Театр мод (Данилина С.Г.)

1

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

2

Рекомендована
методическим советом
Протокол №
от «___» _______ 20___ г.

«Согласовано»:
Зам. директора по УВР МАУ ДО ДООЦ
«Родник» г. Улан-Удэ
_______________В. В. Дылыкова
«___»____________ 20___ г.

при внесении изменений
в последующие годы:
Протокол №
от « » ________202 г.

«Согласовано»:
Зам. директора по УВР МАУ ДО ДООЦ
«Родник» г. Улан-Удэ
_______________В. В. Дылыкова
«___»____________ 20___ г.

Внутренняя рецензия от:
1.

Дылыковой Виктории Витальевны, заместителя директора по УВР МАУ ДО ДООЦ
«Родник» г. Улан-Удэ

2.

Донцовой Эльвиры Викторовны, заведующая концертным отделом, методист
специалист МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ»

3

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «театр мод» (далее - Программа)
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в
РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ –
976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/


Устав учреждения утв. Приказом МОиН РБ от 14.01.2021 г.№ 14.
https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document
Актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение учеников
к миру молодёжной моды, созданию авторских костюмов развивается художественный
вкус, творческая фантазия, реализуются мечты учеников об участии в различных дефиле с
коллекциями молодёжной моды на школьных праздниках, районных и городских
конкурсах школьных театров моды, участии в конкурсах моделирования
одежды. Программа вносит разнообразие в школьную жизнь. Ученики постоянные
участники различных школьных концертных программ. Выступления юных дизайнеров
одежды несут положительный творческий заряд, завораживают новизной идей, покоряют и
увлекают непредсказуемостью.
4









И хотя сами понятия "театр" и "мода" различны по своей сути, для детского
мышления они легко объединились в единое целое. Ведь дети по своей натуре фантазеры.
И вот уже появляется новая идея, которая воплощается в созданную детскими руками
коллекцию. Рождается спектакль с музыкальным и световым оформлением, где
раскрывается искусство юного художника, мастерство портнихи, талант актрисыманекенщицы. Всё как у взрослых профессионалов в «театре» и в «моде»: режиссеры и
кутюрье, актеры и манекенщицы, художники и стилисты, костюмеры и
портные, технический персонал.
В наше время, когда существует перенасыщение рынка количеством разнообразных
швейных и трикотажных изделий, отпадает острая необходимость пошива одежды по
индивидуальным выкройкам. Но сохраняется интерес к процессу создания необычных
моделей одежды, целостных коллекций. А для этого все равно необходимо учиться шить,
чтобы смой создавать придуманное платье и не отстать от моды, которая во все времена
остаётся изысканной и капризной, но всегда интересна и привлекательна, особенно для
молодежи. Почти все девчонки мечтают когда-нибудь выйти на подиум в модном наряде
от известного кутюрье. Детскую мечту можно осуществить, создав собственную модель и
придумав для нее "роль" в необычном спектакле театра моды. Необходимо поддерживать в
детях это желание, насыщая их жизнь творчеством, деятельным и осознанным.
В детском театре моды девочки осваивают все этапы создания одежды. То, что делают
детские руки, во многом уникально: здесь можно встретить современные стильные туалеты
и национальную народную одежду, театральный костюм и авангардные модели. Ни в одном
"взрослом" Доме моделей нет такого, чтобы коллекция от начала до конца создавалась
одним человеком, да еще им же была продемонстрирована на сцене (подиуме). На
заключительном этапе мы видим не просто манекенщиц, а, прежде всего, фантазеров,
художников, портных.
Театр моды - это, прежде всего, образовательный комплекс, мотивирующий детей на
кропотливую работу по созданию коллекций одежды молодёжной моды.
Вид программы:
Модифицированная программа
Направленность программы
Программа объединения дополнительного образования «Театр моды» имеет
художественную направленность. Программа используется при организации детских
объединений дополнительного образования в условиях обычной общеобразовательной
школы, рассчитана на 2 года обучения (360 часов). Она состоит из нескольких модулей,
интегрированных с изучением учебного предмета «Технология ведения дома». Программа
включает повторение разделов образовательной программы «Технология ведения дома» «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремёсла», от
простейших ручных швов, изучения видов отделки швейных изделий, изучения пропорций
женской фигуры до создания сложных формообразующих элементов костюма, выполнения
эскизных проектов и реализацию этих проектов.
Адресат программы:
Младшие школьники: 8-11 лет
Средние школьники: 12–14 лет
Старшие школьники:15-16 лет
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 2 года
8-12 лет – от 144 – 216 час.
13-16 лет – 216 час. + инд. час.
 «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 144 педагогических часов;
 «Базовый уровень» - 2 год обучения, 216 педагогических часов;
5

Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастные группы
Режим занятий:
первая группа: 2 час (45 мин) х 2 раза в нед. = 4 час в нед.
вторая группа: 3 час (45 мин) х 2 раза в нед. = 6 час в нед.
Возраст учащихся
Программа рассчитана на учащихся 8-16 лет. Зачисление в группы производится с
обязательным условием - подписание договора или заявления с родителями (законными
представителями несовершеннолетних учащихся), подписание согласия на обработку
персональных данных.
Педагогическая целесообразность
Образовательная программа «Театр моды» направлена, прежде всего, на развитие
творческого начала в каждом учащемся, на выражение его личного «Я» и помогает решить
следующие проблемы:
1)
Занятия в детском театральном коллективе способствуют более разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей учащихся, которые не всегда удается
рассмотреть на уроке в школе.
2) Обучение актёрскому мастерству, искусству дефиле обеспечивает равномерные
физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и
физического и духовного здоровья.
3) Знакомство с основами культуры моды расширяет кругозор школьников, философские
представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство
возможного и невозможного посредством игры, формирует
мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.
Занятия творчеством приобщают учащихся к музыке, литературе, изобразительному
искусству.
4) Привлечение учащихся к занятиям в коллективе решает одну из острейших социальных
проблем, исключая возможность пребывания учащихся «на улице».
5) Театр моды помогает социальной и психологической адаптации учащихся, их
личностному росту. Модель жизненных ситуаций позволяет учащимся приобрести
полезные навыки для преодоления конфликтов и создания вокруг себя комфортной среды.
Творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует
эмоциональному сплочению коллектива. Острота и глубина восприятия искусства, в
особенности театра, нередко определяют духовный облик школьника на всю жизнь.
Уровни сложности
Программа рассчитана на обучение учащихся 8-16 лет на основе разноуровневого подхода
в соответствии с содержанием программы.
Стартовый уровень предполагает первоначальное знакомство с предметом «Театр
моды»,
сценическое искусство, формирует интерес к данным видам деятельности,
приобретение первоначального опыта деятельности по предмету.
Базовый уровень предполагает освоение умений и навыков по предмету.
6

Цель программы:
Приобщение детей к миру культуры костюма через создание и постановку
театрализованных представлений коллекций моделей одежды, что способствует
формированию художественного вкуса и социальной адаптации подростка.
Задачи программы:
Обучающие:
• обучить учеников знаниям в области культуры одежды, самой технологической
культуры и технологического образования;
• обучить детей решать творческие задачи в процессе работы над индивидуальными и
коллективными проектами;
• формировать навыки коммуникативной культуры, умению работать в детском
коллективе;
• познакомить с миром профессий, связанным с созданием одежды, разработкой
коллекций молодёжной моды, демонстрацией коллекций.
Воспитывающие:
• воспитать в учениках тонкий художественный вкус, чувство стиля, умение
гармонически сочетать особенности своего облика с выбранным костюмом;
• воспитывать стремление к творческой самореализации и самосовершенствованию;
• воспитать чувство ответственности за выполненную работу;
• воспитывать чувство коллективизма.
Развивающие:
• развивать способности к совместной творческой деятельности;
• выявлять и раскрывать индивидуальные творческие способности подростка;
• развивать образное мышление и фантазию;
• развивать у обучающихся потребность трудиться;
• развивать проектное мышление и способность действовать в проектной группе;
• развивать способности анализировать свою деятельность.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Создание образовательной среды, востребованной социумом и способной к
реализации поставленной цели по приобщению ребенка к миру культуры костюма.
Выпускники программы участвуют в разработке и создании различных швейных изделий,
авторских и коллективных коллекций моделей одежды, владеют приемами выполнения
эскизов и эскизных проектов, владеют навыками сценического движения в выступлениях
перед зрителями, владеют навыками публичной защиты своих идей и проектов.
Уровень знаний учеников в соответствии с образовательными модулями. Чтобы
определить уровень знаний, умений и навыков, полученных по Программе в целом
и отдельно по каждому образовательному модулю, необходимо систематически,
объективно и наглядно проводить диагностику образовательного процесса.
Ресурсное обеспечение:
Материально-техническая база:
- бытовые универсальные швейные машинки, 1 шт;
- оверлок;
- гладильная доска;
- утюг;
- швейные принадлежности.
Музыкально-техническое оборудование:
- ноутбук, колонки
- мультимедиа-проектор.
7

