Театр добра (Найданова Д.Д.)

Рекомендована
методическим советом
Протокол №
от «__» ________ 20__ г.

«Согласовано»:
Зам. директора по УВР МАУ ДО
ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ
_______________В.В. Дылыкова
«__»__________ 20___ г.

при внесении изменений
в последующие годы:
Протокол №
от «
» ________202 г.

«Согласовано»:
Зам. директора по УВР МАУ ДО
ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ
_______________В.В. Дылыкова
«__»__________ 20___ г.

Внутренняя рецензия от:
1. Дылыкова Виктория Витальевна, заместитель директора по УВР МАУ
ДО ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ

Программа реализуется в МАУ ДО ДООЦ «Родник» с 2021 г.
Программа переработана и дополнена:
В 2023 г.
в ___________ г.

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Театр Добра – театр
будущего» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативноправовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030
г.
и
плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/



Устав учреждения утв. Приказом МОиН РБ от 14.01.2021 г.№ 14.
https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document

Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеразвивающей программы от 04.09.2020 г.
https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document
Актуальность:
Основной акцент работы направлена на знакомство и изучение
произведений, обычаев традиции приданий русского и бурятского народа.
Музыкальный театр как один из самых доступных и понятных детям
видов искусства способствует повышению общей культуры ребенка,
расширению кругозора успешной социализации в окружающем мире.
Целью обучения и воспитания – это подготовка молодого поколения,
способного в условиях рыночных отношений правильно определить свою
будущую специальность, знающего не только язык, культуру, историю
традиций бурятского народа, но и культуру других народов. Занятия в
театральной студии «Театр Добра» направлено на получении определенных
заний, умение и навыков в области театра, хореографии и пении.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
1. Театр.
2. Хореография.
3. Вокал.


Вид программы: Модифицированная программа.
Направленность программы: художественная.
Художественная направленность ориентирована на развитие общей и
эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в
избранных видах искусства, создание художественных образов,
самореализация
в
творческой
деятельности,
формирование
коммуникативной культуры (музыкальное творчество, театральное,
хореографическое, изобразительное и декоративно-прикладное творчество,
эстрадное и цирковое искусство, фольклор);
http://dop.edu.ru/article/25/khudozhestvennaya-napravlennost
Адресат программы:
Младшие школьники: 7-9 (10) лет: ведущей становится учебная
деятельность. В психологии ребенка появляются различные новообразования,
такие как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления,
увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются
навыки переключения и распределения. Дети данного возраста имеют
следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и
незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых
начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена
возрастная слабость волевой регуляции поведения.

https://multiurok.ru/blog/psikhologho-piedaghoghichieskaia-kharaktieristikadietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrast.html
Средние школьники: 11–14 лет. Подростковый возраст обычно
характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как
возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки
созревания: органического, полового и социального. Л. С. Выготский
перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков,
которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес
подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка
на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более
субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта
усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым
напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве, хулиганстве, борьбе
против воспитательского авторитета, протеста и других негативных
проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к
неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/12/14/psihologopedagogicheskaya-harakteristika-detey
Старшие школьники:15-18 лет. Ведущее место в учебной деятельности у
старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и
подготовкой к взрослой жизни. Главным становится поиск смысла жизни.
Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и
многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией,
они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его
закономерности. Знания являются основой для формирования отношения
школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе.
https://ped-kopilka.ru/pedagogika/starshii-shkolnyi-vozrast-harakteristikakratko.html
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 3 года
7-10(11) лет – 144 часа.
10 (11) -14 лет – 144-216 час.
14-17 лет – 216 час.
педагогических часов, из них:
 «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 144 педагогических часов;
 «Базовый уровень» - 2 год обучения, 216 педагогических часов;

«Продвинутый уровень» - 3 год обучения, 216.
Форма обучения: очная, (очно-заочная, заочная и дистанционная)
Особенности организации образовательной деятельности: группы
разновозрастные (фольклор, преемственная связь, сводная репетиция),
индивидуальное обучение (дети с ОВЗ, солисты, конкурсная подготовка…)

Режим занятий:
Предмет
Театр
Добра

Стартовый
уровень
4 часа в неделю;
144 часов в год.

