек

8

4

4

3.2.

Разнообразие тактических приемов и
умение ими пользоваться, в процессе
игры

6

2

4

Простейшие комбинации и
тренировка в их отыскании, расчет
ходов в партии

8

4

4

3.4.

Жертва шашки. Комбинационные
эпизоды игры

4

-

4

3.5.

Комбинационные ловушки

4

-

4

3.6.

Контрудары

4

-

4

2.4.

3.

3.3.

Опрос

Тестовые
задания

Анализ

3.7.

4.
4.1

4.2

4.3
5.
5.1

5.2
5.3
5.4
5.5
6.
6.1

6.2

6.3
7.
7.1

7.2
7.3
8.

Итоговое занятие

2

-

2

Стратегия

8

4

4

Значение центральных полей игры.
Сила и слабость центра

4

2

2

2

2

-

2

-

2

16

8

8

4

4

-

2

2

-

4

2

2

4

-

4

2

-

2

8

-

8

4

-

4

2

-

2

2

-

2

6

4

2

2

-

2

2

-

2

2

2

-

16

-

16

Тактика – важная часть стратегии, ей
подчиненная. Значение общего
плана игры в партии
Итоговое занятие. Текущий
контроль.
Эндшпиль
Расчет ходов, ценность времени и
пространства, игровое качество
дамки по сравнению с простой
шашкой
Правило оппозиции –
противостояние шашек
Три дамки против одной,
«треугольник»
Разбор специальных тематических
примеров. Решение упражнений
Итоговое занятие. Текущий
контроль.
Дебют
Определение дебюта, его основные
цели
Наиболее распространенные
дебютные ловушки в «Игре
Петрова», «Перекрестке»,
«Отыгрыше»
Нахождение дебютных ловушек и
комбинаций Тематические игры с
разбором сыгранных партий
Итоговое занятие. Текущий
контроль.
Композиция
Концовки, задачи и этюды –
произведения композиции
Связь композиции с практикой
Итоговое занятие. Текущий
контроль.
Международные шашки

8.1

Нотация доски, запись ходов и
положений

4

-

4

8.2

Ловушки в дебютах, комбинации,
этюдные маневры

4

-

4

8.3

Красота игры. Простор для
творчества

4

-

4

8.4

Упражнения в записи отдельных
положений и записи партий

2

-

2

8.5

Итоговое занятие. Текущий
контроль.
Спарринг тренировки, конкурсы
решений, сеансы одновременной
игры

2

-

2

10

-

10

2

-

2

2

-

2

4

-

4

2

-

2

8

-

8

4

-

4

2

-

2

2

-

2

144

30

114

9.

9.1

9.2

9.3
9.4
10.
10.1
10.2
10.3

Систематичность спарринг –
тренировок, разнообразие их
тематики, подбор партнеров
Тематика конкурсов решений и
сеансов одновременной игры, учет
тренировочных выступлений
занимающихся
Разбор сыгранных партий, проверка
выполнения заданий
Итоговое занятие. Текущий
контроль.
Классификационные турниры
Участие в соревнованиях, турнирах
по шашкам
Запись партий, их последующий
разбор
Итоговое занятие. Текущий
контроль.
ИТОГО:

Содержание программы вводного модуля (1 год обучения)
1. История развития шашек – 8 ч.
Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей развития шашек,
шашечным кодексом.
Теория:
Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной
игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым.
2. Первоначальные понятия – 28 ч.
Теория:
Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о
шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы.
Практика:

Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных
возможностях. Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических
примеров. Игры с записью партий.
3.Тактика – 36 ч.
Теория:
Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение ими
пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании,
расчет ходов в партии.
Практика:
Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары.
4.Стратегия – 8 ч.
Теория:
Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра.
Практика:
Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии.
5.Эндшпиль – 16 ч.
Теория:
Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с
простой шашкой. Правило оппозиции – противостояние шашек.
Практика:
Три дамки против одной, «треугольник. Разбор специальных тематических примеров.
Решение упражнений.
6.Дебют – 8 ч.
Теория:
Определение дебюта, его основные цели.
Практика: Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова»,
«Перекрестке», «Отыгрыше». Нахождение дебютных ловушек и комбинаций.
Тематические игры с разбором сыгранных партий.
7.Композиция – 6 ч.
Теория:
Концовки, задачи и этюды – произведения композиции (особой области шашечного
творчества). Связь композиции с практикой.
8.Международные шашки – 16 ч.
Теория:
Нотация доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные
маневры. Красота игры. Простор для творчества.
Практика:
Упражнения в записи отдельных положений и записи партий.
9.Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры – 10 ч.
Практика:
Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров.
Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных
выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий.
10.Классификационные турниры – 8 ч.
Практика:
Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам, запись партий, их последующий разбор.

Продвинутый модуль
Учебный план
Наименование темы

№ п/п

Всего
1.

Вводное занятие. Повторение базовых
шашечных правил

12

Таблица 1.3.2
Формы
Количество часов
аттестации/
Теория Практика контроля

3

9

2.

Тестовые
задания

Чемпионы мира

3

3

-

3.

Главные принципы разыгрывания связок

15

3

12

4.

Рогатка. Способы ее постановки

12

3

9

5.

Клещи. Техника перехвата. Захват

12

3

9

6.

Общие принципы разыгрывание
коловых позиций

12

3

9

7.

Элементы комбинационной техники.
Точность расчета последствий
комбинации.

15

6

9

8.

Жертва. Определение жертвы.

27

6

21

Анализ

Эндшпиль. Идея Манури.

12

3

9

Тестовые
задания

Дебют. Рассматривание систем

18

3

15

Тестовые
задания

Принцип взаимодействия флангов и их
гармоничного развития

9

3

6

12.

Точечный центр и его слабость

12

6

6

13.

Классические позиции. Определение
классических позиций

12

6

6

9.
10.
11.

14.
Коловые позиции

9

3

6

Связки комбинации с позицией.
Подготовка комбинации

9

3

6

16.

Игровая практика (шашечные турниры)

24

-

24

17.

Итоговое занятие

3

3

-

216 ч

ч

ч

15.

Итого:

Анализ

Тестовые
задания

Анализ

Тестовые
задания

Анализ

Содержание программы продвинутого модуля (2 год обучения)
Раздел 1. Вводное занятие. Повторение базовых шашечных правил. (12ч)
Теория. Повторение основного материала, а именно: правила техники безопасности;
Практика. Разветвление шашечной игры на ряд систем; выделение стоклеточных шашек в
качестве унифицированной системы; миттельшпиль, эндшпиль, дебют.
Раздел 2. Чемпионы мира. (3ч)
Теория. Н.Гестем, П.Розенбург, их вклад в развитие шашечной теории. Упорядочение
системы розыгрыша чемпионатов мира. Творчество М.Райхенбаха, Б.Шпрингера.
Раздел 3. Главные принципы разыгрывания связок. (15ч)
Теория. Связанная сторона стремится высвободиться с помощью разменов, а связавший
препятствует этому, переносит деление на другой фланг, истощая его с помощью разменов.
Практика. Наиболее часто встречающиеся связки. Связки на левом фланге. Связки на
правом фланге.
Раздел 4. Рогатка. Способы ее постановки (12ч)
Теория. Маневры.
Практика. Стандартный прием для выхода из рогатки: размен две на две или три на три
шашки. Техника использования рогатки.
Раздел 5. Клещи. Техника перехвата. Захват. (12ч)
Теория. Борьба против связки разменом.
Практика. Неудачное положение шашки при клещах - использование этого противником.
Техника перехвата активных пунктов в пятом ряду. Роль разменов в борьбе за центр. Захват
пункта как логическое завершение атаки правым флангом.
Раздел 6. Общие принципы разыгрывания коловых позиций (12ч)
Теория. Роль кола - сдерживание левого фланга противника и подготовка решающей атаки
в центре.
Практика. Количество нападений и защит. Значение поля для построения колонны и
размена коловой шашки.
Раздел 7. Элементы комбинационной техники. Точность расчета последствий
комбинации. (15ч)
Теория. Создание свободного темпа, проникновение в дамки со свободным темпом,
создание ограничения для дамки противника.
Практика. Типовые идеи: мостик, рикошет, удар каблуком, использование турецкого
удара.
Раздел 8. Жертва. Определение жертвы. (27ч)
Теория. Жертва для прорыва и связки - простейшие примеры.
Практика. Ситуации, в которых необходимы конкретный расчет и общая оценка позиции.
Раздел 9. Эндшпиль. Идея Манури. (12ч)
Теория. Перекрытие.
Практика. Столбняк. Трамплин. Западня. Самоограничение. Отрезание по большой дороге.