Отличительные особенности и новизна
Программа объединяет в одно целое такие понятия как образование, мода, искусство,
творчество. Существует большое количество образовательных программ студий костюма
и театров моды в системе дополнительного образования детей: образовательная
программа «Воспитание модой» г. Москва (авторы М.А.Пулькина, Т.А.Пьянкова),
образовательная программа «Школа-театр моды» г. Белгород (авторы М. Д. Пенькова, Т.
М. Рогова, Т. И. Чуева, И. Н. Козубова); образовательная программа «Театр моды «Алиса»»
г. Иваново (автор Заварина Е.А.). Все они созданы и работают на основе комплексного
объединения различных предметов, используются при реализации программ длительного
обучения и осуществляются в Центрах детского творчества, рассчитаны на большое
количество учебных часов. В условиях обычной общеобразовательной школы нет такого
большого количества часов дополнительного образования, которое выделяется на кружки.
Однако, у детей есть большое желание поучаствовать в работе кружка дополнительного
образования на базе своей с школы, что и позволяет осуществить эта программа.
Программа «Театр моды» имеет следующие особенности:
• Программа возможна при реализации занятий кружка дополнительного образования 4
часа в неделю в условиях массовой общеобразовательной школы.
• Модульный принцип построения. Все образовательные модули взаимосвязаны, благодаря
чему обеспечивается интеграция различных видов творческой деятельности, необходимых
для достижения обучающимися общего положительного результата и достижения цели
программы.
• Возможна интеграция образовательных модулей программы дополнительного
образования «Театр моды» с разделами предмета «Технология ведения дома», что
позволит значительно увеличить продуктивность и результативность обеих.
• Использование проектно-исследовательских образовательных технологий, связанных с
поиском новых совершенных форм, конструктивных решений, нестандартного
использования материалов при создании костюма.
• Организация разнообразных форм образовательных мероприятий, нацеленных на
выявление личностных достижений обучающихся (конкурс мастерства, конкурс
манекенщиц, конкурс авторских моделей, неделя моды).
Структура программы
• Образовательный модуль «Композиция костюма»
• Образовательный модуль «Конструирование и технология»
• Образовательный модуль «Сценическое движение»
Возраст обучающихся
Программа рассчитана на детей и подростков (в основном девочек) в возрасте от 11 до
16 лет. В условиях общеобразовательной школы наиболее привлекательными для
преподавателя являются ученицы 7-х и 8-х классов, с учётом уже имеющихся у учениц
навыков работы в области изучаемой программы, формируемых также на учебном
предмете «Технология ведения дома». Именно в этом возрасте у детей появляется
осознанная потребность в творчестве, желание утвердиться в собственном "Я". Этот период
приходится на переходный возраст подростков. Они стремятся самоутвердиться в жизни,
проявляют интерес к будущей профессии, пробуют себя в различных
областях созидательной деятельности.
Учащиеся с 11 лет могут осваивать данную программу, так как она предполагает
изложение учебного материала с самых азов, уделяя внимание повторению некоторых
разделов учебного предмета «Технология ведения дома» - «Создание изделий из
текстильных материалов», «Художественные ремёсла», но на более высоком
уровне. Наиболее успешные учащиеся могут с первого года активно привлекаться к работе
над созданием новых коллекций и участвовать в выступлениях показа мод.
8

На
учебные
занятия
образовательного
модуля «Композиция
и
дизайн
костюма» отводится 13 часов за два учебных года.
Модуль предполагает
многоуровневые задания, объединяющие знания по нескольким учебным предметам:
изобразительному искусству, технологии ведения дома, мировой художественной
культуре, при выполнении которых складываются в единые целые идеи новых образов и
моделей коллекции. В своем содержании модуль раскрывает секреты моды, наше к ней
отношение, учит различным методикам самопознания через одежду, умению
манипулировать ею для коррекции своей фигуры, что способствует созданию своего
индивидуального образа и поиску собственного стиля. Направлен на создание творческих
коллекций в соответствии с направлением моды и тематической задумкой.
На
учебные
занятия
образовательного
модуля «Конструирование
и
технология» отводится наибольшее количество часов - 29. Это обусловлено спецификой
этого модуля в образовательном пространстве театра моды - именно здесь реально
воплощаются в жизнь все идеи и задумки, совершенствуется мастерство исполнения. В
этом модуле осуществляются межпредметные связи учебных предметов «Технология
ведения дома» и «Черчение». Модуль содержит сведения о технологических процессах
изготовления швейных изделий: конструирование, моделирование, раскрой, соединение
деталей и узлов, влажно-тепловая обработка, отделка, реализуемых внутрипредметными
связями «Технологии ведения дома», а именно, его разделами «Графика»,
«Конструирование и моделирование», «Создание изделий из текстильных материалов».
Технология соединения узлов и отдельных деталей, их сборка в изделии составляют основу
обучения учащихся шитью. Именно овладение учащимися наиболее важными
технологическими операциями при создании коллекций, является целью данного предмета.
На учебные занятия образовательного модуля «Сценическое движение» отводится
14 часов, так как выполнение упражнений разминки и практических заданий по темам
«Пластика», «Дефиле», «Актерское мастерство» предполагает высокую физическую
нагрузку и эмоциональное переживание. Модуль предназначен для демонстрации одежды,
показа достоинства модели, её линий, кроя, формы, силуэта, конструкций, отдельных
частей костюма, функциональности модели. Учащиеся осваивают технику владения своим
телом; пространством, координацией движений, учатся работать в паре, в группе,
вырабатывают красивую и правильную осанку, закрепляют её.
Большое значение имеет модуль «Прическа, макияж, дизайн ногтей», ему отводится в
программе 12 часов, он направлен на формирование у учащихся потребности ухаживать за
своим телом, волосами, следить за внешностью и обликом в целом, грамотно использовать
косметические средства и средства декоративной косметики для усиления выразительности
индивидуальных природных внешних данных. Учащиеся учатся подбирать, в соответствии
с выбранным имиджем, причёску, макияж, цветовую гамму, уметь перевоплощаться в
новый сценический образ, проявлять творческое мышление.
В процессе обучения используются различные формы занятий:
- учебно-практические занятия, итоговые занятия;
- репетиции;
- студийные конкурсы - конкурс мастерства, конкурс стилистов, конкурс
авторских моделей, конкурс манекенщиц;
- конкурсы разных уровней, выступления и концерты;
- просмотр показов известных дизайнеров на Неделе моды – зрительская практика;
- проведение мастер-классов по изготовлению модных аксессуаров;
- посещение мастер-классов художников и дизайнеров, проводимых в рамках городских
выставок декоративно-прикладного творчества;
- фотосессия;
- экскурсии;
- участие в выставках.
9

Применяемые техники диагностики:
• Компьютерное тестирование
• Анкетирование
• Маршрутные листы
• Обсуждение и анализ проведения различных мероприятий
• Педагогические наблюдения
Теоретические знания, практические художественно-артистические навыки по итогам
прохождения различных модулей и Программы в целом оцениваются по трем уровням:
- высокий уровень – хорошие знания в области культуры костюма и способность донести
полученную информацию до окружающих; практические и художественно-артистические
навыки развиты хорошо, четко выражены, владение ими проявляется стабильно в заданиях
разного уровня сложности;
- средний уровень – владение информацией в области культуры костюма, но не
способность донести её до окружающих, владение практическими и художественноартистическими
навыками
выражено
достаточно
хорошо,
но упражнения
повышенного уровня сложности вызывают затруднения в процессе освоения и
выполнения;
- низкий уровень – слабое владение теоретическими сведениями, практические и
художественно- артистические навыки выражены нечетко, владение ими проявляется
эпизодически или не проявляется совсем.
«Продукты» образовательной и творческой деятельности обучающихся:
• Первый год обучения: эскизы моделей одежды в различных техниках и «первой
авторской коллекции», переделка вещей (футболки, джинсы и т.п.), пошив различных
видов плечевой одежды с цельнокроеным рукавом, демонстрация готовых изделий под
музыку и создание театрализованного образа; прическа и макияж для
различных жизненных ситуаций.
• Второй год обучения: эскизы авторских коллекций и коллективный эскизный проект,
комплект одежды, разработка и создание коллекции по заданной теме, головные уборы для
коллекции; выступление с коллекцией на различных конкурсах и концертных площадках,
проектирование учебно-исследовательской работы, макияж, прическа, грим в соответствии
с замыслом коллекции.
Образовательные результаты
После завершения обучения по программе выпускник обладает:
• сформированным художественным вкусом, образным мышлением и фантазией,
• знаниями в области культуры одежды и в области технологической культуры
и технологического образования,
• знаниями и умениями в области информационной и коммуникативной культуры;
•устойчивым стремлением к самосовершенствованию и к творческой самореализации;
• пониманием сущности и социальной значимости предполагаемых будущих профессий,
определенных Программой;
Выпускник готов:
• к проявлению ответственности за выполняемую работу;
• участвовать в разработке и пошиве моделей одежды для авторских и
творческих
коллекций;
• к взаимодействию и сотрудничеству с педагогами и обучающимися;
• участвовать в различных социокультурных программах и образовательных проектах, к
выступлению с показом коллекций на различных площадках.
Выпускник способен:
• правильно организовать свой труд, знает правила техники безопасности, санитарии и
противопожарной безопасности;
10

