Рекомендована методическим советом Протокол № от « » 2023 г. «Согласовано»: Зам. директора по УВР МАУ ДО ДООЦ «Родник» _______________В.В Дылыкова « » 2023 г. при внесении изменений в последующие годы: Протокол № от « » ________2023 г. «Согласовано»: Зам. директора по УВР МАУ ДО ДООЦ «Родник» _______________В.В Дылыкова « » 2023 г. Внутренняя рецензия от: 1. Дылыкова Виктория Витальевна, заместитель директора по УВР МАУ ДО ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ. Программа реализуется в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «ДООЦ «Родник» г.Улан-Удэ» c 2023 г. Программа переработана и дополнена: в___________ г. в ___________ г. Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Вокальное объединение «Небо» реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". https://docs.cntd.ru/document/420207400 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ Устав учреждения утв. Приказом МОиН РБ от 14.01.2021 г.№ 14. https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы от 04.09.2020 г. https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document Актуальность: Данная общеразвивающая программа способствует расширению музыкального кругозора, раскрытию творческих способностей учащихся, воспитанию образно-эмоционального восприятия, активному формированию вокально-исполнительских навыков. Использование в процессе обучения разнообразных форм и методов работы с учетом индивидуального подхода к каждому ученику. Обширный и разнообразный репертуар включает в себя музыку различных стилей и эпох, в том числе, народную, классическую, популярную, эстрадную, джазовую. Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. Обучение включает в себя следующие основные предметы: - Учебно-тематический план. Годовые требования. -Содержание изучаемого курса обучения -примерный репертуарный список Вид программы: Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа, разработанная другим автором Таран Ириной Федоровной, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов. С элементами авторства. Программа учебного предмета «Музыкальное исполнительство (вокал)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства в детских школах искусств. Организация-разработчик: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ДООЦ «Родник» г.Улан-Удэ». Разработчик: Шустова М.В – преподаватель Муниципального автономного учреждения дополнительного образования ДООЦ «Родник» г.Улан-Удэ». Направленность программы – художественная. Актуальность программы. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала, в том числе эстрадного, дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, была разработана дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа вокальной студии «Элегия», направленная на духовное развитие обучающихся. Новизна программы заключается в том, в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся. Привитие любви к музыке реализуется через выразительное исполнение вокальных произведений и чередование различных видов деятельности: творческая импровизация, игры для преодоления психологического барьера, препятствующего работе с ребёнком, фонопедические и артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика и слушание музыки. Отличительные особенности программы. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Разработанная программа отличается от других программ схожего содержания тем, что: − она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности; − в занятия включены упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой; − в ходе реализации программы применяются речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков, знакомят с музыкальными формами); − используются игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность; − содержание программы может быть основой для организации учебно−воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых детей; − для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в музыкальном училище на вокальном отделении; − песенный репертуар подобран с учетом тематических праздников и других мероприятий. Педагогическая целесообразность программы. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии – это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыков следования дирижерским указаниям; слуховых навыков (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса. Формируются группы постоянного состава по 10−15 человек. В группы набираются как девушки, так и юноши. В группу стартового уровня возможно зачисление обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет, в группу второго года обучения – от 8 до 14 лет, в группу третьего года обучения – от 9 до 17 лет. Условиями отбора детей в вокальную студию являются их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. Режим занятий – для первого года обучения: 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом в 15 минут. Продолжительность 1 академического часа – 45 минут. Для второго и третьего года обучения: 2 раза в неделю по 3 часа. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель программы – приобщение учащихся к вокальному искусству и достоянию вокально-песенного наследия через развитие певческих способностей и активную музыкально-творческую деятельность. Задачи программы: Образовательные (обучающие): − сформировать устойчивый интерес к пению; − обучить выразительному пению; − обучить певческим навыкам; − развить слух и голос детей; − сформировать голосовой аппарат; − развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма; Личностные (воспитательные): − приобщить к концертной деятельности (участию в конкурсах и фестивалях детского творчества); − формировать навыки работы в коллективе, сценического поведения, коммуникативные умения; − воспитать устойчивый интерес к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; − сформировать потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; Метапредметные (развивающие): − заложить основы гармонического развития: слуха, голоса, внимания, движения, чувство ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей и творческой активности у детей; − сохранить и укрепить психическое здоровье детей; − создать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности Вокальное объединение «Небо» Адресат программы – обучающиеся в возрасте от 7 до 17 лет. Объем, срок и уровни освоения программы представлены в следующей таблице: № Уровень освоения и этапы обучения Срок реализации Кол−во час. год в 1 Ознакомительный (стартовый) Обучающиеся усваивают минимум ключевых компетенций, необходимых для освоения программы на более высоком уровне 1 год обуч. 144 ч. (4 ч/нед) 2 Базовый Обучающиеся расширяют свой компетентностный набор в области вокального исполнительства, дополняя его знаниями 2 год обуч. 216 ч. (6 ч/нед) 3 год обуч. 216 ч. (6 ч/нед) 3 года 576 ч. 3 Всего по программе: 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № п / п Разделы, название темы I. Пение как вид музыкальной деятельности 1 2 3 Часы Форма аттестации/ контроля Теор ия Практика Всего 13 14 27 Понятие о сольном и ансамблевом пении. 2 - 2 беседа Диагностика. Прослушивание детских голосов. 2 2 4 прослушивание 2 2 4 опрос Строение голосового аппарата. 4 Правила охраны детского голоса. 2 - 2 опрос 5 Вокально-певческая установка. 2 6 8 беседа 6 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 3 6 9 демонстрац ия навыка Формирование детского голоса. 14 50 64 1 Звукообразование. 2 10 12 прослушивание 2 Певческое дыхание. 2 10 12 демонстрац ия навыка 3 Дикция и артикуляция. 3 10 13 прослушивание 4 Речевые игры и упражнения. 3 10 13 игра 5 Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. 4 10 14 прослушивание II. III . Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. 4 28 32 1 Народная песня. 1 5 6 контрольное исполнение 2 Работа над произведениями русских композиторов классиков. 1 5 6 контрольное исполнение 4 Произведения современных отечественных композиторов. 2 10 12 контрольное исполнение 5 Сольное пение. 8 8 контрольное исполнение IV . Игровая деятельность, театрализация песни. 2 2 4 постановка V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. 2 5 7 1 Прослушивание аудио- и видеозаписей. 2 3 5 беседа обсуждение 2 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. - 2 2 беседа обсуждение VI . Концертноисполнительская деятельность. - 10 10 1 Репетиции - 6 6 контрольное исполнение 2 Выступления, концерты. - 4 4 выступление Итого 35 109 144 Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие, конкурс, мониторинг и т.д. 1.3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ Воспитательная работа в рамках программы вокальной студии «Небо» направлена на воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям; уважение к высоким образцам культуры других стран и народов; развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы. Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы учащиеся привлекаются к участию в мероприятиях города и Дворца детского творчества: благотворительных акциях, творческих концертах, выставках, беседах, в конкурсных программах муниципального уровня. Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах и фестивалях), привлечение родителей к активному участию в работе объединения. Содержание программы 1-го года обучения Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности. 1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Теория. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении. 1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов. 1.3. Теория: Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Практика: Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. 1.4. Строение голосового аппарата. 1.5. Теория : Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. 1.6. Практика: Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. 1.4. Правила охраны детского голоса. Теория: Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. 1.5. Вокально-певческая установка. Теория: Понятие о певческой установке. Практика: Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. 1.7. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 1.8. Теория: Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Практика: Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Тема II. Формирование детского голоса. 2.1. Звукообразование. Терия: Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Практика: Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. 2.2. Певческое дыхание. Теория: Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Практика: Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. 2.3. Дикция и артикуляция. Теория: Понятие о дикции и артикуляции. Практика: Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. 2.4. Речевые игры и упражнения Теория: (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Практика: Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. 2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Теория: Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука. Практика: Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого уровня − формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания. Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. 3.1. Народная песня. Теория: Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Практика:Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. 3.2. Работа над произведениями русских композиторов-классиков. Теория: Освоение классического вокального репертуара для детей. Практика: Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. 3.3. Произведения современных отечественных композиторов. Теория: Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Практика: Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. 3.4. Сольное пение. Практика: Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки. Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни. Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. 5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также − индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. 5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. Тема VI. Концертно-исполнительская деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт). В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. Примерный репертуар: (Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей) 1. «Ладошки» (исп. – Е. Зарицкая); 2. «Здравствуй, детство» (из к/ф «Чучело-мяучело»); 3. «Новогдняя» (группа «Барбарики»); 4. «Зимушка-зама» (сл. и муз. – А. Воинов); 5. «Маленькие звезды» (группа «Непоседы») 6. «Песенка мамонтенка» (В. Шаинский, Д. Непомнящая); 7. «Песенка-чудесенка»; 8. «Все ли можно сосчитать»; 9. «Снеженика» (Я. Дубравин, М. Пляцковский); 10. «Солнечные зайчики» (группа «Домисолька»); 11. Песня «Про дедушку». 12. Осень золотая А.Ярановой 13. Песенка мамонтёнка, Мама. В.Шаинский Учебно-тематический план (2-й год обучения) Разделы, название темы Часы Формы аттестации/ контроля Теория Практик а Общее количе ст во часов I. Пение как вид музыкальной деятельности. 9 25 34 1 Закрепление навыков певческой установки. 3 7 10 демонстрац ия навыка 2 Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. 3 9 12 демонстрац ия навыка 3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 3 9 12 демонстрац ия навыка II. Совершенствование вокальных навыков. 17 51 68 3 9 12 демонстрац ия навыка 1 Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. 2 Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. 4 14 18 демонстрац ия навыка 3 Развитие артикуляционного аппарата. 3 9 12 демонстрац ия навыка 4 Речевые игры и упражнения. 4 10 14 игра 5 Укрепление дыхательных функций в пении. 3 9 12 демонстрац ия навыка Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. 9 60 69 1 Работа над народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). 3 13 16 контрольное исполнение 2 Произведения композиторов-классиков. 2 12 14 контрольное исполнение 3 Работа над произведениями современных отечественных композиторов 3 17 20 контрольное исполнение 4 Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. 1 9 10 контрольное исполнение 5 Сольное пение. 9 9 контрольное исполнение демонстрац ия навыка III. IV. Элементы хореографии. 2 10 12 V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. - 16 16 1 Прослушивание аудиои просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. - 4 4 беседа обсуждение 2 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. - 6 6 беседа обсуждение 3 Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами - 6 6 беседа обсуждение Концертно исполнительская деятельность. - 17 17 1 Репетиции. - 17 17 контрольное исполнение 2 Выступления, концерты. - 17 17 выступление 37 179 216 VI. Итого Содержание программы 2-го года обучения Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности. 1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения. 1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой. 1.3. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Тема II. Совершенствование вокальных навыков. 2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении. 2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков обучающихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня – закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. 2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты. 2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. 2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука. Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. 3.1. Работа над народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.). 3.2. Произведения композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста. 3.3. Работа над произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. 3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле. 3.5. Сольное пение. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты. Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни. Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. 5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами. 5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии. 5.3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии. Тема VI. Концертно-исполнительская деятельность. 6.1. Репетиции. 