В мире танца (Тулеглович Т.В.)

Содержание.
1. Пояснительная записка…………………………………………2
2. Учебно-тематический план (1 год обучения)………………....8
3. Содержание программы (1 год обучения)…………………….9
4. Календарный учебный график (1 год обучения)…………….13
5. Учебно-тематический план (2 год обучения)………………..17
6. Содержание программы (2 год обучения)……………………18
7. Календарный учебный график (2 год обучения)…………….22
8. Методическое обеспечение программы………………………24
9. Список литературы……………………………………………28

Пояснительная записка.

Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами
художественного образования детей, которые выдвигаются в концепции
модернизации российского образования. В концепции подчеркивается
важность художественного образования, использования познавательных и
воспитательных возможностей предметов художественно – эстетической
направленности, формирующих у детей творческие способности, чувство
прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Образовательная программа «Хореография» предоставляет широкие
возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность
ввести детей в мир танца, с помощью игровых технологий познакомить с
некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа
поможет творчески самовыразиться, и проявить себя посредством пластики,
ритмики и импровизации.
У детей формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в
рисунке, пластике. Дети впервые могут одеть сценический костюм,
подготовленный специально к танцевальному номеру с непосредственным
участием родителей дети выступят на своих первых концертах и конкурсах.
Проблема построения модели образовательного процесса на основе
многовековых традиций русского, бурятского народа, их богатейшего
культурного наследия, в частности, народной танцевальной музыки, является
в настоящее время особенно актуальной. «Танцевальная народная культура
является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв
лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее».
Входя в мир народной музыки и танцев, ребенок подсознательно ощутит в
себе «зов предков». Характерные для русской и бурятской народной
культуры звуки, тембры, орнаменты, движения, мелодии «пронизывают
насквозь. Доступность народных танцев, привлекательность и легкость
движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших
занятий музыкой и танцами, сформирует интерес к познанию мира танца в
разных его проявлениях. В образовательном процессе главная роль отводится
эстетическому воспитанию.
Новизна данной образовательной программы заключается в
комплексном использовании трех методов: метода музыкального движения,
метода хореокоррекции и методики партнерского экзерсиса.
Актуальность данной образовательной программы характеризуется
тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на
образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают
заниматься хореографией уже в младшем школьном возрасте, так как
3

родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать,
развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.
Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких
физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на
развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной
выворотности, танцевального шага и т.д. Развивается также и
познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры
воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру,
углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях
природы.
Педагогическая целесообразность образовательной программы «Студия
танца. Хореография» определена тем, что ориентирует воспитанников
приобщение танцевально - музыкальной культуре, применение полученных
знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной
деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание
индивидуального творческого продукта.
Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы
мы видим в формировании у детей чувства ответственности в исполнении
своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с
одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего
творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в
коллективном постановочном процессе формирования танцевального
номера, с другой стороны
Цель программы: формирование духовно - нравственной личности
ребенка средствами хореографического искусства.
Задачи: Обучающая
 Познакомить детей с историей возникновения и развития танца,
обучить простейшим элементам классического и народного танца;
 обучить элементам музыкальной грамоты; обучить простейшим
элементам классического и народного танца
 поэтапное овладение основам классического экзерсиса у опоры и на
середине зала;
Развивающие:
развить воображение, фантазию, музыкальность, выразительность и
осмысленность исполнения танцевальных движений; находить свои
оригинальные движения для выражения характера музыки
развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески
мыслить; художественный вкус.
4

формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка и интерес
к танцевальному искусству
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение, уважение к традициям русской, бурятской
культуры, к танцу, костюму;
 воспитать умение ребенка работать в коллективе; культуру поведения и
общения
 заложить основы становления эстетически развитой личности;
 сформировать систему ценностей традиционной отечественной
культуры:
отношение к матери, семьи и традиционных семейных отношений, родной
земли, Родины, трудолюбия и труда, здорового образа жизни.
Направленность программы по содержанию: Программа,
художественно- эстетическая, направлена на:
 приобщение детей к основам хореографического искусства;
 выявление одаренных детей с целью развития их творческих
способностей;
 формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе
овладения искусством танца;
 развитие художественной одаренности в области танцевально –
исполнительского мастерства;
развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей
Возрастные и индивидуальные особенности детей 7 – 13 – летнего
возраста:
В 7 – 10 лет дети способны заниматься хореографией, так как
сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду
показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной
психологии позволяют утверждать, что мозг 7 – летнего ребенка готов к
усвоению доступной информации в процессе систематического обучения.
Однако следует иметь ввиду, что в индивидуальном развитии детей одного и
того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа
созревания мозга и всего организма – опережение или отставание. Кроме
того, нужно учитывать и половые различия. В физиологическом отношении
мальчики в среднем отстают от девочек на год – полтора, хотя те и другие
имеют от рождения одинаковые количество лет.
В 10 – 13 лет дети усваивают понятие пола (к противоположному полу
лети относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно
5

регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость,
непосредственность (подумать или заменить на физическое развитие.)
Группа постоянная перешла на второй год обучения. Набрана новая
группа сборная.
Принцип обучения: основные дидактические принципы
доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения
и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие
задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и
техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки.
Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к
пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Материально-методическое обеспечение: Дидактический материал,
используемый в процессе организации занятий: Фотографии, литература по
хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео – аудиозаписи, правила
поведения на сцене, словари терминов.

6

Учебно-тематический план (1 год обучения)
№
п\
п

Название раздела, темы

Количество часов
Теория

Практика

Всего

Формы
аттестации
\
контроля

1

Вводное занятие.

1

1

2

Опрос

2

Азбука музыкального
движения.

1

5

6

Контроль

3

Партерная гимнастика.

1

39

40

Практическ
ое задание

4

Играя – танцуем.

2

28

30

Практическ
ое задание

5

Основные танцевальные
движения.

1

9

10

Практическ
ое задание

6

Репетиционнопостановочная работа

1

35

36

Визуальное
наблюдение
,
самоконтро
ль

7

Выступления.

-

20

20

Концертная

Практическ
ое задание

деят-ть
Итого:

7

137

7

144

Содержание программы (1 год обучения).
1. Вводное занятие.
Теория: Ознакомление с правилами коллектива, образовательной
программы, планом работы, расписанием занятий, техникой безопасности в
танцевальном классе.
Практика: музыкально-ритмическое движение.
2. Азбука музыкального движения.
Теория: музыкально – ритмическое воспитание детей – универсальное
средство для развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания,
выразительности движений.
«Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры,
музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки,
поскольку недостаточное музыкальное развитие детей обычно является
основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения
этого раздела должны способствовать развитию музыкальности:
формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных
средствах музыки, развивать чувство ритма. Следует развить умение
ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер,
метроритм, умение согласовывать музыку с движением.
Практика:
- Определение и передача в движении:
 характера музыки (спокойный, торжественный);
 темпа (умеренный);
 сильных и слабых долей.
- Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
 ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная, умение пройти под
музыку;
 бег (легкий, стремительный, широкий);

8

 танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на
пятку);
 подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и
сокращенной стопой.
Упражнения на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп
мышц:
 упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание кистей вниз –
вверх, руки вытянуты в стороны на уровне плеч;
 движение рук – имитация «Полоскание»;
 «Пушинка» - схватить пух пальцами;
 прослушивание простейших ритмических рисунков;
 поклон – дисциплинирует ребенка и приучает к правилам
хорошего тона.
Мальчики – I свободная позиция, руки опущены вдоль корпуса.
«Раз» - шаг в сторону правой ногой, голова прямо.
«Два» - подставить левую ногу в позицию I.
«Три» - опустить подбородок вниз.
«Четыре» - вернуть голову в исходное положение.
Девочки – I свободная позиция ног, руки в IV позиции.
«Раз» - шаг правой ногой в сторону, голова прямо.
«Два» - подставить левую ногу в I позицию.
«Три» - demi – plie, подбородок опустить вниз.
«Четыре» - исходное положение.
3. Партерная гимнастика.
Теория: термин«партерная гимнастика» появился не так давно. Его
возникновение связано с развитием нетрадиционных видов гимнастики.
Слово партер произошло от французского parterre(по земле): par– n,а
словоterre– земля. Под «партерной» гимнастикой понимают выполнение

9

различного рода упражнений, в положении сидя, лежа, на боку, из
различных упоров.
Практика:
 упражнение на подвижность голеностопного сустава;
 упражнение на развитие шага;


упражнение на развитие гибкости;