Раздел 10. Дебют. Рассматривание систем. (18ч)
Практика. Система - первые 7-8 ходов. Система - первые 6-7 ходов, ловушки.
Раздел 11. Принцип взаимодействия флангов и их гармоничного развития. (9ч)
Практика. Простейшие выражения принципа взаимодействия флангов: оба фланга должны
иметь возможность свободного, беспрепятственного развития.
Раздел 12. Точечный центр и его слабость. (12ч)
Практика. Роль ударных колонн для укрепления активных пунктов и атаки в центре.
Раздел 13. Классические позиции. Определение классических позиций. (12ч)
Практика. Роль темпов и разменов. Олимпик и королевский удар. Значение «золотой»
шашки. Типовые комбинации: бомба, рикошет, удар Филипа.
Раздел 14. Коловые позиции. (9 ч)
Практика. Взаимодействие флангов, необходимость владения инициативой на левом
фланге при владении полем. Открытый кол. Значение перехвата поля при шашке. Изоляция
кола с помощью шашки.
Раздел 15. Связки комбинации с позицией. Подготовка комбинации. (9ч)
Практика. Полурогатка. Основная стратегическая идея: связка первого фланга противника
и расшатывание с помощью разменов левого фланга. Типовые комбинации. Комбинации,
характерные для определенных стратегических схем. Удар Манури. Удар Наполеона.
Разделы 16. Игровая практика (шашечные турниры). (24ч)
Практика. Практическое применение теоретических знаний. Условия проведения
турниров. Тематические партии.
Разделы 17. Итоговое занятие. (3ч)
Практика. Проведение внутрикружковых соревнований. Мониторинг достижений
обучающихся. Подведение итогов полугодия/года.

Содержание программы третьего года обучения
Раздел 1. Введение. Шашечный кодекс. Техника безопасности. Вопросы гигиены и
здоровья.
Раздел 2. Исторический обзор. Возникновение шашечных игр.
Раздел 3. Дебют. Начальная позиция. Шашечная нотация. Запись ходов. Диагонали
шашечной доски. Практическое занятие. Гибельное начало. Закрепление. Решение задач,
Практическое занятие.
Раздел 4. Миттельшпиль. Размен. Темп. Размен и темп. Как пройти в дамки. Как поймать
дамку. Ловушка в начале партии. Ловушка в середине партии. Ловушка в начале, в середине
партии, в конце партии. Закрепление, повторение. Турнир в группах. Анализ игр.. Как
Раздел 5. Оппозиция – основа шашечной теории . Угроза. Окружение. Отсталые и
изолированные шашки. Рожон. Решение задач. Распутье. Самообложение. Треугольник
Петрова. Турнир на личное первенство.
Раздел 6. Различные способы выигрыша шашек. Тактика угрозы. Тактика окружения.
Тактика жертв. Борьба дамок и простых. Закрепление. Борьба дамок и простых против
дамки и простых. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начинать атаку.
Активность в защите. Использование защитных ресурсов при атаке.
Раздел 7. Эндшпиль. Знакомство с расчетом ходов в окончаниях. Различные варианты
окончаний с простыми и дамками. Расчет ходов в окончаниях. Треугольник Петрова в
окончаниях. Знания правила в оппозиции. Нормальное окончание. Соревнования.
Концовки – разбор примеров. Подведение итога за год.

