Волшебная палитра (Цыренова М.Ц.)

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы………………………………………………….3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………….....3
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты……………………………………..5
1.3. Содержание программы……………………………………………………7
2. Комплекс организационно педагогических условий…………………..44
2.1. Календарный учебный график…………………………………………...44
2.2. Условия реализации программы…………………………………………44
2.3. Формы аттестации………………………………………………………...45
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………46
2.5. Методические материалы………………………………………………...46
2.6. Список литературы……………………………………………………….48
Приложения

2

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа изостудия «Волшебная палитра» (далее - Программа)
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyuobscherazvivayuschih-program.pdf
 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"//
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации
и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
 Устав учреждения утв. Приказом МОиН РБ от 03.12.2014 г.№2046.
https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document
 Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей
программы от 30.08.2023 г.
https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document
Актуальность программы в области изобразительного искусства
заключается в создании особой, развивающей образовательной среды, которая способствует не
только
формированию
у
учащихся
комплекса
знаний,
умений
и
навыков
в
области изобразительного искусства, но и направлена на воспитание и развитие у обучающихся
эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями, вне зависимости от
выбранного в дальнейшем направления профессионального роста.
Актуальность:
3

В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения
и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Обучение
включает в себя следующие основные предметы:
На занятиях в изостудии совершенствуется умение ребенка во всех видах изобразительной
деятельности. Дети осваивают технику рисования гуашевыми, и акварельными красками, простым
карандашом.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
Рисунок, живопись, композицию.
Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена примерная (типовая)
программа либо программа, разработанная другим автором (ФИО), но измененная с учетом
особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и
временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
(c элементами авторства в разделе)
Направленность программы: художественная.
Художественная направленность ориентирована на развитие общей и эстетической культуры
обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства, создание
художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование
коммуникативной культуры (музыкальное творчество, театральное, хореографическое,
изобразительное и декоративно-прикладное творчество, эстрадное и цирковое искусство,
фольклор);
Адресат программы:
Возраст детей, для которых разработана программа от 6 до 15 лет.
Дети данного возраста способны на хорошем уровне выполнять практические предлагаемые задания
по (Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер.
Закономерности их развития и формирования те же, что и у любых других двигательных навыков.
Поэтому обучение техническим навыкам и умениям рисования будут успешным лишь в том случае,
если будут учтены физиологические и психологические особенности, условия и пути их
образования.). Период развития детей от 6 до 15 лет отличается большой активностью как
психоэмоциональной, так и физической и глубокой перестройкой организма. Характерные черты
подростка -стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике и к технической новинке,
стремление к активной деятельности. Все эти особенности используются в подборе материала для
практических работ.
Дошкольники: 5-7 лет- ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию.
Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не
запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим
миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию
является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку
описывается любая информация об окружающем мире.
Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания,
восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой
материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и
рассуждать.
Младшие школьники: 7-10 (11) лет- Другая особенность психологии ребенка в младшем школьном
возрасте заключается в том, что память школьника приобретает произвольность, становится сознательно регулируемой и опосредованной.
Еще одним новообразованием в психологии младшего школьника является развитие произвольного
поведения, планирование результатов действия и рефлексия. Школьник становится
самостоятельным, у него формируются моральные ценности, которым он старается следовать. Более
4

отчетливо в младшем школьном возрасте выступает мотив достижения успеха, иногда – мотив
избегания неудачи.
Важным аспектом в психологии ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях,
что связано с боязнью изменения отношения с окружающими.
Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте во многом зависит от школьной
успеваемости, оценки взрослыми. Психология школьника в этом возрасте сильно подвержена
внешнему влиянию, он эмоционален, подвержен перепадам настроения.
В младшем школьном возрасте дети переживают свою уникальность, осознают себя личностью,
стремятся к совершенству, лидерству. Школьники ищут новые групповые формы активности,
занятий, стараются принадлежать к какой-либо детской общности.
Средние школьники: 10 (11) – 14 лет Учебная деятельность. Дети общаются, их отношения строятся
на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот
период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из
учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. Главное
происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное.
Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри
коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к
человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается
система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых
сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно – в мысли, в мечте – проработать,
проиграть свои стремления, свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни. И
это единственная деятельность, в которой будущая жизнь может быть мысленно «продействована».
В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики.
Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают
мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура
мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных
различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших
ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они теперь действуют
не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого
намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович [29:293], находится главное
новообразование переходного возраста.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 3 года
5-7 лет – 144 часа в год (1 час=30 мин., 25 мин. для групп дет. сада)
7-10(11) лет – от 108 – 144 часа. (7 лет:1 час=40 мин.)
10 (11) -14 лет – 144-216 час.




«Стартовый уровень» - 1 год обучения, 144 педагогических часов;
«Базовый уровень» - 2 год обучения, 216 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» - 3 год обучения, 216;

Форма обучения: очная, (очно-заочная, заочная и дистанционная на платформе ZOOM, (локальный
акт))

Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные (детский сад,
класс), разновозрастные (рисунок, живопись, композиция).
5

Режим занятий:
художественное

Вводный модуль

Продвинутый уровень

Изобразительное
искусство

4 часа в неделю;
144 часа в год.