6.2. Выступления, концерты. Выступление солистов и группы (дуэт). В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. Примерный репертуар: (Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей) 1. «Моя Россия» (группа «Непоседы»); 2. «Здравствуй, мир» (группа «Непоседы); 3. «Весна» (сл. и муз. – А. Воинов); 4. «Каникулы» (Евгений и Валерий Шмаковы); 5. «Мамочка» (В. Канищев, А. Афлятунова); 6. «Мир детям» (сл. и муз. Ж. Колмогорова); 7. «Здравствуй, солнце» (группа «Талисман»); 8. «Наша с тобой земля» (сл. и муз. Ю. Верижников); 9. «Новогодняя» (группа «Непоседы»); 10. «Мы спасем мир» (группа «Талисман»); 11. «Планета»; 12. «Планета детства» (сл. и муз. В. Цветкова); 13. «Рождественская песенка»; 14. «Семь нот» (сл. и муз. Ю. Верижников); 15. «Веселая кадриль» (М. Девятова). Учебно-тематический план (3-й год обучения) № Разделы, название темы Часы Теория Практика Общее количе ст во часов Форма аттестации/ контроля I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. 12 35 47 1 Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. 3 6 9 беседа обсуждение 2 Виды, типы сценического движения. 3 9 12 демонстрац ия навыка 3 Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. 3 7 10 демонстрац ия навыка 4 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 3 13 16 демонстрац ия навыка II. Совершенствование вокальных навыков. 6 28 34 1 Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. 3 16 19 демонстрац ия навыка 2 Речевые игры и упражнения 3 12 15 игра Работа над певческим репертуаром. 12 50 62 Работа над народной песней. 3 9 12 III. 1 контрольное исполнение 2 Работа над произведениями русских композиторовклассиков. 3 8 11 контрольное исполнение 3 Работа над произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. 3 14 17 контрольное исполнение 4 Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. 3 5 8 контрольное исполнение 5 Работа с солистами. 14 14 контрольное исполнение IV. Элементы хореографии. 3 10 13 демонстрац ия навыка V. Актёрское мастерство. 3 7 10 демонстрац ия навыка VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. - 12 12 1 Прослушивание аудиои просмотр видеозаписей профессиональных певцов. - 4 4 беседаобсуждение 2 Посещение театров, музеев, концертов и выставочных залов. - 6 6 беседаобсуждение 3 Анализ музыкальных произведений. - 2 2 беседаобсуждение Концертноисполнительская деятельность. - 38 38 1 Репетиции - 17 17 контрольное исполнение 2 Выступления, концерты. - 17 17 выступление VI. Итого 36 180 216 Содержание программы 3-го года обучения Тема I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. 1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды. 1.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения. 1.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. 1.4. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы». Тема II. Совершенствование вокальных навыков. 2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. 2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Тема III. Работа над певческим репертуаром. 3.1. Работа над народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне. 3.2. Работа над произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. 3.3. Работа над произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. 3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокальноисполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы. 3.5. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, формирование и стабилизация высокочастотного ротового резонатора, формирование и стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего перечисленного в эстрадном певческом тоне. Перенос технологии со специальных координационнотренировочных упражнений на конкретный музыкальный материал. Пение по нотам. Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни. Тема V. Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни. Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. 6.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов. 6.2. Посещение театров, музеев, концертов и выставочных залов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания). 6.2. Анализ музыкальных произведений. Тема VII. Концертно-исполнительская деятельность. 7.1. Репетиции. 7.2. Выступления, концерты. Выступление ансамбля и солистов. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. Примерный репертуар: (Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей) 1. «Моя Россия» (группа «Непоседы»); 2. «Планета»; 3. «Черное море»; 4. «Дети Земли» (сл. и муз. В. Ударцев); 5. «Детство» (сл. и муз. Т. Пархоменко); 6. «Журавли» (сл. и муз. Л. Фадеевой-Мокалёвой); 7. «Новый день» (сл. и муз. А. Ермолова); 8. «Полет» (сл. и муз. Ж. Колмогорова); 9. «С днем рождения» (исп. И. Алегрова); 10. «Расскажите» (сл. Д. Майданов, муз. Л. Кудрявцев); 11. «Рождество» (сл. и муз. А. Варламов); 12. «Мы спасем мир». 1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу первого года обучения воспитанники студии должны знать/понимать: • строение артикуляционного аппарата; • особенности и возможности певческого голоса; • гигиену певческого голоса; • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; уметь: • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; • петь короткие фразы на одном дыхании; • в подвижных песнях делать быстрый вдох; • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; • петь легким звуком, без напряжения; • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни; • к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы одну фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера. К концу второго года обучения воспитанники студии должны знать/понимать: • соблюдать певческую установку; • жанры вокальной музыки; уметь: • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; • точно повторить заданный звук; • в подвижных песнях делать быстрый вдох; • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса; • петь чисто и слаженно в унисон; • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен; • дать