Календарный учебный график
Творческого объединения «Юный шашист»
третьего года обучения

п/н

Месяц

1

Сентябр
ь

Чис
ло

6

2

7

3

13
14

Время
проведе
ния

Форма
занятий

14.0014.45
14.5015.35
15.4016.20

Беседа

10-12

Беседа

3

Теория
практика

3
3

14-16
10-12
14-16

Ко Тема занятий
лво
час
ов
3
1.Введение. Шашечный
кодекс. Вопросы гигиены и
здоровья.

2.Исторический обзор.
Возникновение шашечных
игр.
3. Дебют
Начальная позиция

Место
Форма
проведения контрол
я
Кабинет 1

Опрос

Кабинет 1

Опрос

Кабинет 1

Показ

4
5
6

Октябрь

7
8

9
10

Ноябрь

11
12
13
14
15

Декабрь

16

17
18

19

Январь

20
21
22

Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика

3
3
33

Шашечная нотация
Запись ходов
Диагонали шашечной доски

Кабинет 1

Опрос

Кабинет 1

Показ

3
3
3
3
3
3

Диагонали шашечной доски
Практическое занятие
Гибельное начало
Закрепление
Решение задач
Решение задач

Кабинет 1

Показ

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

25
10-12
26
14-16
1 2 10-12
14-16
8
10-12 14
9
16
15
10-12
16
14- 16
22
10-12
23
14-16
29
10-12
30
14-16
6 7 10-12
12-14
15-17
13
10-12
14
14-16

Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

Практическое занятие
Практическое занятие
Мини турнир
Миттельшпиль
Размен
Темп
Размен и темп
Размен и темп
Как пройти в дамки
Закрепление
Как поймать дамку
Закрепление
Ловушка в начале партии.
Ловушка в середине партии

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Показ

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Теория
практика

3
3

Кабинет 1

Игра

20
21
27
28

10-12
14-16
10-12
14-16

Теория
практика
Теория
практика

3
3
3
3

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

10
11
17
18
24
25
31 1

10-12
14-16
10-12 14- 16
10-12
14- 16
10-12
14-16
10-12
14-16
10-12
14-16
10-12
14-16
10-12
14-16
10-12
14-16

Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
33

Ловушка вначале, в середине
и в конце партии.
Закрепление
Закрепление
Турнир в группах
Анализ турнира
Оппозиция- основа
шашечной теории
Основа шашечной теории:
угроза
Окружение
Отсталые шашки
изолированные шаш
Рожон
Решение задач
Распутье
Самообложение
Треугольник Петрова
Треугольник Петрова
Турнир
Анализ игры
Различные способы
выигрыша
Тактика угрозы
Тактика окружения
Тактика жертв
Борьба дамок и простых

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

20
21
27
28
4
5
11
12
18
19

Февраль
23

7 8

24

14
15
21
22
28
29
6 7

25
26
27

Март

10-12
14-16
10-12
14-16
10-12
14-16
10-12
14-16
10-12
14- 16

3
3

28

3
3
3
3
3
3
3
3
33

Май

10
11
17
18
24
25
2

30

32
33
34
35

Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика
Теория
практика

Апрель

29

31

10-12
14-16
10-12
14- 16
10-12
14-16
10-12
14-16
10-12
14-16
10-12
14-16
10-12
14-16
8 10-12
14-16

13
14
20
21
27
28
3 4

3
3
3
3
3
3

36

15
16

10-12
14-16

Теория
практика

3
3

37

22
23

10-12
14- 16

Теория
практика

3
3

Итого: 216 часов

Борьба дамок и простых
против дамки и простых
Выявление предпосылок для
начала атаки
Когда начинать атаку
Закрепление
Активность в защите
Активность в защите
Использование защит.
ресурсов атаке
Эндшпиль
Окончание игры
Знакомство с расчетом ходов
в окончаниях
Различные варианты
окончаний с простыми и
дамками
Расчет ходов в оконч.
Треугольник Петрова в
окончаниях
ТУРНИР
Подведение итога за год

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет 1

Игра

Кабинет1

Игра

Кабинет
1КАБИНЕ
Т1

Игра

Учебный тематический план
Творческого объединения «Юный шашист»
третьего года обучения