6 часа в неделю;
216 часа в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: формирование и развитие художественной культуры обучающихся через приобщение к
творческой деятельности.
Образовательные задачи: Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное
творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий
изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Обучающие (предметные) – Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Знакомство с
различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности. Овладение
основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения. Приобретение умения
грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Воспитательные (личностные) – Формирование у детей устойчивого интереса к искусству и
занятиям художественным творчеством. Формирование уважительного отношения к искусству
разных стран и народов. Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия. Воспитание
аккуратности.
Развивающие (метапредметные) – Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений:
внимания, памяти, фантазии, воображения. Развитие колористического видения. Развитие
художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное. Улучшение моторики,
пластичности, гибкости рук и точности глазомера. Формирование организационно-управленческих
умений и навыков (планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины;
содержать в порядке свое рабочее место). Развитие коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать
свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные
ситуации).

Ожидаемые результаты:
Вводный модуль

Знать

Основные цвета. Цветовую гамму
красок (теплые и холодные цвета).
Понятие композиции. Понятие
симметрии. Свойства красок и
графических материалов. Азы
линейной и воздушной
перспективы

Уметь

Смешивать цвета в палитре.
Правильно использовать

Продвинутый модуль
Основы линейной перспективы.
Основы закона композиции.
Пропорции фигуры человека.
Различные виды графики. Основы
цветоведения. Основные жанры
изобразительного искусства.
Работать в различных жанрах.
Выделять основное в композиции.
6

Вводный модуль
художественные материалы в
соответствии со своим замыслом.
Работать самостоятельно и в
коллективе.

Продвинутый модуль
Передавать движение фигуры.
Строить орнаменты. Критически
оценивать свои работать и работы
товарищей.

Правильно использовать
Владеть художественные материалы в
соответствии со своим замыслом.

Использовать различные техники
рисования гуашью.
Соблюдать последовательность в
работе (от общего к частному).
Работать с натуры.
Доводить работу до конца.

7

1.3. Содержание программы
Изостудия «Волшебная палитра»
Вводный модуль
1 год обучения
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Вводное занятие.

30

8

22

тест

1.2

Волшебный мир
художника.

2

1

1

рисунок

1.3

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

1.4

Основы композиции.

2

1

1

тест

1.5

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

1.6

Цветоведение.

2

1

1

тест

1.7

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

1.8

Изображение объёма на 2
плоскости и линейная
перспектива.

1

1

тест

1.9

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

1.10

«Любимый город».

2

1

1

рисунок

1.11

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

1.12

«Осенний букет».

2

1

1

рисунок

1.13

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

1.14

«Осень. Листопад».

2

1

1

рисунок

1.15

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

1.16

«Грустный дождик»

2

1

1

рисунок

2

Декоративноприкладное
творчество.

56

10

46

тест

8

2.1

«Городец».

4

1

3

рисунок

2.2

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

2.3

«Зимушка снежная».

4

1

3

рисунок

2.4

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

2.5

«Узоры снежинок».

2

1

1

рисунок

2.6

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

2.7

«Хохлома».

4

1

3

тест

2.8

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

2.9

«Портрет Снегурочки». 2

1

1

рисунок

2.10

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

2.11

«Дымка».

4

1

3

тест

2.12

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

2.13

«Матрёшка».

4

1

3

рисунок

2.14

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

2.15

«Гжель».

4

1

3

тест

2.16

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

2.17

«Жостово».

4

1

3

рисунок

2.18

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

2.19

«Филимоновская
игрушка».

4

1

3

рисунок

2.20

Творческая
композиция.

2

0

2

рисунок

3

Пейзаж.

58

5

53

тест

3.1

«Городской пейзаж».

12

1

11

рисунок

3.2

«Деревенский пейзаж». 10

1

9

рисунок

9

3.3

«Осенний пейзаж».

10

1

9

рисунок

3.4

«Зимний пейзаж».

10

1

9

рисунок

3.5

«Весенний пейзаж».

10

1

9

рисунок

3.6

Выставка работ.
Итоговое занятие года.

6

0

6

рисунок

23

121

Итого: 144

Содержание учебного плана вводного модуля
1. Тема: Волшебный мир художника.
Теория: На вводном занятии дети знакомятся с правилами поведения в помещении, с техникой
безопасности на занятиях, с планом работы на новый учебный год.
Практика: Дети рисуют рисунок как они провели летние каникулы.
1.1 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.2 Тема: Основы композиции.
Теория: важнейший организующий момент художественной формы, придающий задуманному
единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции,
складываются в процессе художественного осмысления действительности, в той или иной мере
отражают объективные закономерности реального мира. Эти закономерности выступают в образнопретворенном виде, связанной со спецификой того или иного вида искусства, художественной идеей,
материалом произведения и т. п., отражающем эстетические принципы эпохи, стиля,
художественного направления.
Практика: придумайте и нарисуйте рисунок используя знания о композиции.
1.3 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.4 Тема: Цветоведение.
Теория: наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных
цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите,
цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре.
Практика: рисуем по схеме цветовой круг.
1.5 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
10

Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.6 Тема: Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Теория: система изображения объемных тел на плоскости, которая передает их расположение в
пространстве и удаленность от наблюдателя. Используется как одно из художественных средств,
усиливающих выразительность образов.
Практика: нарисовать поставленную постановку предметов в линейной перспективе.
1.7 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.8 Тема: «Любимый город».
Теория: закрепление знаний о перспективе и изучение истории о родном городе.
Практика: нужно нарисовать любимый вид города. Работа в цвете.
1.9 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.10 Тема: «Осенний букет».
Теория: закрепление знаний о составлении тематических натюрмортов. Практика: самостоятельное
составление натюрморта, техника исполнения – свободная.
1.11 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.12 Тема: «Осень. Листопад».
Теория: дать представление о временах года, уточнить основные признаки осени.
Практика: нарисовать осенний листопат.
1.13 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.14 Тема: «Грустный дождик».
Теория: развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке
определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени.
11