Базовый уровень
6 часов в неделю;
216 часов в год

Продвинутый
уровень
6 часов в неделю;
216 часов в год

1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель: обеспечение эстетического, интеллектуального, духовнонравственного развития детей, воспитание творческой индивидуальности
ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству музыкального театра,
освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических, актерских и
танцевальных деятельностей.
Обучающие (предметные):
1. познакомить с историей и развитием театрального, хореографического
искусства.
2. изучить основы вида творчества.
3. использовать технику исполнения (последовательность) на основе
театральной деятельности.
Воспитательные (личностные) –
1. создать положительную среду взаимоотношений со сверстниками, в
командной работе над спектаклями, с педагогом, со взрослыми.
2. наработать волевые качества характера: дисциплинированности,
усидчивости, аккуратности.
3. раскрыть индивидуальное самовыражение через самореализациюсамопрезентацию (по активности ребёнка, выступления, достижения),
формирование общественной активности личности, положительных качеств,
на основе освоения и присвоения общекультурных ценностей.
Развивающие (метапредметные) –
1. выявить уровень способностей детей (пед. диагностика «УСД»);
2. активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание,
восприятие, память, воображение, мышление, воспроизведение;
3. развить
навыки:
целеустремлённости,
самоорганизации,
самостоятельности,
последовательности
процесса,
творческие
способности как результат воспроизведения …
направлены на развитие мотивации к определённому виду деятельности,
потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности,
активности и т.д.

Ожидаемые результаты:
Стартовый
Базовый уровень
уровень
Знать
Знания
Знания
Диалогической и
монологической речи,
опираясь на имеющийся у
детей опыт, владение
воспитанниками
интонационной,
Уметь
Умения
мимической
выразительностью, дикцией;
лексикой связанной с
искусством театра (кулисы,
репетиция, осветитель,
художник-декоратор,
режиссер, гример)

Способами
профессиональной
деятельности
актеров театра

Навыки

Интерес у детей к
театральноПроявлять
игровой
деятельности

Навыки

Владеть

Продвинутый
уровень
Знания

Передача знакомых
эмоциональных
состояний детьми,
используя игрыимпровизации

Высокая
познавательная
активность,
потребность в
творческом
самовыражении,
знающего и
принимающего
этническую
культуру
бурятского и
креативного,
коммуникативного,
с позитивной
самооценкой,
положительным
образом «Я»,
русского
народов.Навыки

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Театр Добра – театр будущего»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п

Название
раздела

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Актерское
мастерство

24

2

22

текущий контроль

2

Сценическая речь

10

-

10

текущий контроль

3

Сценическое
движение

28

8

20

текущий контроль

4

Массовая работа

12

5

7

текущий контроль

5

Основы грима

4

2

2

текущий контроль

6

История театра

4

4

-

текущий контроль

7

Прикладное
искусство

14

4

10

текущий контроль

8

Этикет

6

2

4

текущий контроль

9

Постановка
спектакля

38

16

22

текущий контроль

10

Индивидуальная
работа

4

-

4

текущий контроль

43

101

Итого:

144

Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие,
конкурс, мониторинг и т.д.
Содержание учебного плана
1. Раздел 1. История театра. – 4 ч.
Теория: Театр как вид искусства. Театр – синтез различных искусств.
Практика: История народного танца. Значение и виды театров.
Знакомство с создателями спектакля.
2. Этикет. – 6 ч.
Теория. Терминология театрального искусства.
Практика. Особенности театрального искусства.
3. Сценическая речь. – 10 ч.
Теория.
Практика. Тренинг по сценической речи (дыхательная и
артикуляционная гимнастика). Игры по развитию четкой дикции. Логика речи
и орфоэпии. Упражнения на гласные и согласные. Работа над пословицами и
скороговорками. Работа над текстом и сценической речью.
4. Актерское мастерство. – 24 ч.
Преодоление мышечных зажимов, упражнения на освобождение мышц.
Упражнения на внимание и память. Действие с предметами. Действие с
воображаемыми предметами. Действие в предлагаемых обстоятельствах.
Взаимодействие с партнером. Импровизация в работе над ролью.
5. Сценическое движение. – 28 ч.
Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Развитие
пластики. Развитие чувства ритма. Испытание пантомимой. Имитация
поведений на наблюдательность. Работа над мимикой и жестами. Пластика
рук. Элементы акробатики. Имитация и сочинение различных необычных
движений.
6. Основы грима. – 4 ч.
Приемы накладывания грима. Техника накладывания грима.
7. Массовая работа. – 12 ч.
Работа над пьесой. Распределение ролей. Работа над ролью.
Выразительное чтение. Подбор музыкального сопровождения. Изготовление
афиш, пригласительных, билетов. Репетиции в костюмах, с декорациями, с
музыкальным и световым сопровождением.
8. Постановка спектакля. – 38 ч.
9. Прикладное искусство. – 14 ч. Разработка сценических декораций,
актерских костюмов, реквизита.
10. Индивидуальная работа. – 4 ч.

«Театр Добра – театр будущего»
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
№
п/п

Название
раздела

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Актерское
мастерство

20

6

14

текущий контроль

2

Сценическая речь

14

6

8

текущий контроль

3

Сценическое
движение

24

10

14

текущий контроль

4

Основы грима

5

-

5

текущий контроль

5

История театра и
хореографии

4

4

-

текущий контроль

6

Элементы
классического
танца

10

3

7

текущий контроль

7

Народный танец

21

3

18

текущий контроль

8

Разминка и
партерная
гимнастика

18

8

10

текущий контроль

9

Индивидуальная
работа

10

2

8

текущий контроль

10

Постановка танца

40

13

27

текущий контроль

11

Постановка
спектакля

50

10

40

текущий контроль

Итого:

216

65

151

«Театр Добра – театр будущего»
Базовый уровень (3 год обучения)
Учебный план
№
п/п

Название
раздела

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Актерское
мастерство

15

3

12

текущий контроль

2

Сценическая речь

14

9

5

текущий контроль

3

Сценическое
движение

20

6

14

текущий контроль

4

Основы грима

5

-

5

текущий контроль

5

История театра и
хореографии

4

4

-

текущий контроль

6

Элементы
классического
танца

15

6

9

текущий контроль

7

Народный танец

26

9

17

текущий контроль

8

Разминка и
партерная
гимнастика

22

6

16

текущий контроль

9

Индивидуальная
работа

5

-

5

текущий контроль

10

Постановка танца

40

12

28

текущий контроль

11

Постановка
спектакля

50

12

38

текущий контроль

Итого:

216

67

149

Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие,
конкурс, мониторинг и т.д.