•

анализировать свою деятельность в театре;

Формы подведения итогов реализации программы
• анкетирование и тестирование;
• конкурс мастерства (с маршрутным листом);
• конкурс авторских моделей (например, «Костюм из нетрадиционных материалов»,
«Платье из бабушкиного сундука» и т.п.);
• студийный конкурс стилистов;
• студийный конкурс манекенщиц;
• итоговое занятие-концерт (в соответствии с разработанным сценарием);
• участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества;
• участие в школьном фестивале научно-исследовательских работ «Надежда России».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1: Конструирование, моделирование и пошив одежды
Содержание 1-го года обучения
Введение. Техника безопасности. Планирование работы. Задачи работы группы.
Организация рабочего места. Правила поведения за швейной машиной.
Швейные машины. Назначение, принцип действия. Правила под­готовки швейной машины
к работе. Схема заправки верхней и нижней ниток. Приемы работы на швейной машине.
Машинные швы, их назначение и техника исполнения.
Общие сведения о тканях. Краткая характеристика тканей. Нити основы и утка. Свойства
хлоп­чатобумажных тканей. Способы подготовки ткани к раскрою.
Конструирование поясных изделий. Приемы измерения фигуры человека. Величины
измерений, их условные обозначения. Общие сведения о построении чертежей швейных
изделий. Чертежные инструменты, приспособления. Линейка закройщика № 1 М (1:4).
Моделирование и технология изготовления поясных изделий. Понятие о моделировании.
Способы и приемы моделирования. Расход ткани. Выкройки. Порядок раскроя. Детали
кроя, их технологическая обработка к 1-ой примерке. Ли­нии сметывания. Порядок
проведения примерки Возможные недостатки. Порядок проведения 2-ой примерки. Виды
обработок вытачек, срезов, пояса, застежки, низа изделия. Влажнотепловая обработка.
Накладные карманы. Виды накладных карманов и способы их об­работки.
Классификация одежды по возрастному принципу. Одежда для детей, подростков,
молодежи. Одежда для взрослых, ее отличие. Влияние моды на ассортимент одежды для
разных возрастных групп.
Профессии швейного производства. Сведения о профессиях.
Практика Подготовка швейной машины к работе. Отработка навыка заправки верхней и
нижней ниток. Освоение различных видов машинных швов.
Определение хлопчатобумажных тканей по их свойствам. Распознавание направления
нитей утка и основы Рассмотрение таблицы размерных признаков. Снятие мерок, запись их
с помощью условных обозначений.

11

Отработка навыков пользования линейкой закройщика. Построение чертежей прямой юбки
в М 1:4 и в натуральную величину. Построение чертежа шорт на основе прямой юбки в М
1:4 и в натуральную величину. Построение чертежа брюк в М 1:4 и в натуральную
величину.
Моделирование юбки на основе прямой. Моделирование шорт, брюк. Определение расхода
ткани на конкретное изделие. Изготовление выкройки. Окончательная подготовка
выкройки к раскрою. Рас­крой изделия.
• Сметывание. Проведение 1-ой примерки. Исправление недостатков. Проведение 2-ой
примерки. Отработка технологии обработки отдельных деталей.
Изготовление образцов накладных карманов. Демонстрация одежды для разных
возрастных групп. Экскурсии в ателье, на выставки прикладного творчества.
Содержание 2-го года обучения
Введение. Организационные вопросы. Задачи, планы работы. Техника безопасности.
Швейная машина. Санитарно-гигиенические требования. Правила работы на швейной
машине. Назначение и устройство моталки, замена иглы Простейшие неполадки в работе
машины и способы их устранения.
Свойства тканей. Краткие сведения о производстве тканей из искусственных и
синтетических волокон. Свойства этих тканей: физико-механические, гигиенические,
технологические. Износоустойчивость тканей и факторы, влияющие на нее.
Конструирование плечевых изделий. Мерки. Порядок их снятия. Величины измерений,
необходимые для построения чертежа конструкции, и их условное обозначение. Прибавки,
необходимые при рас­чете конструкции. Последовательность построения и расчет.
Втачной рукав. Прямой, узкий рукав. Порядок конструирования. Вы­бор прибавок на
свободу облегания. Способы оформления низа рукава.
Моделирование и технология изготовления плечевых изделий. Моделирование с
помощью переноса нагрудной вытачки. Расчет количества ткани.
Раскрой, обработка, примерка. Возможные дефекты и способы их устранения. Способы
обработки вытачек, боковых, плечевых, рельефных срезов.
Примеры обработки проймы и низа рукава: манжета, обтачка, кант. Порядок влажнотепловой обработки.
Воротники к женским блузкам, платьям и жакетам. Виды застежек, способы их обработки.
Краткие сведения из истории одежды. Отделка одежды: пояса, воротники. Виды
воротников по принципу построения. Приемы обработки воротников и способы их
соединения с изделием.
Прорезные карманы. Виды прорезных карманов: в рамку, с листочкой, с клапаном.
Направления моды. Силуэты. Формы. Ткани. Расцветки, рисунки. Влияние моды на людей.
12

Профессии швейного производства. Краткие сведения о профессиях.
Практика. Уход за машиной, правила и места ее смазки. Смазочные материалы.
Распознавание видов тканей по их свойствам. Снятие мерок: определение влияния осанки
на относительную точность измерений. Построение чертежа основы блузки в масштабе 1:4
и в натуральную величину. Построение чертежа рукава в масштабе 1:4 и в натуральную
величину. Изготовление и подготовка выкройки блузки к раскрою. Разработка различных
моделей блузок. Освоение всех этапов работы по пошиву блузки. Обработка низа рукава.
Проработка разных видов застежек. Построение чертежей наиболее распространенных
видов воротников (стойка, отложной на цельнокроеной стойке, шалька, плосколежащий).
Раскрой и пошив воротника. Соединение его с блузкой. Обработка застежки, окончательная
отделка изделия. Изготовление образцов различных видов прорезных карманов.
Знакомство с журналами мод. Просмотр коллекционных показов. Экскурсии в ателье.
Встречи с людьми разных профессий, связанных с производством одежды.
3
Введение. Задачи и план работы группы. Организация рабочего места. Техника
безопасности.
Моделирование плечевых изделий более сложных конструкций. Последовательность
технического моделирования. Метод перенесения фасонных линий с рисунка на чертеж
основы или на готовую основу. Приемы создания выкроек. Специфика работы художникамодельера.
Конструирование изделий с цельнокроеным рукавом. Особенности конструкции.
Рукав «реглан». Метод прикладного моделирования для рукава «рег­лан» на основе
втачного рукава.
Двухшовный втачной рукав. Конструкция двухшовного рукава.
Технология изготовления швейных изделий сложных конструкций. Этапы работы: выбор
модели из журнала мод, фасон, мерки, черте­жи, моделирование на основе выкройки,
раскрой, примерка, уточнения, пошив, окончательная отделка. Зрительный образ модели.
Русские народные традиции и искусство народного костюма. Отражение быта и традиций
русского народа в покрое, подборе предметов одежды. Виды художественной отделки
костюма: вышивка, аппликация, лоскутная техника, кружева, тесьма и ленты. Традиции и
современная одежда.
Профессии швейного производства. Краткие сведения о профессии.
Практика Отработка навыка переноса фасонных линий с рисунка на чертеж осно­вы.
Приемы создания выкройки путем моделирования на готовой основе.
Построение чертежа основы с цельнокроеным рукавом. Разработка рукава покроя «реглан».
Построение чертежа двухшовного рукава.
Поэтапное создание модели, выбранной из журнала для себя. Сравнение полученного
изделия со зрительным образом модели в журнале. Анализ несоответствий.
Посещение Музея народной культуры, передвижных выставок, краеведческого музея,
библиотеки. Экскурсия в ателье.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К концу 1-го года занятий учащиеся должны:
усвоить правила по технике безопасности при работе с колющими и режущими
предметами, швейной машиной и электрическим утюгом;
овладеть навыком снятия мерок с фигуры и правильной их записи;
уметь строить чертежи прямой юбки, шорт, брюк;
уметь кроить вышеназванные изделия;
уметь демонстрировать готовые изделия.
13