Практика: нарисовать рисунок на тему грустный дождик.
2 Тема: Декоративно-прикладное творчество.
Подтема: «Городец».
Теория: просмотр видеофильма о городецкой росписи, анализ характерных особенностей данной
росписи.
Практика: выполнение упражнений с отработкой элементов росписи, эскиз-имитация росписи
разделочной доски, изготовление из картона качалки-лошадки с последующим украшением узором.
2.1 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.2 Тема: «Зимушка снежная».
Теория: повторение знаний по цветоведению: холодные цвета, смешивание красок с белой краской и
т.д.
Практика: дети рисуют рисунки на тему зимы.
2.3 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.4 Тема: «Узоры снежинок».
Теория: познакомить с разнообразием форм снежинок.
Практика: дети рисуют узоры снежинок.
2.5 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.6 Тема: «Хохлома».
Теория: беседа о красоте и необычности этой росписи, о технологии её изготовления.
Практика: отработка элементов росписи (упражнение), роспись шаблона по образцу.
2.7 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.8 Тема: «Портрет Снегурочки».
12

Теория: учить рисовать фигуру человека, передавая форму частей, их расположение, пропорцию,
учить передавать движение, подводить детей к передаче образа Снегурочки, учить правильно
располагать изображение на листе, учить смешивать краски на палитре, закреплять умение
правильно держать кисть, брать краски понемногу.
Практика: рисуем портрет Снегурочки.
2.10 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.11 Тема: «Дымка».
Теория: просмотр видеофильма о дымковской игрушке, анализ.
Практика: роспись шаблона, лепка и роспись дымковской лошадки.
2.12 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.13 Тема: «Матрёшка».
Теория: знакомство с историей промысла изготовления матрёшек. Знакомство с росписью ПолховМайдана.
Практика: упражнение- отработка элементов Полхов-Майданской росписи, роспись шаблона
матрёшки.
2.14 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.15 Тема: «Гжель».
Теория: знакомство с промыслом Гжели, анализ особенностей росписи. Практика: выполнение
упражнений, роспись шаблона, коллективная работа «Гжельский натюрморт».
2.16 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.17 Тема: «Жостово».
Теория: просмотр видеофильма о росписи Жостово, анализ.
Практика: упражнение, роспись шаблона.
13

2.18 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.19 Тема: «Филимоновская игрушка».
Теория: просмотр видеофильма о филимоновской игрушке, анализ. Практика: роспись шаблона.
2.20 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3 Тема: Пейзаж.
Теория: изучаем историю пейзажа и виды.
Практика: самостоятельное придумайте свой пейзаж, техника исполнения – свободная.
3.1 Тема: «Городской пейзаж».
Теория: знакомимся с городским пейзажем и что он представляет.
Практика: поэтапно рисуем городской пейзаж с эскиза используем краски.
3.2 Тема: «Деревенский пейзаж».
Теория: знакомимся с деревенским пейзажем и что он представляет. Практика: поэтапно рисуем
пейзаж с эскиза используем краски.
3.3 Тема: «Осенний пейзаж».
Теория: знакомимся с пейзажем и что он представляет.
Практика: поэтапно рисуем пейзаж с эскиза используем краски.
3.4 Тема: «Зимний пейзаж».
Теория: знакомимся с пейзажем и что он представляет.
Практика: поэтапно рисуем пейзаж с эскиза используем краски.
3.5 Тема: «Весенний пейзаж».
Теория: знакомимся с пейзажем и что он представляет.
Практика: поэтапно рисуем пейзаж с эскиза используем краски.
3.6 Тема: Выставка работ. Итоговое занятие года.
Подведение итогов по разделу. Самостоятельный выбор темы для защиты проекта. Итоговая
выставка рисунков.

14

Продвинутый модуль
Учебный план
2 год обучения
Таблица 1.3.2
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

8

40

тест

1

2

рисунок

3

0

3

рисунок

1.3

Виды изобразительного 3
искусства
и
основы
образного языка.

1

2

тест

1.4

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

1.5

Основы композиции.

3

1

2

тест

1.6

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

1.7

Рисунок
–
основа 3
изобразительного
творчества.

1

2

тест

1.8

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

1.9

Изображение объёма на 3
плоскости и линейная
перспектива.

1

2

тест

1.10

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

1.11

Линия
и
выразительные
возможности.

ее 3

1

2

тест

1.12

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

1.13

Пятно
как
выражения.

средство 3

1

2

рисунок

1

Вводное занятие.

1.1

Волшебный
художника.

1.2

Творческая композиция.

48
мир 3

15

1.14

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

1.15

Графика.

3

1

2

рисунок

1.16

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

2

Основы цветоведения.

36

6

30

тест

2.1

Цветовой круг.

3

1

2

2.2

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

2.3

Цвет в произведениях 3
живописи.

1

2

рисунок

2.4

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

2.5

Реальность и фантазия в 3
творчестве художника.

1

2

рисунок

2.6

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

2.7

Осенний пейзаж.

3

1

2

рисунок

2.8

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

2.9

Зимний пейзаж.

3

1

2

рисунок

2.10

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

2.11

Весенний пейзаж.

3

1

2

рисунок

2.12

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

3

Натюрморт.