критическую оценку своему исполнению; • принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии. К концу третьего года обучения воспитанники студии должны знать/понимать: • основные типы голосов; • жанры вокальной музыки; • типы дыхания; • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; • методы реабилитации при простудных заболеваниях; • образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество; уметь: • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно; • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; • импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучения Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебн ых недель Количество учебных часов Режим занятий 1 год 18.09.2023 31.05.2024 36 144 2 раза в неделю по 2 часа 2 год 01.09.2024 31.05.2025 36 216 3 раза в неделю по 2 часа 3 год 01.09.2025 31.05.2024 36 216 3 раза в неделю по 2 часа 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение программы: 1. наличие специального кабинета (вокальная студия); 2. фортепиано; 3. синтезатор; 4. музыкальный центр; 5. компьютер; 6. записи фонограмм в режиме «+» и «-»; 7. электроаппаратура; 8. зеркало; 9. шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала); 10. аудио- и видеозаписи концертных программ и выступлений вокальных коллективов. Информационное обеспечение программы – аудио-, видео- и интернет источники. Методическое обеспечение программы. Образовательный процесс по программе вокальной студии «Небо» организован в очной форме. В ходе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы вокальной студии «Небо» используются следующие методы обучения: − словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала); − наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); − практический (относительная сольмизация, артикуляционные, дыхательные, ритмические упражнения, использование метода пластического интонирования, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия); − частично-поисковый (учащийся участвует в поисках решения поставленной задачи); − репродуктивный метод (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); − метод генерации идей (совместное решение какой-либо игровой проблемы). − прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся; − применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Формы организации образовательного процесса – групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная. Формы организации учебного занятия: − беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами; − практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов; − занятие-постановка, репетиция − отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей; − заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей; − выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. В основу разработки программы вокальной студии «Небо» положены педагогические технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: − технология развивающего обучения; − технология индивидуализации обучения; − личностно-ориентированная технология; − компетентностного и деятельностного подхода. Алгоритм учебного занятия: – настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин); – дыхательная гимнастика; – речевые упражнения; – распевание; – пение вокализов; – работа над произведением; – анализ занятия; – задание на дом. Дидактические материалы: – нотный материал; – подборка репертуара; – сборники песен; – методические пособия; – методические журналы по вокальному искусству; – книги о музыке и музыкантах; – научно-популярная литература по вокальному искусству; – справочные пособия, энциклопедии; – портреты композиторов и исполнителей; – аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке; – видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; – видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей; – видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов; – видеофильмы с записью известных вокальных коллективов; – видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокальной студии «Небо» используются следующие виды аттестации: – предварительная – начальное диагностирование способностей учащихся, определение исходного уровня индивидуальных способностей; – промежуточная (текущая) – проводится в течение учебного года с целью отслеживания динамики формирования исполнительских навыков.; – итоговая – проводится в конце обучения по программе с целью определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его творческих способностей, определения результатов обучения, ориентирования на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Используются разнообразные формы проведения промежуточной аттестации: педагогическое наблюдение, беседа-обсуждение, контрольное исполнение материала, сольное выступление, выступления на различных площадках, участие в смотрах и конкурсах различного уровня. Знания, умения и навыки проверяются посредством исполнения музыкального репертуара наизусть на уроках, концертах и выступлениях. Итоговый контроль выполнения программы дополнительного образования проводится в форме творческого отчета. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аудиозапись, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, портфолио, фото, отзыв детей и родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс, концерт, фестиваль, открытое занятие, итоговый отчет, портфолио. 2.4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1) Апраскина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраскина. – М. : Просвещение, 1983. – 224 с. 2) Бернстайн, Л. Мир джаза / Л. Бернстайн // Музыка всем. – М. : Музыка, 1983. – 41 с. 3) Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой / Т.