К концу 2-го года занятий учащиеся должны уметь:
устранять простейшие неполадки в швейной машине;
снимать мерки с конкретной фигуры;
строить чертежи основы блузки (или платья);
производить простейшее моделирование;
кроить и шить изделия на себя;
демонстрировать изготовленные изделия.
К концу 3-го года обучения учащиеся должны уметь:
моделировать по готовому чертежу основы;
изготовить выкройку более сложной по конструкции модели;
разработать и сшить модель более сложного фасона на себя;
продемонстрировать модель в подиумном показе.
Учащимся творческой группы производственной мастерской по изготовлению моделей
одежды по их желанию и при сдаче ими квалификационного экзамена выдается
удостоверение о присвоении квалификации швеи.
Раздел 2. Основы художественного моделирования
Содержание
Введение. Цели и задачи моделирования. Понятия «стиль», «образ», «имидж», «мода».
Классификация ассортимента современной одежды.
Художественное моделирование одежды. Виды моделирования: техническое,
конструктивное. Специфика художественного моделирования. Профессия художникмодельер. Процесс художественного моделирования - процесс творческий. Моделирование
с учетом возраста, характера, телосложения. Зависимость формы одежды от
индивидуальных особенностей фигуры. Времена года и форма одежды человека. Понятие
«модели одежды». Специфика выполнения эскизов модели одежды. Принципы составления
коллекции. Одна основа - несколько моделей. Техника переноса фасонных линий с рисунка
на чертеж основы или на готовую основу.
Фигура человека и ее пропорции. Понятие «фигура». Понятие «про­порции» как
соотношения
продольных
и
поперечных
размерных
при­знаков.
Понятие
«пропорционально сложенной фигуры». Правило «золотого сечения» - правило гармонии
человека. Формула пропорциональности. Соотношение роста и массы тела. Характеристика
форм тела человека. Асимметрия тела человека. Классификация фигур (применительно к
конструированию и моделированию одежды).
Композиция костюма. Понятие «композиции» как объединения всех элементов формы
художественного произведения в единое целое, выражающее образное содержание.
Композиция в одежде - организация всех элементов ее формы. Цель композиции - создание
функци­ональной, технически и технологически совершенной формы с при­данием ей
художественных качеств: красоты, гармонии, соразмерности частей и целого, образности,
стилистической связи с другими предметами, окружающими человека в жизни. Форма и
содержание одежды. Форма и силуэт. Форма и поверхность. Линии контуров одежды, ее
частей, деталей: конструктивные и декоративные. Форма и объем, приемы создания. Масса
изделия. Фактура материала (характер поверхности). Цвет и рисунок мате­риала. Цвет и
форма. Цветовое сочетание. Светотень. Учёт ассортимента и свойств материалов при
14

создании костюма. Членение форм костюма. Линии членения: горизонтальные,
вертикальные и диагональные. Пропорции фигуры и линии членения. Симметрия и
асимметрия. Понятие художественной системы в моделировании: отдельные модели
одежды, семейство, гарнитур, комплект, ансамбль, коллекция.
Художественное оформление одежды. Понятие «отделка». Виды современных отделок:
орнамент, вышивка, рюши, волан, оборки, банты, бахрома, кисти, сборки, защипы, буфы:
фигурный край (фестоны, вязание крючком); мережка, кружева, плетение; цветы, перья,
аппликация, пэчворк (лоскутное шитье); батик (роспись по ткани), фурнитура, кожа,
трикотаж, мех; тесьма, шнур, ленты; украшения (бусы, бисер, брелоки, броши, цепи,
зажимы и др.). Осторожность в применении отделок: согласованность с композицией
костюма.
Практика Изучение словаря моды. Рисование моделей одежды на бумажные шаблоны
фигуры человека. Сопоставление формы одежды с фигурой человека. Рекомендации
выбора. Просмотр записи показа модной коллекции с анализом увиденного. Иллюстрация
готовых коллекций одежды. Разработка разных моделей на одной конструктивной основе
Составление коллекции из эскизов моделей. Наблюдение за фигурами людей. Выделение
типов фигур. Изучение своей фигуры Выявление ее особенностей. Рисование
предполагаемых моделей для своей фигуры. Работа с журналами мод, наблюдение за
разнообразием одежды. Выделение образных моделей. Изучение фактуры материалов, их
ассортимента по образцам, в магазинах «Ткани». Составление цветовых сочетаний.
Рисование моделей на основе манекена. Нанесение линий членения. Использование
асимметрии в композиции модели, эскизирование. Рисование моделей для составления
мини-гардероба. Освоение разных видов современной «отделки».
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результативностью изучения курса можно считать:
самостоятельное эскизирование модели, созданной в соответствии с основными
требованиями композиции костюма;
грамотное проведение технического моделирования по готовой основе или на чертеже.
Показатели результативности:
наличие творческих работ учащихся, выполненных с применением различных приемов
художественного оформления одежды;
грамотное проведение технического моделирования по готовой основе или на чертеже.
Раздел 3. Азбука моды
Содержание
Знакомьтесь: мода. Что такое мода? Как мода пришла в Россию? В поисках определения.
Споры продолжаются. Моменты моды. Авторы и соавторы моды. Мода вербует
сторонников. Мужчины и женщины в моде. Мода для одного и для тысяч. Кто заводит
«часы» моды? Что мы теряем, когда выигрываем? Мода на подиуме. Спектакль для миниюбки. Недолговечная «новизна». «Русский стиль» - продолжение традиций. Планирование
моды.
15

Тайна стиля. Классический стиль. Стиль «Шанель». Романтический стиль. Спортивный.
Деловой. Аван­гардный. Фольклорный. Диффузный. Конструктивистский.
Поиск ориентиров. Разрушение стилей. Изобилие моды. Мода предлагает испытание.
Индивидуальный стиль-образ. Модный образ разных столетий и конца II тысячелетия.
Обратимся к внешности. Понятие «внешность». Тайны лица и формы лица. Существует ли
идеальная форма лица? Черты типа лица и их влияние. Выбор причёски. Подчеркиваем
взгляд, или Обаяние очкарика. Обрамление лица: шляпы, украшения, линия горловины и
воротника.
Цвет - основа языка живописи. Цвет - основа языка живописи. Богатство цвета.
Составление палитры способом разведения красок и смешивания красок. Получение
производных цветов. Характеристика полученных цветов. Экскурсия в магазин «Ткани».
Цветовые сочетания. Понятие «согласованности цветов». Принципы сочетания цветов:
контрастность, родственность, родственно-контрастность. Способы передачи формы
цветом. Светотень. Аппликация и цвет.
Цвет в декоративно-прикладном творчестве. Орнамент. История зарождения и развития.
Типы орнаментов: геометрический, растительный, животный. Орнамент и геометрия. Виды
орнаментов: вписанный, ленточный, сетчатый, неполный.
Различение типов орнамента. Поиск орнамента на одежде. Рисование орнаментов.
Составление орнаментов разных типов. Логические игры на поиск закономерностей
чередования рисунков в орнаменте. Поиск орнаментов в техниках бисероплетения,
мережки, лоскутной техники, вышивки (ручной).
Цвет и его свойства. Понятие «цвет». Дисперсия света (спектральное разложение).
Явление радуги и цвет. Основные цвета; желтый, синий, красный. Производные цвета
(дополнительные). Палитра художника. Холодные и теплые цвета. Яркие и
приглушенные. Насыщенные (глубокие) и ненасыщенные (неглубокие). Темные и
светлые. Настроения в цвете.
Внимание: цвет! Тайна цвета. Сила цвета. Секреты личного выбора. Цвет врывается в
деловой мир. Найди свой цвет.
Цветовые направления: глубокое, светлое, яркое, приглушенное. Цветовые образы:
женщина весна, женщина-лето, женщина-осень, женщина-зима. Цветовые круги человека.
Цветовые символы и традиции.
Тайна тела. Особенности фигуры. Типы фигур: плоская, коническая, округлая, полная.
Полнота бывает разной. Моде нравятся худые. Моё тело и я.
Если хочешь быть красивой. Секреты гармонии. Хитрости в одежде и пол. Ловкость рук,
или Оптический обман. Поговорим о деталях. Безболезненные покупки. Комплексы
физической непривлекательности. Простой совет избавиться от комплексов. Пять интервью
на тему об одежде: «Давайте одеваться хорошо», «Выбираем женственность», «Одеваюсь,
как все», «Урок и мода», «Мода: игра, поиск».