 упражнение на укрепление позвоночника;
 упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса;
 упражнение на развитие выворотности ног;
 упражнение на развитие мышц паха;
 растяжка ног (вперед, в сторону);
 наклоны корпуса к ногам;
 упражнение на полу (шпагат).
4. Играя - танцуем.
Теория: Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех
детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании
детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром,
проигрывает различные ситуации – в одних он лидирует, в других
подчиняется или осуществляет совместную деятельность с другими
детьми и взрослыми. Через игру можно научить детей танцевать. В
искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще
большей мере. «О каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он,всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама
Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и
совершенных форм игры».
Практика:
 игра «ниточка и иголочка»;
 игра «кот и мыши»;
 игра «лягушки и цапли».
10

5. Основные танцевальные движения.
Теория: в данном разделе объясняется правила исполнения
отдельныхдвижений.
Практика:
 шаг на носках;
 приставной шаг;
 высокий бег;
 легкие подскоки;
 галоп вперед, «лошадками»;
 притопы;
 различные виды прыжков;
 «пружинка»;
 элементы русской пляски;
 положения рук в русской пляске;
 основные пространственные построения и передвижения.
6. Репетиционно – постановочная работа.
Теория: ведется объяснение постановочного материала танца.
Практика: разучивается танцевальная композиция, построенная
композици , построенная на изученных танцевальных движениях и
выстраивается в законченную форму – танец. Танец «Три веселых
зайчика», «Карлсон», «Барбарики».
7. Выступления (Одна из форм оценки качества знаний).
Теория: детям объясняется правила поведения на концертных
выступлениях.
Практика:
 «День матери»
 «Праздник осени»
 «Новогодние выступления»
11

 «Сагаалган»
 «23 февраля»
 «8 марта»
 Конкурсы, фестивали (школьные и центра)
 «9 мая»
 Отчетный концерт.

12

№
зан.

Месяц

1

2

Форма
проведения

Колво
часов

Сентябрь

Лекция, беседа

2

Работа с родителями.
Вводное занятие.

Сентябрь

Практикум

6

Азбука музыкального
движения.

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

4

Основные танцевальные
движения.

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

8

Партерная гимнастика

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

8

Игроритмика.

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

6

Репетиционно постановочная

Танцевальный Визуализация, самоконтроль
зал

Лекция
3

Сентябрь

Практикум
Лекция

4-6

7-10

Сентябрь

Практикум

Октябрь

лекция

Октябрь

Практикум

Место
проведения

Тема занятия

Лекция
11-13

Октябрь

Практикум

Форма контроля

Опрос

работа.
14-15

Ноябрь

16-17

Ноябрь

Практикум

4

Выступления

4

Основные танцевальные

13

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.

движения.

зал

18-21

Ноябрь

Практикум

8

Партерная гимнастика

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

22-24

Декабрь

Практикум

6

Репетиционно постановочная

Танцевальный Визуализация, самоконтроль
зал

работа.
25-26

Декабрь

практикум

4

Партерная гимнастика

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

27

Декабрь

Практикум

2

Партерная гимнастика

Танцевальный Визуализация, самоконтроль
зал

28-30

Декабрь

6

Выступления.

31-33

Январь

6

Репетиционно постановочная

практикум

Танцевальный Визуализация, самоконтроль
зал

работа.
34-35

Январь

Практикум

4

Игроритмика.

Танцевальный Визуализация, самоконтроль
зал

36

Январь

Практикум

2

Основные танцевальные
движения.

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

37

Январь

практикум

2

Партерная гимнастика

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

14

38-40

Февраль

практикум

6

Репетиционно постановочная

Танцевальный Визуализация, самоконтроль
зал

работа.
41

Февраль

2

Выступления

42-44

Февраль

практикум

6

Партерная гимнастика

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

45

Февраль

Практикум

2

Основные танцевальные
движения.

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

46-47

Март

практикум

4

Выступления

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

48-50

Март

практикум

6

Репетиционно постановочная

Танцевальный Визуализация, самоконтроль
зал

работа.
51-52

Март

Практикум

4

Азбука музыкального
движения.

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

53-54

Март

Практикум

4

Игроритмика.

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

55-57

Апрель

Практикум

6

Партерная гимнастика

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

58-60

Апрель

практикум

6

Репетиционно -

Танцевальный Визуализация, самоконтроль

15

постановочная

зал

работа.
61

Апрель

62-65

Апрель

Практикум

2

Выступления

4

Партерная гимнастика

2

Выступления

10

Игроритмика.