81

9

72

тест

3.1

Декоративный
натюрморт.

6

1

5

рисунок

3.2

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

3.3

Жанры
изобразительном
искусстве.

в 6

1

5

тест

3.4

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

16

3.5

Бытовой жанр.

3

0

3

тест

3.6

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

3.7

Анималистический.

3

1

2

тест

3.8

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

3.9

Исторический
батальный.

и 3

1

2

тест

3.10

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

3.11

Натюрморт в графике.

6

1

5

тест

3.12

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

3.13

Натюрморт в рисунке.

6

1

5

тест

3.14

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

3.15

Натюрморт
гуашь.

технике 6

1

5

тест

3.16

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

3.17

Натюрморт
акварель.

технике 6

1

5

тест

3.18

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

3.19

Декоративное рисование. 6

1

5

тест

3.20

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

4

Портрет.

51

5

46

тест

4.1

Портрет-зеркало души.

6

1

5

рисунок

4.1

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

4.2

Портрет – зеркало души.

6

1

5

тест

4.3

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

4.4

Портрет в искусстве.

6

1

5

тест

в

в

17

4.5

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

4.6

Портрет с руками.

6

1

5

тест

4.7

Творческая композиция.

3

0

3

рисунок

4.8

Автопортрет.

6

1

5

тест

4.9

Итоговое
занятие. 9
Выставка работ.

0

9

рисунок

итого

28

188

216

Содержание учебного плана продвинутого модуля
1. Тема: Вводное занятие.
Теория: На вводном занятии дети знакомятся с правилами поведения в помещении, с техникой
безопасности

на

занятиях,

с

планом

работы

на

новый

учебный

год.

Практика: Дети рисуют рисунок, как они провели летние каникулы.
1.1 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.2 Тема: Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Теория: изучаем виды изобразительного искусства.
Практика: выбираем любой вид искусства и рисуем.
1.3 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.4Тема: Основы композиции.
Теория: изучаем подробно основы композиции.
Практика: полученные знания выполняем в практической работе.
1.5 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.6 Тема: Рисунок – основа изобразительного творчества.
18

Теория: знакомимся с рисунком. Рисунок - первичное, простейшее изобразительное средство, с
которого начинается первобытное и детское творчество, но в результате длительного развития
рисунок составил одну из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства и
лежит в основе всех видов художественных изображений на плоскости. (живопись, практика)
Практика: рисуем постановку рисунка по схеме.
1.7 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.8 Тема: Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Теория: Линейная перспектива – это способ представления трёхмерных объектов в двухмерном
изображении. Рассмотрим построение перспективы: изображения вспомогательных линий сходятся в
одной
точке
–
это
точка
схода.
Практика: рисуем рисунок по схеме.
1.9 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.10 Тема: Линия и ее выразительные возможности.
Теория: Линия - одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический
элемент линейной графики.
Практика: нарисуйте рисунок в линия набросках, эскизах, рисунках,
карикатуре, шаржах, плакате, живописи на выбор.
1.11 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.12 Тема: Пятно как средство выражения.
Теория: ПЯТНО – основное средство изображения на плоскости КОМПОЗИЦИЯ – (в переводе с
латинского)
означает
составление,
соединение
частей
в
одно
целое.
Практика: рисуем рисунок поэтапно.
1.13 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.14 Тема: Графика.
Теория: знакомство с различными видами графики
Практика: рисуем рисунок поэтапно в стиле графики

и

1.15 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.

19

ее

характерные

особенности.

Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2 Тема: Основы цветоведения.
Теория: Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и
дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов,
колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.
Практика: рисуем цветовые упражнения. Рисуем цветовой круг.
2.1 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.2 Тема: Цвет в произведениях живописи.
Теория: важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содержания
произведений искусства.
Практика: выбираем любую известную картину и списываем.
2.3 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.4Тема: Реальность и фантазия в творчестве художника.
Теория: искусстве художник ведёт отбор существенных для него сторон реальности. В созданном
произведении раскрывается явление жизни, пропущенное через фантазию автора, его отношение.
Практика: нарисовать рисунок на тему реальность и фантазия.
2.5 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.6 Тема: Осенний пейзаж.
Теория: перечень вопросов, рассматриваемых в теме. Изображение борьбы света и тени как средстве
драматизации
содержания
произведения
и
организации
композиции
картины.
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
2.7 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.8 Тема: Зимний пейзаж.
Теория: повторение знаний по цветоведению: холодные цвета, смешивание красок с белой краской и
т.д.
20

Практика: изображение зимнего пейзажа.
2.9 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.10 Тема: Весенний пейзаж.
Теория: повторение и закрепление знаний о перспективе.
Практика: изображение весеннего пейзажа.
2.11 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3 Тема: Натюрморт.
Теория: жанр изобразительного искусства, в котором «изображаются предметы неодушевлённой
природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную
композицию либо включённые в композицию иного жанра».
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
3.1 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.2 Тема: Жанры в изобразительном искусстве.
Теория: Жанры (от фр.Genre - вид)- совокупность произведений, объединяемых: - общим кругом тем
или предметов изображения; или. - авторским отношением к предмету, лицу или явлению:
карикатура, шарж; или. - способом понимания и истолкования: аллегория, фантастика.
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
3.3 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.4 Тема: Бытовой жанр.
Теория: Бытовой жанр, согласно академическому определению, — «один из традиционных жанров
изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной и общественной
жизни человека».
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
3.5 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.6 Тема: Анималистический.
21