П/н
1
2
3
4
5
6
7

Наименование разделов и тем
Введение.
Исторический обзор.
Дебют.
Миттельшпиль
Оппозиция – основа шашечной теории.
Различные способы выигрыша шашек.
Эндшпиль
Итого: 216 часов

Теория
3
3
15
15
12
12
12
72

Практика

30
33
27
36
18
144

Всего часов
3
3
45
48
39
48
30
216 часов

К концу третьего года обучения дети должны знать и уметь:

-историю развития шашек с основными положениями шашечного кодекса;
-знать важнейшие элементы миттельшпиля: борьба против центральных шашек
соперника, способы постановки «кола» и «тычки»;
-знать элементы эндшпиля: приемы самоограничения и отбрасывания, дамочное
окончание: три дамки против трех дамок с простой;
-знать основные шашечные понятия и термины.
-уметь выполнять упражнения на запоминание: расстановка определенного количества
шашек, позиции на память, разыгрывание партий по памяти;
-уметь проводить комбинации в 5-6 ходов;
-уметь предсказывать результат партии на основании оценки позиции партии;
-выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии;
-уметь применять тактические приемы, проведения шашки в дамки, блокировка шашек.

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней

36
(по УП)
с 01.01.2023-08.01.2023
01.06.2023-31.08.2023

Продолжительность каникул
Даты начала и окончания обучения
по программе
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации

С 05.09.2022-31.05.2023
по окончании вводного модуля
по окончании продвинутого

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты

Характеристика
Для реализации данной программы дополнительного
образования располагается по адресу г. Улан-Удэ, ул.
Норильская, Предоставлен кабинет для проведения
занятий, для практической работы. Материальнотехническая база соответствует действующим
противопожарным правилам и нормам.
- набор шашек
- столы
- стулья
- ученическая доска

Материально-техническое
обеспечение

- фото
- видео
- интернет ресурсы:
fmjd.org-сайт Всемирной Федерации Шашек,
rnk.ucoz.ru-Международная ассоциация русских
шашек.
shashki.ru -Федерация шашек России.
https://www.shashkivsem.ru/shashki-v-internet - сайт
«Шашки всем»
Реализовывать программу могут педагоги ДО,
обладающие достаточными знаниями в области
шашечной игры.

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение

2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:



Тестирование
Соревнования

Критерии оценивания
Теоретическая подготовка обучающегося:
а) теоретические знания;
б) владение специальной терминологией.
Практическая подготовка обучающегося:
а) практически е умения и навыки;
б) участие в соревнованиях;
Учебно-коммуникативные умения:
а) умение слушать и слышать педагога;
Учебно-организационные умения и навыки:
а) навыки соблюдения правил безопасности;
б) судейство на соревнования.

2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП

Методики

Организуется методом наблюдения, опроса,
Изучения
уровня
освоения
беседы, тестирования и защиты проектов
дополнительной
общеобразовательной
обучающихся
общеразвивающей программы

Изучение уровня социализированности

Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными
услугами
Оценочные материалы (указать
конкретно по модулям в соответствии с
формами аттестации)

«Изучение
уровня
личности учащегося»
(приложение анкета)

социализированности

Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
(приложение опросник)
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения на
сайте центра путем анкетирования
Тесты
Турниры

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
 Дискуссионный
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Акция
 Встреча с интересными людьми
 Игра
 Мастер-класс
 Турнир

Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология проблемного обучения
 Технология дистанционного обучения
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:



Раздаточные материалы
Инструкции

Список литературы
1.

Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2004. – 32 с.