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

4

Выступление

Танцевальный .
зал

Май
66

Май

67-71

Май

72

Май

практикум

16

Танцевальный Визуализация, самоконтроль.
зал

Учебно-тематический план (2 год обучения).
№
п\п

Название раздела, темы

Количество часов
Теория

Практика

Всего

Формы
аттестации\
контроля

1

Вводное занятие.

1

1

2

Опрос

2

Азбука музыкального
движения.

6

31

37

Контроль

3

Партерная гимнастика.

2

49

51

Практическое
задание

4

Играя – танцуем.

3

27

30

Практическое
задание

Практическое
задание

Игроритмика.
5

Основные танцевальные
движения.

2

36

38

Практическое
задание

6

Репетиционнопостановочная работа

6

39

45

Визуальное
наблюдение,
самоконтроль

7

Выступления.

1

12

12

Концертная
деят-ть

Итого:

21

195

17

216

Содержание программы (2 год обучения).
1. Вводное занятие
Теория: рассказать о целях и задачах коллектива на предстоящий год,
познакомиться с внутренними правилами, техникой безопасности в
танцевальном классе.
развить воображение
2.

Азбука музыкального движения

Теория: на данном этапе дается более сложный материал для развития у
детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений.
Следует развить умение ориентироваться в маршевой и танцевальной
музыке, определять ее характер, метроритм, умение согласовывать музыку с
движением.
Практика:
Является повторением первого года обучения с усложнением изучаемого
материала.
a. Определение и передача в движении:
 характера музыки (спокойный, торжественный);
 темпа (умеренный);
 сильных и слабых долей.
b. Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
 ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная, умение пройти под
музыку;
 бег (легкий, стремительный, широкий);
 танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на
пятку);
 подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и
сокращенной стопой.
18

c. Упражнения на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп
мышц:
 упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание кистей вниз –
вверх, руки вытянуты в стороны на уровне плеч;
 движение рук – имитация «Полоскание»;
 «Пушинка» - схватить пух пальцами;
 прослушивание сложных ритмических элементов;
 поклон с выводом ноги в сторону.
3. Партерная гимнастика
Теория: объясняется правильное исполнение упражнений партерной
гимнастики, усложняется работой с палкой.
Практика:
 упражнение на развитие подвижности стопы;
 упражнение на подвижность голеностопного сустава;
 упражнение на развитие шага;


упражнение на развитие гибкости;

 упражнение на укрепление позвоночника (лодочка, корзинка,
стрела);
 упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса (подъем
ног на 90 градусов);
 упражнение на развитие выворотности ног;
 упражнение на развитие мышц паха;
 растяжка ног (вперед, в сторону);
 наклоны корпуса к ногам;
 упражнение на полу (шпагат);
 мостик и полумостик;
 «кольцо».

19

4. Играя, танцуем
Теория: этот раздел повторяет материал прошлого года обучения с
некоторым усложнениемизучаемого материала.
Практика:
 игра «делай как я»;
 игра на развитие ловкости
 игры для развития творческой фантазии.
5. Основные танцевальные движения
Теория: объясняется правильное исполнение изучаемого материала.
Практика:
 подъем на полупальцы по VI позиции;
 проучивание шага подскока с высок поднятым коленом;
 проучивание бега на месте и в продвижении;
 проучивание шага галопа;
 разучивание бега на полупальцах;
 проучивание шага с носочка;
 тренировочные упражнения, сочетающие в себе проученные
выше шаги;
 полуприседание по VI позиции (пружинка);
 полуприседание с выносом ноги на каблук;
 движение рук с талии;
 удары ногой по VI позиции;
 простой топающий шаг по VI позиции;
 приставной шаг (различные варианты данного упражнения);
 галоп по VI позиции в сторону, вперед;
 «ковырялочка»;
 работа в парах;
 более сложные перестроения и рисунок в танце.