16

Тайны души. Я и моя одежда: секрет моего «я», загадки отношения к одежде; типы
отношения к одежде. Одежда как зеркало души. О чем мы и не подозреваем. «Потемки»
чужой души. Стиль и отношение к одежде. Код, заложенный в костюме. Костюм, его
замысел. Костюм и его назначение. «И в пир, и в мир...». «По одежке встречают...». Костюм
рассказывает о нас. Субъективность оценок. Человек «меняет кожу». Кто есть кто? Вносим
коррективы. Почему вещи становятся престижными.
Мода и здравый смысл. Все не купишь, или Больше не нужно, а меньше нельзя. Вопросы к
себе. Мнение манекенщицы. Рациональный гардероб. Обойдемся без бриллиантов!
Направления в одежде. Загадки удачной покупки. Одежда для обновления души. Секреты
создания нового образа. Тайны успеха внутри нас. Секреты хорошего настроения:
правильный подбор ткани; костюм без стресса; переодевание.
Наводим порядок в шкафу: «прополка» того стоит; анализ своего образа жизни; «гибкие
капсулы» индивидуального гардероба.
Направления моды. Откуда берутся модные направления? Как приспособить тенденции
моды к себе?
Предложения моды. Сезоны моды. Ассортимент одежды Мода и обувь. Уход за обувью.
Мода и аксессуары. Мода и украшения. Мода и купальники.
Мода и возраст. Мода для детей. Рождение молодежной моды. Мода зрелости. Мода для
пожилых. В каком возрасте следует пере­стать следовать моде?
Мода вчера, сегодня, завтра. Три времени моды. Посмотрим, что позади. Мода абсурда.
Новые направления в выборе стиля. Секреты создания нового облика.
Выбери свой стиль. Индивидуальность в моде. Прогноз на будущее. Не ставьте точку!
Практика Диспут для выявления мнений. Демонстрация моделей одежды, сшитой
учащимися. Работа с журналами мод по определению стилей в моделях одежды по их
деталям, силуэтным формам, элементам отделки и композиции в целом. Рисование моделей
в диффузном стиле. Знакомство с модными образцами известных моделей, поп- и шоузвезд. Знакомство с эпизодами жизни известных людей и с их высказываниями о своих
успехах в связи с модой. Изучение фотографий и их сопоставление. Анкетирование.
Рекомендации. Определение формы и типа своего лица. Определение черт своего лица.
Консультации парикмахера. Выбор формы очков для себя. Практические рекомендации в
связи с модой. Психологическое влияние цвета. Цветовой контроль-тест. Советы и
рекомендации по подбору цвета для гармонии и контра­ста. Определение своего цветового
направления. Составление и анализ своего цветового круга. Изучение своей фигуры и
определение типа, особенностей. Рекомендации по коррекции индивидуальной фигуры с
помощью зрительных иллюзий: линий, цвета, объема, формы, пропорций, рисунка и
фактуры тканей. Подбор готовой одежды в соответствии с типом фигуры и пропорциями.
Рисование и эскизирование моделей. Составление аннотации модели одежды.
Рекомендации по использованию данной модели. Диспут об истинных и мнимых
ценностях, о вещизме и трезвом отно­шении к предложениям моды, об уровне
потребностей и роскоши. Определение границ необходимых вещей. Составление
рационального гардероба: подбор вещей из уже имеющихся по принципу гармоничного
сочетания друг с другом (по цвету, фактуре ткани, по единству стиля) Определение своего
мини гардероба.
17

Рекомендации по выбору видов готовой одежды на сезон. Опре­деление своего нового
образа, путей его достижения. Изучение и анализ модных предложений и определение
возможности их применения к себе с учетом всех особенностей своей индивидуальности.
Изучение словаря моды. Рекомендации по уходу за одеждой и обувью, аксессуарами и
украшениями. Практические советы по выбору купальника. Подборка моделей одежды из
журналов. Выставка индивидуальных работ учащихся, фотовыставка. Выставка работ
педагогов. Диспут. Анализ фотоснимков людей, поменявших свой облик. Советы
имиджмейкера. Подготовка и демонстрация своего нового образа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоения курса, как бы суммирующего все полученные за 3 года обучения
знания о моде и подводящего под ними итоговую черту, учащиеся овладевают техникой
изменять свой имидж, закрепляют навык перевоплощения в сценический образ, пользуются
конкретны­ми советами по формированию своего нового образа, по подбору
рационального личного гардероба а соответствии со своей индивидуальностью, по уходу за
вещами, разбираются в вопросах моды, ее стилях и направлениях. На примере своих
творческих работ и участвуя в поста­новках театра моды, демонстрируют приобретенные
навыки.
Раздел 4. Сценическая практика и Основы театрального мастерства
Содержание
Осанка фигуры человека. Понятие «осанки». Многообразие типов осанки. Факторы,
влияющие на формирование осанки. Нарушения осанки, связанные с искривлениями
позвоночника: кифоз, лордоз, сколиоз. Комплекс упражнений на исправление осанки при
сколиозе. Типы осанок и их характеристики: нормальная, перегибистая, сутулая,
сутулоперегибистая. Роль лечебного массажа и плавания для исправления неправильной
осанки.
Правильная осанка. Понятие «правильной осанки». Тест на определение правильной
осанки. Основные позы контроля правильной осанки. Комплекс упражнений для
формирования правильной осанки.
Практика. Наблюдение и исследование своей осанки. Фиксация положений своего тела при
различных видах деятельности: за сто лом, при ходьбе и т. д.
Домашний тест-контроль. Выявление нарушений. Знакомство с комплексом упражнений.
Домашнее задание. Определение типа своей осанки, ее анализ, повод к размышлению.
Рекомендация соответствующих занятий как общеукрепляющих. Проведение тестконтроля на правильную осанку. Изучение поз контроля на правильную осанку. Запись и
изучение комплекса для выполнения на занятиях и дома. Выполнение в классе в качестве
разминки.
Сценическая пластика. Понятие «пластики». Пластика и музыка. Разница понятий
«движение под музыку» и «движение на музыке».
Пластика и костюм. Взаимосвязь пластики движений человека со стилем его одежды
Обратная зависимость. Отражение стиля костюма в стиле шага и танцевальных элементах.
Пластика и эмоции. Понятие «эмоций». Виды эмоций. Выражение лица человека в
зависимости от его внутреннего со­стояния. Мимика. Жесты как способ выразить эмоции.
18

Жестикуляция. Язык жестов. Пантомима - синтез мимики и пластики жеста. Извест­ные
мимы и театры пантомимы.
Пластика и танец. Танец - гармония музыки и движения. Виды танцев: народный,
классический, эстрадный, бальный, спортивный. Специфика аэробики, ритмики,
художественной гимнастики как синтеза музыки, танца и спорта. Специфика дефиле как
синтеза музыки, танца и моды (модного костюма, подиумного шага). Танцевальная
пластика народов мира. Комплекс танцевальных элементов аэробики.
Практика. Иллюстрация «движений под музыку» (музыкальные игры в сопровождении
музыки) и «движений на музыке». Пластический этюд.
Упражнения под музыку. «Воздушный бал», «Дискотека кузнечиков». Упражнения на
основе музыки: «Ты катись, веселый мячик», «Сочини свой танец».
Изображение движений человека, одетого в: длинное вечернее платье; деловой костюм;
короткую узкую юбку; карнавальный костюм; спортивный костюм; рабочую спецовку.
Знакомство с рисунками, изображающими эмоции.
Упражнение на развитие выразительности мимики: ролевые игры «У зеркала», «Кто я?»,
«Игра с платком», «Тренируем эмоции», «Изобрази эмоцию». Просмотр записи
выступлений учащихся театров и студий моды.
Сценическое движение и ритмика. Пластика рук. Основные позиции рук: первая (внизу
перед собой); вторая (в стороне); третья (перед собой); четвертая (в сторону и вверх); пятая
(вверху). Специфика положений кистей рук манекенщицы.
Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса (из аэробики). Пластика «мягких» рук.
Пластика «ломаных» рук. Фантазийная пластика рук.
Пластика головы и шеи. Постановка головы. Изящество поворотов и наклонов. Пластика
ног. Виды поворотов: запаздывающие, опережающие. Позиция ног в танце, отличие
позиции ног манекенщицы.
Виды танцевального шага: шаг с подскоком, приставной шаг, шаг галопа, переменный шаг,
шаг польки шаг с притопом, пропадание, «ковырялочка» с притопом, русский медленный,
сочетание шагов га­лопа с шагом польки и другие.
Комплекс ритмических упражнений для ног (из аэробики).
Пластика тела. Понятие «гибкости тела». Необходимость развития гиб кости для здоровья
и хорошего настроения. Комплекс танцевально-ритмических упражнений для развития
талии (из американской аэробики).
Практика Разучивание позиций рук и отработка движений под музыку. Запаздывание
движения предплечья и кисти по отношению к плечу. Повторение движений за педагогом.
Разучивание упражнений. Подключение к разминке. Знакомство с движениями и отработка
под музыку.
«Зеркальный танец» (1-й вариант). «Зеркальный танец» (2-й вариант).