Теория: анималистика (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором гл.
мотивом является изображение животных. В первобытном иск-ве животные были главными
предметами
изображения,
наделялись
магич.
смыслом
(см.
Тотемизм).
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
3.7 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.8 Тема: Исторический и батальный.
Теория: Исторический жанр – это один из основных жанров изобразительного искусства,
посвященный историческим событиям и деятелям. А вот, после исторического жанра, мы понимаем,
почему все – таки батальный жанр с ним пересекается. Ведь любое сражение, любая битва, война,
или военный поход, это часть истории. Но жанры все же разные и мы должны их различать.
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
3.9 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.10 Тема: Натюрморт в графике.
Теория: Графика натюрморта позволяет подчеркнуть все нюансы цветовых и тональных решений
изображения предметов в пространстве. Объектом графического рисунка становятся обычно самые
бытовые предметы, присутствующие в интерьере. Изображения натюрморта получили широкое
распространение в текстильном дизайне, часто применяются на предметах из керамики, стекла или
дерева.
Практика: рисуем натюрморт в технике графики.
3.11 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.12 Тема: Натюрморт в рисунке.
Теория: жанр изобразительного искусства, в котором «изображаются предметы неодушевлённой
природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную
композицию либо включённые в композицию иного жанра».
Практика: рисуем натюрморт грифельными карандашами.
3.13 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.14 Тема: Натюрморт в технике гуашь.
Теория: жанр изобразительного искусства, в котором «изображаются предметы неодушевлённой
природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную
композицию либо включённые в композицию иного жанра».
22

Практика: рисуем натюрморт в технике гуашь.
3.15 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.16 Тема: Натюрморт в технике акварель.
Теория: жанр изобразительного искусства, в котором «изображаются предметы неодушевлённой
природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную
композицию либо включённые в композицию иного жанра».
Практика: рисуем натюрморт в технике акварель.
3.17 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.18 Тема: Декоративное рисование.
Теория: Декоративное рисование – это создание узоров и других украшений для книг, предметов
быта, одежды и т.д. Основой декоративного рисования, как и других видов, является изучение
натуры,
использование
её
форм,
цветов
в
процессе
творчества.
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
3.19 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
4 Тема: Портрет.
Теория: знакомимся с историей портрета.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
4.1 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
4.2 Тема: Портрет – зеркало души.
Теория: портретное искусство зародилось ещё в глубокой древности. Но путь к реалистическому
портрету был очень долгим. Портретом в изобразительном искусстве называют изображение какоголибо человека или группы людей. Через внешний облик человека на портрете показан и его
внутренний мир.
Практика: поэтапно рисуем с
эскиза используем краски.
4.3 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
23

4.4 Тема: Портрет в искусстве.
Теория: в изобразительном искусстве портрет — самостоятельный жанр, целью которого является
отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через
него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в
настоящем человека».
Практика: поэтапно рисуем с
эскиза используем краски.
4.5 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
4.6 Тема: Портрет с руками.
Теория: портрет с руками - это достаточно распространённый вид заказываемых по фото портретов.
Портреты с руками относятся чаще всего к парадным портретам. Теория: знакомимся с историей
портрета.
Практика: поэтапно рисуем портрет с руками используем краски.
4.7 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
4.8 Тема: Автопортрет.
Теория: портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако
автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д. Многие
художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число
своих изображений. Иногда художники помещали своё изображение в групповые портреты.
Полагают, что некоторые художники писали с себя портреты персонажей противоположного пола.
Практика: нарисуйте свой автопортрет.
4.9 Тема: Итоговое занятие. Выставка работ. Подведение итогов по разделу. Самостоятельный
выбор темы для защиты проекта. Итоговая выставка рисунков.

24

Продвинутый модуль
Учебный план
3 год обучения
Таблица 1.3.3
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Вводное занятие

30

5

25

рисунок

1.2

Волшебный мир
художника.

3

1

2

рисунок

1.3

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

1.4

Цвет. Основы
цветоведения.

3

1

2

тест

1.5

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

1.6

Цвет в произведениях
живописи.

3

1

2

тест

1.7

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

1.8

Реальность и фантазия
в творчестве
художника.

3

1

2

рисунок

1.9

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

1.10

Освещение. Свет и
тень.

3

1

2

тест

1.11

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

2

Графика.

36

6

30

тест

2.1

Графика в композиции. 3

1

2

рисунок

2.2

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

2.3

Особенности
графического
искусства, его виды и
отличия.

3

1

2

тест

2.4

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

2.5

Выразительные

3

1

2

рисунок

25

возможности графики.
Линия.
2.6

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

2.7

Рисунок – основа
изобразительного
творчества.

3

1

2

тест

2.8

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

2.9

Изображение объёма на 3
плоскости и 3линейная
перспектива.

1

2

тест

2.10

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

2.11

Линия и ее
выразительные
возможности.

3

1

2

тест

2.12

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

3

Живопись.

54

9

45

тест

3.1

Живопись в
композиции.

3

1

2

рисунок

3.2

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

3.3

Монументальная
живопись.

3

1

2

тест

3.4

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

3.5

Станковая живопись.

3

1

2

тест

3.6

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

3.7

Миниатюрная
живопись.

3

1

2

тест

3.8

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

3.9

Линейноконструктивный
рисунок.

3

1

2

тест

3.10

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

26

3.11

Линейноконструктивное
построение куба.

3

1

2

тест

3.12

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

3.13

Натюрморт из
гипсовых
геометрических тел.