Е. Вендерова, И.В. Пигарева. – М. : Просвещение, 1991. – 205 с. 4) Аспелунд, Д.Л. Развитие певца и его голоса: монография / Д.Л. Аспелунд. – М. – Л. : Музгиз, 1952. – 138 с. 5) Далецкий, О.Н. Школа пения. Из опыта педагога : учебное пособие / О.Н. Дадецкий. – М. : Современная музыка, 2011. – 156 с. 6) Далецкий, О.Н. Саморегуляция голоса певцов / О.Н. Далецкий // Музыкальная академия. – 1999. – №1. – С. 143–145. 7) Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дитриев. – 2-е изд. – М. : Музыка, 1996. – 368 с. 8) Жарова, Л.М. Начальный этап обучения хоровому пению / Л.М. Жарова // Работа с детским хором / под ред. В.Г. Соколова. – М. : Музыка, 1981. – С. 12–18. 9) Калугина, Н.В. Методика работы с русским народным хором / Н.В. Калугина. – 2-е изд. – М. : Музыка, 1977. – 255 с. 10) Кампус, Э.Ю. О мюзикле / Э.Ю. Кампус. – Л. : Музыка, [Ленинградское отделение], 1983. – 128 с. 11) Климов, А.А. Основы русского народного танца / А.А. Климов. – М. : Искусство,1981. – 272 с. 12) Коллиер, Дж.Л. Становление джаза / Дж.Л. Коллиер. – М. : Радуга, 1984. – 392 с. 13) Кудрявцева, Т.С. Исцеляющее дыхание по Стрельниковой и другие нетрадиционные практики. Лечение заболеваний органов дыхания / Т.С. Кудрявцева. – М. : РИПОЛ классик, 2006. – 192 с. 14) Луканин, А.И. Вокально-хоровые упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе / А.И. Луканин, А.С. Перепелкина. – М. : Музыка, 1964. – 28 с. 15) Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. – М. : Академия Развития, 1997. – 240 с. 16) Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей / Е.М. Малинина. – Л. : Музыка [Ленинградское отделение],1967. – 88 с. 17) Мархасев, Л.С. В легком жанре / Л.С. Мархасев. – М. : Советский композитор, 1986. – 292 с. 18) Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению : учебное пособоие / А.Г. Менабени. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 95 с. 19) Музыкальное образование в школе : учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; под ред. Л.В. Школяр. – М. : Академия, 2001. – 232 с. 20) Павлищева, О.П. Высокая позиция звука / О.П. Павлищева // Казанская государственная обсерватория. Ученые записки. – 1970. – Вып. IV. – С. 233–240. 21) Емельянов, В.В. Фонопедические упражнения для выработки и развития показателей певческого голосообразования у лиц с непрофессиональными вокальными данными / В.В. Емельянов. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1986. – 20 с. 22) Пекерская, Е.М. Вокальный букварь / Е.М. Пекерская. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://lib.ru/CULTURE/MUSICACAD/PECERSKAYA/vocal.txt_with-big pictures.html 23) Разумовская, О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К. Разумовская. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 176 с. 24) Садников, В.И. Орфоэпия в пении : учебное пособие / В.И. Садников. – М. : ГИТИС, 2001. – 87 с. : ноты; 20 см. 25) Сарджент, У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика / У. Сарджент. – М. : Музыка, 1987. – 296 с. 26) Щетинин, М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М. Щетинин. – М. : Метафора, 2010. – 376 с. 27) Струве, Г.А. Школьный хор / Г.А. Струве. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с. 28) Троицкий, А. Рок-Музыка в СССР: Опыт популярной энциклопедии / А. Троицкий. – М. : Книга, 1990. – 384 с. 29) Уварова, Е.Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917–1945). – М. : Искусство, 1983. – 320 с. 30) Шнеерсон, Г.М. Американская песня / Г.М. Шнеерсон. – М. : Советский композитор, 1977. – 184 с. 31) Эрисман, Г. Французская песня / Г. Эрисман. – М. : Советский композитор, 1974. – 152 с. РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ 1) Учите детей петь : песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет / сост. С.И. Бекина, Т.М. Орлова. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с. 2) Гусельки : песни и стихи для детей младшего школьного возраста. – Вып. 14. – М. : Советский композитор, 1971. 3) Марченко, Л. Мир нужен всем : песни для детей среднего и старшего школьного возраста / Л. Марченко. – М. : Мелодия, 1988. 4) Дружат дети всей земли : песни для детей. – М. : Мелодия, 1981. 5) Жаворонушки : русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры: для детей и юношества : для пения (соло, хор) без сопровожд. / запись, нотация и сост. Г. Науменко; общ. ред. С. Пушкиной. – Вып. 3. – М. : Сов. композитор, 1984. – 95 с. 6) Заплетися, плетень : русские народные песни и хороводы для детей младшего и среднего возраста в сопровождении фортепиано / составитель и обработка В. Агафонникова. – М. : Музыка, 1977. 7) Здравствуй, песня. – Вып. 20. – М. : Мелодия, 1976. 8) Мальчишки – девчонки / сост. Е. Клянова. – Вып.1. – Л., 1977. 9) Мальчишки – девчонки / сост. Е. Клянова. – Вып.2. – Л., 1978. 10) Мама дорогая / составитель Е. Кузьминова. – М., 1978. 11) Пойте с нами : песни для детей младшего, среднего и старшего возраста : для голоса (хора) и фортепиано / сост. Н. Никольская. – Вып. 6. – Спб. : Композитор, 2013. – 44 с. 12) Бойко, Р.Г. Избранные хоры : без сопровожд. / Р.Г. Бойко. – [Хоровая партитура]. – М. : Музыка, 1974. – 74 с. 13) Ровесники : эстрадные песни и танцы для юношества в сопровождении инструментального ансамбля [кларнет, фортепиано, гитара, контрабас]. – Вып. 1. / сост. Г.А. Крылов; перелож. для инстр. анс. А. Заргаряна. – [Партитура]. – М. : Советский композитор, 1971. – 59 с.