19

Игра «Согласованные движения». Пластические этюды за преподава­телем «Танец огня»,
«Танец морских волн», пластические импровизации. Соединение с дефиле. Разучивание
движений. Ходьба под музыку с хлопком на сильную долю.
Разучивание различных видов танцевального шага и отработка их под музыку.
Разучивание танцевальных движений. Стажировка в школе народного танца, эстрадного
танца. Разучивание Тренировка. Подключение к разминке. Этюды: «Надувная кукла», «Из
семени в дерево», «Водный карнавал». Разучивание упражнений комплекса. Музыкальноритмические техники: «Огонь-лед», «Море волнуется».
Грация и выразительность движений. Понятие «Грации». Грациозность кошки, других
животных. Характеристика движений человека: легкие, резкие, тяжелые, угловатые,
гибкие, стремительные, грубые, порывистые, неуклюжие, тяжеловесные, энергичные,
вальяжные, размеренные, ритмичные, реактивные, заносчивые, заторможенные, плавные,
суетливые, скачущие, упругие, мягкие, уравновешен­ные, агрессивные, ленивые,
вульгарные, спокойные и т. д.
Танец - это просто. Понятие «танца». Танцы, необходимые для раз­вития общей
пластичности и наработки движений и элементов дефиле, координации тела. Танцы,
способствующие двигательной раскрепощенности и раз­витию воображения.
Пластика образа модели. Зависимость пластики движений от характера музыки и
образности демонстрируемой модели.
Мышечный контролер. Понятие «Мышечного контролера». Мышцы, их роль в актерском
мастерстве. Работа мышц и подчинение ее своей воле. Перенос центра тяжести и точки
опоры тела. Способы мгновенной ориентировки.
Воображение. Офантазирование предметов. Острота «внутреннего зрения». Понятие
«внутреннего зрения». Групповое фантазирование.
Практика. Упражнения по речевой деятельности: устное сочинение. Речевой практикум.
Составление коллективного рассказа.
Сценическое внимание. Понятие о зрительном, слуховом, осязательном внимании.
Групповое внимание. Публичное одиночество.
Практика. Упражнения (тренинг) на выработку индивидуального и группового внимания,
публичного одиночества.
Характерность. Понятие «образа», «характера» в актерском искусстве. Особенности
создания сценического характера. Техника создания образа на сцене.
Понятие пластической выразительности. Приемы пластической выразительности для
достижения сценического образа и передачи характера.
Практика. Пластические этюды. Пластические импровизации.

20

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К концу учебного года обучающиеся овладевают определенными психофизическими
качествами и различными навыками актерского мастерства. Демонстрируют гибкость тела,
ритмичность, координацию движений, скорость ориентировки во времени и пространстве,
импровизацию в передаче тончайших нюансов внутренней жизни персонажа-образа.
Естественно выполняют самые разнообразные движения, упражнения и создают
импровизации-этюды.
В конце курса обучения по предмету учащиеся должны:
сформировать правильную осанку;
снять мышечные и психологические комплексы «зажатости»;
владеть всеми частями тела;
знать основные элементы танцевальных техник;
уметь представлять движения в воображении и мыслить образами;
быть готовыми к работе в Театре моды и на подиуме.
Раздел 5. Косметика и макияж, грим-визаж
Содержание
Введение. Понятие «косметика». История развития косметики. Искусство ухаживать за
собой.
Внешность. Понятие «внешность». Тип внешности. Черты лица. Формы и типы лица.
Практика. Определение типов внешности. Определение формы лица, черт лица и типа лица.
Уход за лицом. Основные типы кожи лица: жирная, сухая, смешанная, нормальная, угревая.
Уход за разными типами кожи. Массаж кожи лица. Гимнастика для лица. Ассортимент
косметической продукции. Косметические процедуры.
Практика. Определение типов кожи. Освоение порядка и техники массажа.
Декоративна» косметика и макияж. Понятие «декоративная косметика». Из истории
декоративной косметики. Понятие «макияж». Макияж и декоративная косметика. История
макияжа. Виды макияжа: дневной, вечерний, праздничный. Техника макияжа: вечернего,
дневного, возрастного. Тенденции современного макияжа. Цветовая гамма макияжа и тип
внешности. Цветовая гамма макияжа и цветовая гамма гардероба.
Практика. Изучение ассортимента декоративной косметики.
Определение видов макияжа по фотоснимкам. Проработка техники макияжа: дневного и
вечернего. Определение индивидуальной цветовой гаммы. Подбор цветовой гаммы в
соответствии с одеждой.
Уход за руками. Форма рук, пальцев, кистей. Маникюр. Техника проведения.
Косметические препараты отечественных и зарубежных фирм. Правила хранения и
пользования. Проблемы ногтей. Уход.
Практика. Демонстрация образцов.
Уход за ногами. Проблемы ног Уход. Ассортимент косметической продукции.
Уход за телом. Понятие «гигиена». Гигиена тела (общая). Средства по уходу за телом:
дезодоранты, кремы, скрабы, лосьоны и т. д. Правила отбора.
Уход за волосами. Волосы - украшение женщины. Типы волос. Структура волос.
Заболевания волос.
21

Цветовая гамма волос. Натуральные и синтетические препараты для окраски волос.
Прически повседневные и праздничные. Косметические средства для волос.
Практика. Определение типа волос. Домашний тест-контроль. Подбор цвета краски.
Ароматы. Классификация запахов. Ассортимент ароматной продукции (мыло, духи,
дезодоранты, туалетная вода и др.). Ведущие фирмы-производители. Правила пользования.
Условия хранения. Срок годности.
Практика. Индивидуальный выбор ароматов в соответствии с типом внешности,
темпераментом, образом.
Стиль и косметика. Понятие стиля и индивидуального образа человека. Соответствие
индивидуальной косметики образу и стилю
Практика. Рекомендации в выборе косметической продукции к своему образу. Создание
образности модели в макияже.
Введение. Визаж - искусство украшения и оформления лица и тела. Визаж - образный
макияж.
Визаж. Косметика и область ее применения: показ мод, «живые» картины художников,
рекламные проспекты. Декоративная косметика и визаж: аквагрим и работа с аэрографом.
Какой цвет Вам к лицу? Тело модели - неотъемлемая часть кол­лекции. Направление
видажа пирсинг, татуировки, художественная роспись по телу.
Практика. Подбор цветовой гаммы с учетом «образа» и модели одежды.
Грим. Цель и задачи гримирования. История возникновения грима. Анатомические основы
грима. Применение грима в театральном искусстве. Роль образного грима.
Театральная косметика. Ее назначение, атрибуты: гримировальные краски, гримировальная
паста, тональные карандаши, карандаш для век с оттенками, тени для век, крем пудра,
жирные румяна. Значение театральной косметики. Мастера театрального грима.
Волосяные изделия. Роль, виды волосяных изделий, классификация (парики, бороды и т. д.)
Грим и прическа. Первоначальные приемы применения грима. Общие принципы изменения
формы лица. Схема грима. Несколько способов наложения тона. Элементарное правило по
распределению румян
Каноны народного грима. Особенности грима китайского, японского, греческого, римского
театров.
Практика. Сравнение с декоративной косметикой для макияжа. Отличия.
Упражнения на выработку навыков наложения грима. Гримирова­ние отдельных частей
лица (бровей, глаз, губ, носа, подбородка, овала лица, шеи, ушей, рук). Создание
индивидуального характера. Примеры характерного грима. Примеры национального грима.
Мода и здоровье. Грим и визаж - особый уход за кожей лица.