3

1

2

тест

3.14

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

3.15

Сквозной рисунок
предметов
комбинированной
формы.

3

1

2

тест

3.16

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

3.17

Зарисовки отдельных
предметов
комбинированной
формы с натуры и по
памяти

3

1

2

тест

3.18

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

4

Пейзаж.

36

6

30

тест

4.1

Пейзаж в композиции.

3

1

2

рисунок

4.2

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

4.3

Городской пейзаж.

3

1

2

тест

4.4

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

4.5

Деревенский пейзаж.

3

1

2

тест

4.6

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

4.7

Осенний пейзаж.

3

1

2

тест

4.8

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

4.9

Зимний пейзаж.

3

1

2

тест

4.10

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

27

4.11

Летний пейзаж.

3

1

2

тест

4.12

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

5

Портрет – зеркало
души.

24

4

20

тест

5.1

Портрет в композиции. 3

1

2

рисунок

5.2

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

5.3

Портрет в искусстве.

3

1

2

тест

5.4

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

5.5

Портрет с руками.

3

1

2

тест

5.6

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

5.7

Автопортрет.

3

1

2

тест

5.8

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

6

Дизайн.

36

6

30

тест

6.1

Основные виды
дизайна.

3

1

2

рисунок

6.2

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

6.3

Промышленный
дизайн.

3

1

2

тест

6.4

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

6.5

Графический дизайн.

3

1

2

тест

6.6

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

6.7

Книжный дизайн.

3

1

2

тест

6.8

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

6.9

Дизайн одежды.

3

1

2

тест

6.10

Творческая
композиция.

3

0

3

рисунок

6.11

Ландшафтный дизайн.

3

1

2

тест

28

6.12

Выставка работ.
Итоговое занятие года.

3

0

3

итого

216

36

180

рисунок

Содержание учебного плана продвинутого модуля
1. Тема: Вводное занятие.
Теория: На вводном занятии дети знакомятся с правилами поведения в помещении, с техникой
безопасности

на

занятиях,

с

планом

работы

на

новый

учебный

год.

Практика: Дети рисуют рисунок как они провели летние каникулы.
1.1 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.2 Тема: Цвет. Основы цветоведения.
Теория: цветоведение - это наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных
физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность
данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы,
изучающих цвет как явление культуры.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
1.3 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.4 Тема: Цвет в произведениях живописи.
Теория: колорит в живописи — важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию
образного содержания произведений искусства. Термин «колорит» происходит от латинского слова
«соlог», что означает цвет, краска. Колорит в живописи — это «характер взаимосвязи всех цветовых
элементов произведения, его цветовой, строй как одно из средств правдивого и выразительного
изображения действительности». Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
1.5 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.6 Тема: Реальность и фантазия в творчестве художника.
Теория: искусстве художник ведёт отбор существенных для него сторон реальности. В созданном
произведении раскрывается явление жизни, пропущенное через фантазию автора, его отношение.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
1.7 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
29

Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
1.8Тема: Освещение. Свет и тень.
Теория: перечень вопросов, рассматриваемых в теме ... Изображение борьбы света и тени как
средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
1.9 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2 Тема: Графика.
Теория: графика — вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных
изобразительных средств, называемых графическими, используются свойства изобразительной
поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
2.1 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.2 Тема: Особенности графического искусства, его виды и отличия.
Теория: графика (от греч. "grafo" — «пишу») — изобразительное искусство, включающие в себя
рисунок и произведения искусства, базирующиеся на искусстве рисунка, но обладающие
собственными выразительными средствами и изобразительными возможностями. Таковы
определения, приведенные в ряде учебников.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
2.3 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.4 Тема: Выразительные возможности графики. Линия.
Теория: линия - одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический
элемент линейной графики. Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой
графике (офорте), карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
2.5 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.6 Тема: Рисунок – основа изобразительного творчества.
Теория: рисунок - первичное, простейшее изобразительное средство, с которого начинается
первобытное и детское творчество, но в результате длительного развития рисунок составил одну из
важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства и лежит в основе всех видов
художественных изображений на плоскости (живопись, графика).
30

Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
2.7 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.8 Тема: Изображение объёма на плоскости и 3линейная перспектива.
Теория: линейная перспектива –
двухмерном изображении.

это

способ

представления

трёхмерных

объектов

в

Рассмотрим построение перспективы: изображения вспомогательных линий сходятся в одной точке
– это точка схода.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
2.9 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
2.10 Тема: Линия и ее выразительные возможности.
Теория: можно почувствовать то весомость и уверенность, то беглость и поспешность линий. Линия
может быть смелой или строгой, лихой или обстоятельной. Линия может очерчивать контур, как
упругая проволока, выявляя изображение на бумаге, или быть линией-росчерком, оставляющим на
бумаге свободный след впечатлений. В природе линии встречаются очень редко, в каком-то смысле
их вовсе нет.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
2.11 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3 Тема: Живопись.
Теория: наиболее популярный и прославленный в европейской культуре вид изобразительного
искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую
поверхность. Основным выразительным средством живописи является цвет.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
3.1 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.2 Тема: Монументальная живопись.
Теория: разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и
других стационарных основаниях. Иногда для обозначения произведений такого рода используется
термин «мураль» (от исп. mural — настенная живопись). Также возможно определение
«монументально-декоративная роспись».
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
31