Содержание учебного плана
1. Раздел 1. История театра. – 4 ч.
Теория: Театр как вид искусства. Театр – синтез различных искусств.
Практика: История народного танца. Значение и виды театров.
Знакомство с создателями спектакля.
1. Этикет. – 6 ч.
Теория. Терминология театрального искусства.
Практика. Особенности театрального искусства.
2. Сценическая речь. – 10 ч.
Теория.
Практика. Тренинг по сценической речи (дыхательная и
артикуляционная гимнастика). Игры по развитию четкой дикции. Логика речи
и орфоэпии. Упражнения на гласные и согласные. Работа над пословицами и
скороговорками. Работа над текстом и сценической речью.
3. Актерское мастерство. – 24 ч.
Преодоление мышечных зажимов, упражнения на освобождение мышц.
Упражнения на внимание и память. Действие с предметами. Действие с
воображаемыми предметами. Действие в предлагаемых обстоятельствах.
Взаимодействие с партнером. Импровизация в работе над ролью.
4. Сценическое движение. – 28 ч.
Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Развитие
пластики. Развитие чувства ритма. Испытание пантомимой. Имитация
поведений на наблюдательность. Работа над мимикой и жестами. Пластика
рук. Элементы акробатики. Имитация и сочинение различных необычных
движений.
5. Основы грима. – 4 ч.
Приемы накладывания грима. Техника накладывания грима.
6. Массовая работа. – 12 ч.
Работа над пьесой. Распределение ролей. Работа над ролью.
Выразительное чтение. Подбор музыкального сопровождения. Изготовление
афиш, пригласительных, билетов. Репетиции в костюмах, с декорациями, с
музыкальным и световым сопровождением.
7. Постановка спектакля. – 38 ч.
8. Прикладное искусство. – 14 ч. Разработка сценических декораций,
актерских костюмов, реквизита.
9. Индивидуальная работа. – 4 ч.

Количество учебных недель

(34) 36 недель
1 год обучения (от 144 час. -72 дня)
2 год обучения (от 216 час. - 108 дней)
3 год обучения (от 216 час. - 108 дней)

Количество учебных дней

Даты начала и окончания учебного года

С 1 сентября для обучающихся второго и
последующих лет обучения
С 11.09.2023 для обучающихся 1 года обучения

(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Сроки промежуточной аттестации
Рубежная- май в конце 1,2 года обучения
ДОП на 3 года
Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 3 года обучения (май)

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Информационное обеспечение
Ссылки:

Кадровое обеспечение

Характеристика (заполнить)
Площадь кабинета (зала)
характеристика помещений для занятий по программе;
- перечень оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы, учебная
литература (при наличии)
- музыка танцев, спектаклей.
- видео
- фото
https://www.afisha.ru
https://theatre4kids.ru
Целесообразно перечислить педагогов, занятых в
реализации программы, «ПДО детей и взрослых», ПДО с
уровнем образования и квалификационной категорией

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: зачет на основе…, творческая работа на
основе проекта, показа…, соревнования, конкурсы, выставки, фестивали и т.д
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития высших
психических функций ребёнка
Уровень развития социального опыта
учащихся

Методики

Учебно-методическое пособие «Мониторинг
качества образовательного процесса в УДОД»
Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова

Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в
соответствии с формами аттестации)

Методики
Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И. Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Ссылка:
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика Е.Н.
Степановой)
Ссылка на папку

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Игровой
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Беседа
 Встреча с интересными людьми
 Защита проекта
 Концерт
 Презентация
 Мастер-класс
 Спектакль
 Мини-фестиваль
Педагогические технологии с указанием автора:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения






Технология коллективного взаимодействия
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Здоровьесберегающая технология.

9.6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.
Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной
деятельности
(с
аудиоприложением
на
CD)
Автор: М.И. Родина, А.И. Буренина Издательство: Музыкальная палитра Год
выпуска: 2008
2.
М. И. Родина, А. И. Буренина - Кукляндия. Учебно-методическое
пособие по театрализованной деятельности (с аудиоприложением на CD)
3.
Театр всевозможного: От игры до спектакля. Выпуск 1 (Учебнометодическое пособие с аудиоприложением)
4.
Организация театрализованной деятельности. Средняя группа
Автор/составитель: Улашенко Н.Б. Издательство: Корифей Год: 2009
5.
Организация театрализованной деятельности. Старшая группа
Автор/составитель: Улашенко Н.Б. Издательство: Корифей Год: 2009
6.
Организация театрализованной деятельности. Подготовительная группа
Автор/составитель: Улашенко Н.Б. Издательство: Корифей Год: 2009


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».