22

Фототерапия в дерматологии и косметике. Гигиена одежды, обуви, предметов быта.
Значение физкультуры и спорта в поддержании имиджа и образа. Лучший макияж и визаж
- здоровый, активный, творческий образ жизни и хорошее самочувствие.
Практика. Подбор фиторецептов с учетом индивидуальных особен­ностей кожи.
Содержание программы дополнительного группового маршрута
по разделу ДЕФИЛЕ.
Дефиле, или подиумный шаг. Понятие «дефиле» как свободное движение по подиуму на
основе музыки, выстроенное в композицию в соответствии с замыслом демонстрации
модели.
Походка. Типы походок. Осанка формирует походку. Походка и здоровье. Правильная
походка, критерии походки. Спортивно-оздоровительный момент походки. Походка и
возраст Походка и настроение. Рекомендации к выработке правильной походки.
Дефиле и танец. Своеобразие дефиле. Сходство и отличие от танце­вального шага.
Комплекс упражнений типа ходьбы на месте (из аэробики).
Техника подиумного шага. Основная позиция в статике:
положение ног в 3-й закрытой позиции; развернутость носков наружу, согнутое колено,
нога на носке; положение рук; свободно-пластичное вдоль тела; положение головы; прямо,
взгляд вперед, под­бородок горизонтально полу;
положение плечевого пояса: расслабленно, плечи опущены, ло­патки разведены;
осанка: подтянутая, спина напряжена, живот втянут. Характеристика основного шага:
шаг с каблука, прямой ноги, с выносом бедра;
умеренность ширины шага, «линия пятки»;
чуть заметные движения плечевого пояса в противовес выносу бедра;
движения рук помогают общему движению.
Практика
Просмотр видеозаписи движения манекенщиц.
Наблюдение за походками учащихся. Анализ. Изображение разно­образных походок людей
в импровизации. Демонстрация походок. Пластические этюды на изображение походок:
походка и возраст; походка и настроение; походка и груз.
Сравнение с обычной ходьбой под музыку, с хлопками и без. Отработка упражнений.
Демонстрация подиумного шага и его отработка.
Виды основного шага. Основной шаг с выносом ноги из-за такта, без поворота. Поворот на
полупальцах с переносом тяжести на другую ногу на 180 °.
Линия движения: интервал, распределение пространства. Согласованность движений,
одновременность поворотов.
Две линии движения: интервал, согласованность, распределение пространства.
Практика. Демонстрация основного шага и его отработка. Определение размера. Расчет
шагов (4/4 - 8 шагов). Движение основным шагом по одному.
Отработка движений одной линией без музыки и на музыке.
Отработка движения основным шагом в 2 линии по 3 человека на встречу друг другу. Шагповорот на 180°. Движение до середины с плавным поворотом на 4-й шаг на 180° по одному
с рукой (без руки). Вариант шага-поворота: с «общением» друг с другом. Вариант шагаповорота с перекрещиванием рук.
Отработка шага, положения рук, головы без музыки и под музыку по одному, линией и в 2
линии навстречу друг другу. Рас­пределение пространства и линии.
Шаг-проходка. Шаг в сторону с поворотом на 360° с небольшим перекрестом ног и
продолжением шага в сторону.
23

Демонстрация щага-проходки. Отработка по одному, без рук и с руками, под музыку (без
музыки), в группе по 10-12 человек одновременно.
Поворот на месте на 360°. Положение ног. Устойчивость позиции. Положение корпуса.
Опережающий поворот головы. Положение рук. Перекрест ног с подъемом на полупальцах
и поворотом вокруг своей оси со сменой опоры на противоположную ногу. Основная
позиция с другой ноги.
Демонстрация поворотов. Отработка по одному без му­зыки и на музыке.
Основной шаг-комбинация (с поворотом на 360°). Основной шаг (на 4 й шаг) - шаг-полный
поворот и продолжение движения вперед без выноса ноги из-за такта.
Демонстрация основного шага. Отработка по одному без музыки и на музыке, с
подключением рук Работа линией навстречу друг другу. С другой ноги.
Выпад в сторону. Выпад в сторону без руки и с рукой из основной позиции. Рука на бедро
или в сторону. Вариант с перекатом.
Демонстрация выпада. Отработка.
Шаг-композиция с выпадом в сторону. Основной шаг (на 4-й шаг) -выпад п сторону,
продолжение движения вперед, поворот на 180°, без руки и с рукой.
Вариант: с выпадом, быстрым перекатом с ноги на ногу и продолжением движения вперед,
поворот на 180°.
Вариант: основной шаг (на 4-й шаг) - выпад в сторону, пауза, воз­врат в предыдущее
положение, продолжение движения вперед, поворот на 180° с выносом руки в сторону.
Демонстрация шага с выпадом. Отработка по одному, в паре, в линии, в 2 линии без музыки
и под музыку.
Движение навстречу друг другу, как бы обходя друг друга. С другой ноги.
Демонстрация Отработка по одному, в паре, в линию, в две линии на­встречу друг другу с
рукой на бедро и в сторону, с музыкой, с другой ноги.
Поворот на 360° с перекрестом ног со сменой опорной ноги и выпадом в сторону без руки,
рука на бедро, рука в сторону.
Демонстрация поворотов. Отработка по одному, в паре, в линию, в 2 линии навстречу друг
другу под музыку с рукой.
Шаг композиция с поворотом на 180° и выпадом в сторону. Возврат в исходную позицию
на свое место. Вариант: с выпадом и перекатом и движении в исходную позицию (с рукой
и с поворотом головы на партнера). Демонстрация шага. Отработка по одному, в паре, в
линию, в две линии навстречу друг другу с рукой на бедро, в сторону с поворотом головы
(спиной друг к другу) на партнера, с музыкой.
Шаг с выпадом в сторону и движением по «квадрату». Основной шаг (на 4-й шаг) - шагвыпад в сторону с поворотом на 90°, продолжение основного шага с новым выпадом поворотом с полным описанием фигуры «Квадрат». Демонстрация шага. Отработка по
одному, в паре, в линию по 2-3 человека, в 2 линии навстречу друг другу (перепостроение)
под музыку.
Распределение сценического пространства. Варианты движения колонной (в затылок друг
другу), линией по диагонали, массой в не­сколько рядов (в шахматном порядке).
Практика. Отработка всех элементов шага в положении: колонной, по диагонали, массой,
под музыку, с рукой. Освоение сцены.
Распределение сценического времени. Понятие сценического времени, его плотность.
Разнообразие движений на одном временном промежутке.
Практика. Отработка всех элементов движений по одному с интер­валом времени
(запаздыванием - «каноном»), по двое, группой, с музыкой. Создание иллюзии
непрерывности движения.
24

Композиция. Постановка композиций из основных элементов шага.
Практика. Импровизации (без музыки и с музыкой). Составление простых и сложных
композиций в соответствии со сценическим замыслом демонстрации модели
самостоятельно или с педагогом. Составление групповых композиций для подиума и
спектакля. Демонстрация моделей. Отбор манекенщиц в группу Театра моды «Подиум».
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В конце курса обучения учащиеся должны уметь:
 держать правильную осанку, естественно, грациозно двигаться;
 распределять пространство, работая в паре, группой, массой;
 владеть сценическим временем;
 составлять самостоятельные композиции из основных элементов шага,
импровизировать на основе музыки;
 демонстрировать одежду разного ассортимента.
Обучающиеся должны быть готовы к работе манекенщицами в специализированной группе
«Подиум» и к участию в демонстрации кол­лекций Театра моды. В качестве итога
показывают свою версию демонстрации любой модели в сопровождении музыки на
подиуме.

25

Календарно-тематическое планирование занятий кружка дополнительного
образования «Театр моды», 1 год обучения
Модуль
Тема занятия
Количество
Дата
№
программы
часов
проведения
занятия
Композиция и
Вводное занятие. Техника
1.
2
12.09
дизайн костюма безопасности.
Беседа о костюме. Национальные
2.
2
14.09
костюмы Бурятии.
Беседа о костюме. Национальные
3.
2
19.09
костюмы России.
Сведения об одежде. Назначение
4.
2
21.09
одежды. Требования к одежде
Сведения об одежде. Назначение
5.
2
25.09
одежды. Требования к одежде
Сведения об одежде. Назначение
6.
2
28.09
одежды. Требования к одежде
История костюма. Основные этапы
7.
2
03.10
развития истории костюма.
История костюма. Основные этапы
8.
2
05.09
развития истории костюма.
9.
Стиль. Силуэт. Покрой.
2
10.10
10.
Стиль. Силуэт. Покрой.
2
12.10
11.
Стиль. Силуэт. Покрой.
2
17.10
12.
Стиль. Силуэт. Покрой..
2
19.10
13.
Фасон. Мода.
2
24.10
14.
Фасон. Мода.
2
26.10
15.
Пропорции женской фигуры. Канон.
2
31.10
16.
Пропорции женской фигуры. Канон.
2
02.11
17.
Пропорции женской фигуры. Канон.
2
07.11
18.
Цветовые сочетания в одежде.
2
09.11
19.
Цветовые сочетания в одежде.
2
14.11
20.
Цветовые сочетания в одежде.
2
16.11
21.
Цветовые сочетания аксессуаров
2
21.11
22.
Цветовые сочетания аксессуаров.
2
23.11
23.
Эскизы модели.
2
28.11
24.
Эскизы модели.
2
30.11
25.
Эскизы модели.
2
05.12
26.
Эскизы модели.
2
07.12
Конструирование
27.
Общие сведения о тканях
2
12.12
и технология
28.
Общие сведения о тканях
2
14.12
29.
Общие сведения о тканях
2
19.12
26

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Сценическое
движение

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
Создание
законченного
49. образа (прическа,
грим,
аксессуары)
50.
51.
52.
53.
54.
55.