2.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
годаот 29.05.2015 г. Российская газета – Федеральный выпуск № 6693 (122).
3.
Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года от
07.12.2017 г.
4.
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726р.
5.
Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012
года«Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, 31 декабря 2012
года.
6.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных
гарантияхправребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от
23.07.2008 № 160-ФЗ).
7.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации(Минобрнауки
России) от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации иосуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (вступил в силу 22.12.2013) // Российская газета, 11 декабря 2013.
8.
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованияхк
программам дополнительного образования детей».
9.
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
иорганизации режима работы образовательных организаций дополнительного
образованиядетей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН
2.4.4.3172-14. –Москва 2014. Утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врачаРоссийской Федерации 4 июля 2014 г. № 41.
Литература для педагога
1. Вирный, А.Я. «Немного о шашках, но по существу». -Москва. ЕШКО, 2019 г.-23 с.;
2. Городецкий, В.Б. «Борьба в середине партии».- Москва, 2017 г.-67 с.;
3. Ермаков, Ю. А. «Такие не простые, простые шашки», -Черкассы, 2018 г.-58 с.;
4. Козлов, В. М. Миротин, Б.С. «Комбинации и ловушки в русских партиях».
Москва. «Физкультура и спорт», 2019 г.-483 с;
5. Правила вида спорта «Шашки». Утверждены приказом Министерства
спортаРоссийской Федерации от 26.04.2019 г. № 347.
6. Литвинович, В.С. Негра, Н.Н. «Курс шашечных дебютов», -Минск.
«Полымя»,Москва, 2018 г.-48 с.;
7. Маламед, В.Р. Барский, Ю.П. «Курс шашечных окончаний», Москва,энциклопедическое издание, 2018 год-4 с;
8. Хацкевич, Г.А. «25 уроков шашечной игры» - Минск, «Полымя», 2017 г.-247 с.;
9. Хуторской, А.В. «Компетентностный подход в обучении», научно-методическое
пособие. – М.: Издательство «Эйдос» института образования человека, 2018 г. – 73 с.:
ил. Серия «Новые стандарты».
10. Цирик, З.И. «Русские шашки» - окончание партий. Государственное издательство
«Физкультура и спорт», г. Москва, 2017 г.;

Литература для детей и родителей
1.
Барский, Ю.В. Герцензон, Б.Г. "Приключения на шашечной доске", СанктПетербург. Лениздат, 2018 г.-47 с.
2.
Верховых, А. О. Гершт, С. С. Юровский, Е. М. «Комбинации-одноходовки»,
Санкт-Петербург, ГДТЮ, 2018 г.- 13 с.
3.
Герцензон, Б. М. Наприенков, А.Л. Филлипов, К.М. "О шашках в шутку
ивсерьёз", -Ростов-на-Дону. Ростовское книжное изд - во, 2020 г.-59 с.
4.
Городецкий, В.К. "Книга о шашках", -Москва, Изд-во "Детская
литература",2019 г.-82 с.
5.
Каплунов, Я. Л. «Секреты шашечного сундука или волшебные
текстыматрешки». – Санкт-Петербург, 2017 г.-60 с.
6.
Козлов, И.Р. Миротин, Б.Н. "Комбинации и ловушки в русских шашках",
Москва, "Физкультура и спорт", 2017 г.-73 с.
7.
Лангин, В.П. Герцензон, Б.А. "Школа шашек для первоклашек", СанктПетербург. Информационно – издательское агентство "Лик", 2019 г.-97 с.
8.
Лисенко, В.В. «Первая книга шашиста» -Санкт-Петербург. Наука и школа,
2017 г.-65 с.
9.
Литвинович, В.И. Перченок, И.Н. «Школа позиционной игры. Русские
шашки», Москва, ФиС, 2018 г.-116 с.
10.
Миротин, Б.М. Сидлин, А.Л. Торчинский, Г.Ф. "Комбинации в
шашечнойпартии", -Москва, "Физкультура и спорт", 2018 г.-209 с.
11.
H.Jahu, E.Tsukernik “Kabekombinatsioone”. Kirjastus “eestiraamat” Tallinn, 2019 г.
(Прекрасный сборник шашечных комбинаций, для которого не нужно знание эстонского
языка, потому что все диаграммы имеют одно и то же задание: «Белые начинают и
выигрывают.
Электронные ресурсы

1. http://docs.cntd.ru/document/446498752
2. http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
3. http://files.stroyinf.ru/data2/1/4293768/4293768442.htm
4. http://www.mixnevoduc.edusite.ru/DswMedia/metodrekomendacii5.pdf
5. URL:http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-11122006-n-06-1844/
6. https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».