20

6. Репетиционно – постановочная работа.
Теория: данный раздел включает в себя общеразвивающие
упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунков
танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков. Показ танца
является необходимым этапом постановочной работы. Во время
выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному
выступлению и само утверждаются. Репертуар постановок планируется
в соответствии с актуальными потребностями и творческим
состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается
анализ педагогической и художественно – творческой работы
коллектива, определяется новый репертуар. Также проводится
анкетирование учащихся в начале года по принципу «нравится – не
нравится», «интересно – не интересно». Результаты анализа и
анкетирования помогают подобрать правильно не только репертуар
танцевальных постановок, но и музыкальный репертуар.
Практика: разучиваются танцевальные композици , построенные на
изученных танцевальных движениях и выстраивается в законченную
форму – танец.
 «Калинка – малинка»;
 «Подснежники»;
 «Страна чудес»
 «Веселый зонтик»
 «Подплясочка»
7. Выступления (одна из форм оценки качества знаний).
Открытый урок в середине учебного года и в заключении учебного
года. Дети должны показать умения и навыки, приобретенные детьми
за время первого года обучения.

21

№
зан.

Месяц

1

Сентябрь

Лекция,
беседа

3

2-8

Сентябрь

Практикум

Октябрь

Лекция

Октябрь

Практикум

Ноябрь

лекция

9-16

Форма
проведения

Кол-во
часов

Место
проведения

Форма контроля

Вводное занятие.

Танцквальный
зал

Опрос

20

Азбука танцевального
движения.

Танцевальный
зал

Визуализация,
самоконтроль.

25

Партерная гимнастика.

Танцевальный
зал

Визуализация,
самоконтроль.

Танцевальный
зал

Визуализация,
самоконтроль,выступле
ние

Тема занятия

Игроритмика.
Постановочная работа.

Ноябрь

Практикум

30

Декабрь

Лекция

19

Репитиционно-постановочная
работа

25-32

Январь

практикум

21

Репетиционно-постановочная
работа

Танцевальный
зал

Визуализация,
самоконтроль.

33-44

Февраль

практикум

36

Основные танцевальные
движения.

Танцевальный
зал

Визуализация,
самоконтроль.

Практикум

20

Азбука музыкального

Танцевальный

Визуализация,

17-24

Март
45-56

Март

22

Апрель
57-67

Апрель

движения.

зал

самоконтроль.

Танцевальный
зал

Визуализация,
самоконтроль.

Практикум

30

Партерная гимнастика

Практика

12

Выступления

Май
68-72

В течение
года

Фестивали, конкурсы,
концерты.

23

Методическое обеспечение программы.
Занятия хореографией должны проходить в просторном, проветренном
классе. Прикрепляемая вдоль стены палка (станок) должна соответствовать
росту, находиться на уровне талии или чуть выше. Опоры устанавливают
напротив зеркал. При занятиях зеркало помогает проверить правильность
выполнении упражнений, стройности, осанки, красоту позы. Оно отмечает и
ошибки, и достижения. Обувь должна быть легкой, облегчающей свободу
движений (балетки). Форма для занятий должны быть удобной и не стеснять
движений (лосины и купальник). Волосы аккуратно причесаны и собраны в
пучок. Занятие должно проводиться под аккомпанемент, что способствует
музыкальному образованию детей.
Для эффективной работы необходимо использовать пример педагога,
использование фонетики, кассеты с записью музыкальных инструментов,
видеоматериал, наглядные пособия в виде стендов с рисунками,
изображающими позиции рук и ног, использование интернет технологий
(работа с музыкальными сайтами, подготовка презентаций, информация о
конкурсах и концертах, поиск литературы по программе обучения).
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
 фронтальная;
 в парах;
 групповая;
 индивидуально – групповая;
 ансамблевая.
Структура занятий состоит из трех частей:
1 часть включает задания на умеренную моторную двигательную
активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки
разных групп мышц к основной работе. При длительности – 1/3 часть общего
времени занятия.

24

2 часть включает задания с большой двигательной активностью,
разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени
занятия.
3 часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс
упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По
длительности – 2 – 3 минуты.
Занятия проводятся в игровой форме. Элементы классического экзерсиса
вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса
целесообразно вводить дидактического музыкально – танцевальные игры.
Для обозначения движений экзерсиса желательно пользоваться
общепринятой терминологией на французском языке.
Режим занятий:
Подготовительная и начальная ступени обучения являются базовыми,
позволяют заложить основы танца. В этих группах занимаются до 15 человек
включительно. Занятия проводятся два раза в неделю по два учебных часа.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
 словесный (устное изложение, беседа и т.д.);
 наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ
педагогом);
 практический (упражнения);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно – иллюстрационный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
Приемы:
 игра;
 беседа;
 показ видеоматериалов;
25