3.3 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.4 Тема: Станковая живопись.
Теория: одна из разновидностей искусства живописи, произведения которого имеют
самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружающей среды. Буквально —
живопись, созданная на станке (мольберте).
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
3.5 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.6 Тема: Миниатюрная живопись.
Теория: в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения
малых форм, а также искусство их создания. В 2020 году ЮНЕСКО объявило искусство миниатюры
Азербайджана, Ирана, Турции и Узбекистана одним из шедевров устного и нематериального
культурного наследия человечества.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
3.7 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.8 Тема: Линейно-конструктивный рисунок.
Теория: применяется метод линейно-конструктивного исполнения рисунка формы изображаемого
предмета — построение перспективного расположения в пространстве форм предметов, с учетом
видимых плоскостей формы предмета и его невидимых (скрытых от взора) плоскостей.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
3.9 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.10 Тема: Линейно-конструктивное построение куба.
Теория: каркасное, линейно –конструктивное построение куба. (нарисованы все видимые и
невидимые линии, в том числе и линия контура стола). Ближние грани куба и боковые ребра куба
выделяются более мягким карандашом.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
3.11 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.12 Тема: Натюрморт из гипсовых геометрических тел.
Теория: сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле;
32

Развивать творческие способности и навыки в работе простым карандашом.
Практика: изображать простым карандашом линейный рисунок натюрморта; поэтапно рисуем с
эскиза используем краски.
3.13 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.14 Тема: Сквозной рисунок предметов комбинированной формы.
Теория: развитие познавательной деятельности путём целенаправленного восприятия формы,
строения, величины предметов; использование простых форм при рисовании сложных бытовых
предметов.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
3.15 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
3.16 Тема: Зарисовки отдельных предметов комбинированной формы с натуры и по памяти.
Теория: тема рассчитана на 19 часов. Зарисовки отдельных предметов комбинированной формы с
натуры и по памяти. Тренировка зрительной памяти.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
3.17 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.

4 Тема: Пейзаж.
Теория: жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором
основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени
преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на
протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения.
Практика: поэтапно рисуем с эскиза используем краски.
4.1 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
4.2 Тема: Городской пейзаж.
Теория: городской пейзаж или урбанизированный ландшафт — эквивалент городского ландшафта.
Разница определений состоит лишь в том, что второе касается крупных урбанизированных городов, а
первое — маленьких.
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
33

4.3 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
4.4 Тема: Деревенский пейзаж.
Теория: деревенский (Сельский) пейзаж. Пейзаж – это жанр искусства, связанный с изображением
природы и местности.
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
4.5 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
4.6 Тема: Осенний пейзаж.
Теория: закрепление знаний о писание пейзажа.
Практика: придумать свой осенний пейзаж, техника исполнения – свободная.
4.7 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
4.8 Тема: Зимний пейзаж.
Теория: повторение и закрепление знаний о перспективе.
Практика: изображение зимнего пейзажа.
4.9 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
4.10 Тема: Летний пейзаж.
Теория: повторение и закрепление знаний о перспективе.
Практика: изображение летнего пейзажа.
4.11 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
5 Тема: Портрет – зеркало души.
Теория: портретное искусство зародилось ещё в глубокой древности. Но путь к реалистическому
портрету был очень долгим. Портретом в изобразительном искусстве называют изображение какоголибо человека или группы людей. Через внешний облик человека на портрете показан и его
внутренний мир.
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
5.1 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
5.2 Тема: Портрет в искусстве.
34

Теория: изобразительном искусстве портрет — самостоятельный жанр, целью которого является
отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через
него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в
настоящем человека».
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
5.3 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
5.4 Тема: Портрет с руками.
Теория: портрет с руками - это достаточно распространённый вид заказываемых по фото портретов.
Портреты с руками относятся чаще всего к парадным портретам.
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
5.5 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
5.6 Тема: Автопортрет.
Теория: портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако
автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические.
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
5.7 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
6 Тема: Дизайн. Основные виды дизайна.
Теория: это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и
мн. др. Дизайнеру необходимо позаботиться о том, чтобы форма всех этих изделий была удобной,
соразмерной человеку и красивой. На примере автомобиля можно рассмотреть стили и направления
в индустриальном дизайне.
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
6.1 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
6.2 Тема: Промышленный дизайн.
Теория: вид дизайна, то же, что «дизайн». Термин «промышленный дизайн» был утверждён
решением первой генеральной ассамблеи ICSID в 1959 году; термин «дизайн» является
профессиональным сокращением термина «промышленный дизайн».
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
6.3 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
6.4 Тема: Графический дизайн.
35

Теория: графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и
культурной сфер жизни, способствуя формированию визуального ландшафта современности.
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
6.5 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
6.6 Тема: Книжный дизайн.
Теория: это новые, разнообразные конструкции книги. Дизайнер занимается оформлением книги:
определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), фотографий
и другого иллюстративного материала. Большую роль играет разработка внешнего облика книги
(переплет и обложка), форзаца и различных элементов оформления внутри книги (титульный лист,
иллюстрации).
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
6.7 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
6.8 Тема: Дизайн одежды.
Теория: продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной
одежды, дизайнер создает неповторимый и запоминающийся образ.
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
6.9 Тема: Творческая композиция.
Теория: одна из основных категорий художественного творчества.
Практика: Эти занятия отводятся для самостоятельной работы над конкурсными заданиями.
Техника исполнения выбирается свободная.
6.10 Тема: Ландшафтный дизайн.
Теория: задача такого мастера – создать особую реальность на обычном участке земли, продумать,
как должен выглядеть здесь каждый сантиметр, распланировать, высадить растения, разбить
дорожки и цветники, сделать грамотное освещение, устроить поливочную систему, зону отдыха,
детскую площадку. Раньше таких работников называли устроителями садов и парков. Плодов труда
ландшафтного дизайнера приходиться ждать много месяцев.
Практика: рисуем поэтапно эскиз задания.
6.11 Тема: Итоговое занятие. Выставка работ. Подведение итогов по разделу. Самостоятельный
выбор темы для защиты проекта. Итоговая выставка рисунков.