Виды ручных швов
Виды ручных швов
Репетиции новогодних
представлений
Репетиции новогодних
представлений
Новогодние представления
Новогодние представления
Театральная гостиная
Использование готовых выкроек.
Использование готовых выкроек.
Поузловая обработка отдельных
деталей.
Поузловая обработка отдельных
деталей.
Виды основного шага.

2
2

21.12
23.12

2

24.12

2

25.12

2
2
2
2
2

26.12
27.12
03.01
09.01
16.01

2

18.01

2

23.01

2

30.01

Виды основного шага.
Виды основного шага.
Дефиле, техника подиумного шага,
стойки.
Дефиле, техника подиумного шага,
стойки.
Дефиле, техника подиумного шага,
стойки.
Дефиле, техника подиумного шага,
стойки.
Дефиле, техника подиумного шага,
стойки.
Прическа, грим, аксессуары.

2
2

01.02
06.02

2

08.02

2

13.02

2

15.02

2

20.02

2

22.02

2

02.03

2

27.02

2

29.02

2

05.03

2

07.03

2
2

12.03
14.03

Причёски. Коррекция лица
причёсками. Перевоплощение.
Причёски. Коррекция лица
причёсками. Перевоплощение.
Причёски. Коррекция лица
причёсками. Перевоплощение.
Причёски. Коррекция лица
причёсками. Перевоплощение.
История косметики.
История косметики.

27

Гигиена работы с гримом,
макияжем.
Уход за лицом.
Основы нанесения дневного
макияжа.
Основы нанесения дневного
макияжа.
Коррекция лица макияжем.
Коррекция лица макияжем
Коррекция лица макияжем
Сценический грим. Эмоции.
Сценический грим. Эмоции.
Сценический грим Возраст.
Сценический грим. Фантастический
сказочный образ.
Сценический грим. Фантастический
сказочный образ.
Сценический грим, животное.
Сценический грим, декоративный.
Сценический грим, декоративный.
Показ. Чаепитие. Игры
Итоговое занятие.

56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
Итого

2

19.03

2

21.03

2

26.03

2

28.03

2
2
2
2
2
2

02.04
04.04
09.04
11.04
16.04
18.04

2

23.04

2

25.04

2
2
2
2
2

02.05
07.05
14.05
16.05
21.05

144 часа

Календарно-тематическое планирование занятий кружка дополнительного
образования «Театр моды», 2 год обучения
№
месяц
дата Модуль
Количество
Тема занятия
программы
часов
1. Сентябрь

05

2. Сентябрь

07

3. Сентябрь

12

4. Сентябрь

14

5. Сентябрь
6. Сентябрь
7. Сентябрь
8. Сентябрь
9. Октябрь
10. Октябрь

19
21
26
28
03
05

Композиция и
Вводное занятие. Техника
дизайн костюма безопасности.
Классификация современной
одежды, ассортимент тканей.
Классификация современной
одежды, ассортимент тканей.
Классификация современной
одежды, ассортимент тканей.
Выбор тканей и модели.
Выбор тканей и модели.
Выбор тканей и модели.
Выбор тканей и модели.
Выбор тканей и модели.
Композиционный центр в
костюме.

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
28

11. Октябрь

10

Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь

12
17
19
24
26
31
02
07

20. Ноябрь
21. Ноябрь
22. Ноябрь

09
14
16

23. Ноябрь

21

24. Ноябрь

23

25. Ноябрь

28

26. Ноябрь

30

27. Декабрь

05

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

28. Декабрь

07

29. Декабрь

12

30. Декабрь

14

Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь

19
21
26
28
03
09

37. Январь

11

38. Январь
39. Январь
40. Январь

16
18
23

31.
32.
33.
34.
35.
36.

Композиционный центр в
костюме.
Цветовое равновесие.
Цветовое равновесие.
Цветовое равновесие.
Цветовое решение костюма.
Цветовое решение костюма.
Цветовое решение костюма.
Цветовое решение костюма.
Эскизы моделей коллекции.
Эскизы моделей коллекции.
Эскизы моделей коллекции.
Тема коллекции. Стилевое
решение.
Тема коллекции. Стилевое
решение.
Тема коллекции. Стилевое
решение.
Тема коллекции. Стилевое
решение.
Тема коллекции. Стилевое
решение.
Конструирование и
Конструирование
моделирование коллекционных
и технология
изделий.
Технология изготовления
плечевых изделий.
Технология изготовления
плечевых изделий.
Технология изготовления
плечевых изделий.
Поузловая обработка
Поузловая обработка
Новогоднее представление
Новогоднее представление
Театральная гостиная
Устранение дефектов,
выявленных в ходе примерок.
Устранение дефектов,
выявленных в ходе примерок.
Виды декоративной отделки.
Виды декоративной отделки
Виды декоративной отделки

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
29

41. Январь

25

42. Январь

30

43. Февраль

01

44. Февраль

06

45. Февраль

08

46. Февраль

13

47. Февраль

15

48. Февраль

20

49. Февраль

22

50. Февраль

27

51. Февраль
52. Март
53. Март
54. Март

29
05
07
12

55. Март
56. Март
57. Март
58. Март
59. Март
60. Апрель
61. Апрель
62. Апрель

14
19
21
26
28
02
04
09

63. Апрель
64. Апрель

11
16

65. Апрель

18

66. Апрель
67. Апрель
68. Май
69. Май

23
25
02
07

Сценическое
движение

Прическа,
макияж, дизайн
ногтей

Дополнения и аксессуары.
Головные уборы. Парики.
Дополнения и аксессуары.
Головные уборы. Парики.
Дополнения и аксессуары.
Головные уборы. Парики.
Дополнения и аксессуары.
Головные уборы. Парики.
Дополнения и аксессуары.
Головные уборы. Парики.
Дополнения и аксессуары.
Головные уборы. Парики.
Отработка техники подиумного
шага.
Отработка техники подиумного
шага
Демонстрация поворотов,
перестроений в группах.
Демонстрация поворотов,
перестроений в группах.
Танец на подиуме
Танец на подиуме
Танец на подиуме

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

Вечерние причёски

3

Вечерние причёски
Вечерние причёски
Вечерние причёски
Сценический макияж
Сценический макияж
Дизайн ногтей
Дизайн ногтей
Гигиена работы с гримом,
макияжем.
Уход за лицом.
Основы нанесения вечернего
макияжа.
Основы нанесения вечернего
макияжа.
Коррекция лица макияжем.
Коррекция лица макияжем
Сценический грим.
Сценический грим

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
30

70.
71.
72.

Май
Май
Май

14
16
21

Сценический грим.
Показ.
Итоговое занятие. Чаепитие.
Игры

Итого

3
3
3
216 часов

Использованная литература
1. Новинки журналов мод: «COLLEZIONI», «ELLE», «BURDA»,»Мода и
стиль».
2. Интернет-порталы «Мода и коллекции»
3. Глазычев В. Дизайн как он есть. - М., 2006.
4. Голубева О.Л. Основы композиции. - М. 2001.
5. Джеки Шоу. Шаг за шагом. Курс живописи. Руководство для
начинающих по цветоведению, композиции и декоративной росписи. М., 2005.
6. Современная энциклопедия «Мода и стиль». Москва ООО «Мир
энциклопедий Аванта-плюс» 20006 г.
7. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. Архитектура-С. - М.,
2004
8. Зайцева А. Дизайн своими руками. - М., 2005
9. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. - Ростов-на-Дону,
2006.
10. Литвиненко В.А. Учимся рисовать. - М., 2004.
11.Николаенко Н.Н. Психология творчества. - СПб., 2006.
12. Основы перспективы и композиции. Шаг за шагом. АСТ, Астрель

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».