 показ педагогом;
 наблюдение.
Формы занятий:
 традиционное занятие;
 комбинированное занятие;
 практическое занятие;
 игра, праздник, конкурс, фестиваль;
 творческая встреча;
 репетиция;
 концерт, открытый урок.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих
заданий:
 музыкально – ритмические упражнения на освоение, закрепление
музыкально – ритмических навыков и навыков выразительного
движения;
 пляски: парные, народно – тематические;
 игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально – дидактические;
 хороводы;
 построения, перестроения;
 упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;
 задания на танцевальное и игровое общество.
Критерии оценочной деятельности детей.
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста
обучающихся, конечно, должен быть сам педагог, который осуществляется с
помощью метода наблюдения и метода включения детей в
хореографическую деятельность. Оценка деятельности детей в танцевальном
объединении происходит по трем направлениям:
1.

акробатические упражнения: спортивный элемент «шпагат» ,

спортивный элемент «колесо»;
26

2.

нормативные данные: упражнение «кузнечик», упражнение

«рыбка»;
3.

специальные данные: способность к артистизму, способность к

импровизации.
Диагностика результатов ведется лично педагогом, с помощью
«Сравнительной таблицы», которые помогают выявить уровень развития
творческих способностей и личностного роста обучающихся. На каждом
году обучения свои рамки (свой уровень) – это вызывает стремление ребенка
подняться в свих знаниях, умениях и навыках на более высокую ступень.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы
В ходе реализации программы регулярно проводятся отчетные
концерты для родителей и сверстников, дети выступают на открытых
мероприятиях (календарные праздники) и городских площадках (День
города, день защиты детей). Все это позволяет учащимся почувствовать себя
успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что
приводит к раскрытию творческого потенциала.
Итоги своей деятельности дети презентуют на вечерах кружковцев,
100% детей участвуют в концертах и выступлениях в образовательном
учреждении, в котором обучаются.
По результатам деятельности в течение года трижды проводится
диагностика освоения программы (начальная, промежуточная, итоговая),
выявляется их уровень успешности, что позволяет анализировать
эффективность методов и приемов, применяемых в работе с детьми,
проводить их коррекцию.

27

Список литературы:
Программы:
1.

Матяшина А.А. Образовательная программа «Путешествие в

страну «Хореография»».- В кн.: Фольклор. Музыка. Театр.- театр:
Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного
образования, работающих с дошкольниками: Програм.-метод. пособие / Под
ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, с. 104 –
119.- (Воспитание и доп . образование детей).
2.

Пряхина О.В. Программа «Пластика движений».- В сб.:

Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 2.- 2
– е изд.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003, с. 71 – 73.
3.

Программа «Хореографический кружок». _В сб.: Программы для

внешкольных учреждений и образовательных школ. Художественные
кружки.- М.: Просвещение, 2000 с. 171 – 199.
4.

Ионе Е.А. Образовательная программа «История балета».- В сб.:

Образовательные программы дополнительного образования детей.
Методическое пособие для образовательных учреждений. Приложение к
журналу «Дополнительное образование и воспитание» № 4 (6) 2011,с. 7 – 39.
5.

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.

6.

Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. - Санкт-Петербург,

2003.
Специализированная литература:
1.

Барышникова Т. «Азбука хореографии», М., 2003г.

2.

Бекина С. и др. «Музыка и движение», М., Просвещение, 2005г.

3.

Бондарнко Л. «Методика хореографической работы в школе», Киев,

1998г.
4.

Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность

– М.:Академия, - 2000, с.38.
5.

Костровицкая В. «Сто уроков классического танца», С –Пб., 2000г.
28

6.

Конорова Е. «Хореографическая работа со школьниками», С –

Пб.,2003г.
7.

«О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей

дошкольного возраста в организованных формах обучения». Письмо МО РФ
от 14.03.2000г № 65/ 23 – 16
8.

Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для

детей. СПБ2001.
9.

Балет: энциклопедия. / Гл. ред. Ю. Н. Григорович.- М.: Советская

энциклопедия, 1981.- 623 стр.
Интернет – ресурсы:
1.

http://horeograf.ucoz.ru/blog/metodika_raboty_s_detmi_metodicheskoe_pos

obie_quot_ot_ritmiki_k_tancu_quot/2011-12-08-1- о методике партерного
экзерсиса- «Методика работы с детьми. Методическое пособие «От ритмики
к танцу».
2.

Материал из Википедии – свободной энциклопедии-

http://ru/wikipedia.org
3.

Каталог спортивных организаций http://sportschools.ru.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».