36

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней

(34) 36 недель
1 год обучения (от 144 час. -72 дня)
2 год обучения (от 216 час. - 108 дней)
3 год обучения (от 216 час. - 108 дней)

С 1 сентября для обучающихся второго и
последующих лет обучения
С 12.09.2022 для обучающихся 1 года обуч.
31.05.2023 г. (приказ №
от
)
Даты начала и окончания учебного года
С 1 сентября для обучающихся второго и
последующих лет обучения
С 11.09.2023 для обучающихся 1 года обуч.
31.05.2024 г. (приказ №
от
)
С 1 сентября для обучающихся второго и
последующих лет обучения
С ____09.2024 для обучающихся 1 года обуч.
31.05.2025 г. (приказ №
от
)
(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Сроки промежуточной аттестации
Рубежная- май в конце 1,2 года обучения
ДОП на 3 года
Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 3 года обучения (май)
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 2.2.1.
Аспекты

Материально-техническое
обеспечение

Характеристика (заполнить)
Успешная реализация программы во многом зависит
от правильной организации рабочего пространства
студии. Помещение хорошо освещено. Удобные
парты, стулья.
Техническое оснащение
Материально-техническая база соответствует
действующим противопожарным правилам и
нормам.
37

Аспекты

Характеристика (заполнить)
-Оборудование и материалы:
•
Парты
•
Стулья
•
Доска
•
Учебные пособия
•
Объяснительно-иллюстративный материал
•
Натюрмортный фонд

Получено по Программе «Новые
места»:

Информационное обеспечение
Ссылки:

-аудио
- видео
- фото
- интернет источники:
1. https://gallerix.ru/album/200-Russian - Галерея русской
живописи.
2. http://www.encyclopedia.ru - Каталог электронных
энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
3. http://www.school.edu.ru/ – Российский
образовательный портал.
4. http://www.1september.ru/ru/ – газета «Первое
сентября».
5. http://all.edu.ru/ – Все образование Интернета

Кадровое обеспечение

Реализовывать программу могут педагоги ДО,
обладающие достаточными знаниями в области
изобразительного искусства в соответствии занимаемой
должности.
Таблица 2.1.1.

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания обучения
по программе
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации

36
(по УП)
с 01.01.2023-08.01.2023
01.06.2023-31.08.2023
С 01.09.2022-31.05.2023
по окончании вводного модуля
по окончании продвинутого

38

2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:






Тестирование
Творческая работа
Защита проекта
Конкурс
Выставка
Критерии оценивания:

 качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;
 степень самостоятельности;
 уровень творческой деятельности (репродуктивный, частич­но продуктивный,
продуктивный).
 Предпочтение следует отдавать качественной оценке дея­тельности каждого ребенка на уроке,
его творческим находкам.

39

2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП
Уровень развития творческого потенциала
учащихся
Уровень развития высших психических
функций ребёнка
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень развития творческого потенциала
учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся

Методики
Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества
образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева,
И.К. Михайлова

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
Уровень сохранения и укрепления здоровья
деятельности образовательных учреждений» под ред.
учащихся
М.М. Безруких
Ссылка:
Уровень теоретической подготовки
Разрабатываются ПДО самостоятельно
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей
Изучение удовлетворенности родителей работой
предоставляемыми образовательными
образовательного учреждения (методика
услугами
Е.Н.Степановой)
Ссылка на папку (шаблоны, действующая диагностика,
Оценочные материалы (указать конкретно
мониторинг)
по предметам в соответствии с формами
аттестации)

40

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
 Дискуссионный
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Беседа
 Выставка
 Галерея
 Игра
 Презентация
 Мастер-класс
Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология модульного обучения
 Технология дистанционного обучения
Дидактические материалы:




Раздаточные материалы
Инструкции
Образцы рисунков

41

2.6 . Список литературы
Для педагога:
Образовательные электронные ресурсы
1. https://gallerix.ru/album/200-Russian - Галерея русской живописи.
2. http://www.encyclopedia.ru - Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным
направлениям.
3. http://www.school.edu.ru/ – Российский образовательный портал.
4. http://www.1september.ru/ru/ – газета «Первое сентября».
5. http://all.edu.ru/ – Все образование Интернета
Для обучающегося:
1. Программа Министерства образования и науки «Изобразительное искусство»: 5-9 кл. – М.:
Просвещение, 2006.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.:
Просвещение, 1991.
3. Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А. Горяева,
О.В.Островская. – М.: Просвещение, 2005.
4. Костерин, Н.П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. – М.: Просвещение, 1984.
5.

Панкеев, И. Русские праздники / И. Панкеев. – М.: Просвещение, 1998.

6.

Шпикалова, Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество /

Т.Я. Шпикалова. – М.: Гуманитарный издательский Центр, 2000.
7.

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под

редакцией Б.М. Неменского. 5 – 8 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Б.
М. Неменский, Л. Я. Неменская, – 5-е изд.,перераб. – М.: Просвещение, 2016.
8.

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для

общеобразовательных организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М.
Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».