Рекомендована методическим советом Протокол № от «___» ________ 20__ г. «Согласовано»: Зам. директора по УВР МАУ ДО «ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ _______________В.В. Дылыкова «___»_________ 20___ г. при внесении изменений в последующие годы: Протокол № от «___» ________202 г. «Согласовано»: Зам. директора по УВР МАУ ДО «ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ _______________В.В. Дылыкова «___»_________ 20___ г. Внутренняя рецензия от: 1. Дылыкова Виктория Витальевна, заместитель директора по УВР МАУ ДО «ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ. Программа реализуется в МАУ ДО «ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ с 2022 г. Программа переработана и дополнена: в___________ г. в ___________ г. Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6 Список литературы Приложения общеразвивающей 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «АЛТАН БОРО» 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «АЛТАН БОРО» (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". https://docs.cntd.ru/document/420207400 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ Устав учреждения утв. Приказом МОиН РБ от 14.01.2021 г.№14. https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы от 04.09.2020 г. https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document Актуальность программы Программа актуальна, т.к. художественносозидательная деятельность позитивно сказывается на формировании личности и развитии творческих способностей человека. В процессе лепки человек отражает реальность своего внутреннего мира, приобретает знания, формирует навыки работы с материалом, осмысливает качество и свойственные особенности предмета. Готовое изделие– это отражение его восприятия окружающего мира и увлечений. Лепка оказывает большое влияние на умственное развитие и расширяет кругозор. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы): 1 год обучения: 1. Вводное занятие. Знакомство с пластилином. Техника безопасности. Подготовка материала к работе. 2. Что такое ДПИ? История возникновения народного творчества 3. Лепка несложных предметов простыми приемами. 4. Лепка рельефов растительного мира. 5. Основные приёмы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание. 6. Выполнения работ. Оформление выставки. 2 год обучения: 1. Охрана труда и экология. Инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места. 2.Народные художественные промыслы России. 3. Основы художественного проектирования. 4. Лепка тематических композиций. 5. Декоративная лепка. 6. Технология художественной керамики. Приготовления массы. Формообразование. Обжиг. 7. Оборудование художественной обработки глины. 8. Практическая работа. Лепка. 3 год обучения: 1. Охрана труда и экология. ТБ 2. Основы изобразительного искусства. 3. Пространство и перспектива. 4.Технология художественной керамики. 5. Практическая работа: изготовление изделий из глины. 6. Технология художественной керамики. Скульптуры малых форм. Декорирование. 7. Практические занятия. Изготовление изделий из глины. Направленность программы: художественная. Художественная направленность ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры (музыкальное творчество, театральное, хореографическое, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, эстрадное и цирковое искусство, фольклор); http://dop.edu.ru/article/25/khudozhestvennaya-napravlennost Адресат программы: Возраст детей, для которых разработана программа от 10-18 лет Младшие школьники: 7-9 (10) лет: ведущей становится учебная деятельность. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Дети данного возраста имеют следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. https://multiurok.ru/blog/psikhologho-piedaghoghichieskaia-kharaktieristika-dietieimladshiegho-shkol-nogho-vozrast.html Средние школьники: 11–14 лет. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. Л. С. Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму). https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/12/14/psihologopedagogicheskaya-harakteristika-detey Старшие школьники:15-18 лет. Ведущее место в учебной деятельности у старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к взрослой жизни. Главным становится поиск смысла жизни. Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией, они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его закономерности. Знания являются основой для формирования отношения школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе. https://ped-kopilka.ru/pedagogika/starshii-shkolnyi-vozrast-harakteristika-kratko.html Срок и объем освоения программы: На 3 года, 576 академических часов, из них: «Вводный модуль» 144 академических часа; «Продвинутый модуль» 432 академических часа; Форма обучения: очная, в случае дистанционного обучения – очная с использованием ДОТ. Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные, с учетом возрастных и психологических особенностей содержание программы разделено на две возрастные группы 10 -14 лет и 14-18 лет. Режим занятий: художественная ДПИ Вводный модуль 4 часа в неделю; 144 часа в год. Продвинутый уровень 1 Продвинутый уровень 2 6 часов в неделю; 216 часа в год. 6 часов в неделю; 216 часа в год. 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель: развитие творческого потенциала обучающихся в области декоративно- прикладного творчества через освоение работы с глиной и выходом на гончарные изделия. Задачи: Образовательные - расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и декоративно- прикладном творчестве; - познакомить с историческими и национальными особенностями глиняных и других изделий; - сформировать умения по декоративно-прикладной деятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения в объеме и на плоскости; - обучить элементарным умениям и разным способам декоративноприкладной деятельности с использованием технологии художественной керамики; Развивающие – сформировать базовые компетенции в области изобразительной и декоративной деятельности; - развить у детей чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, пространственное видение фантазию и творческое мышление; -улучшить мелкую моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера; -способствовать развитию у обучающихся потребности активного участия в культурной жизни города, края, учреждения. Воспитательные - развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение; - сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством через воспитание волевых качеств характера: целеустремлённость, самоорганизацию, дисциплину, усидчивость, самостоятельность, самореализацию; - воспитать бережное отношение к природе, уважение к своему народу, гордость и патриотизм к Родине через преемственность к народным традициям, историческому прошлому своего народа, многонациональной культуре; - научить адекватно оценивать свои достижения и достижения других на основе критериев оценивания к изделиям; - выявление лидерских качеств через работу в команде, взаимопомощь, умение видеть, осознавать и разрешать конфликтные ситуации. Вводный модуль Знать Уметь Правила безопасности работы с материалам, ручными инструментами; основные инструменты и материалы, виды пластилина, разнообразие техник работ с пластилином. Знать последовательность выполняемых действий, правильную постановку пальцев Продвинутый модуль 1 Историю гончарного производства Изготовлений изделий из глины. Знать свойства глины, способы приготовления глиняного теста, технологией лепки простейших изделий из глин. Формирование знания по основам композиции, материаловедения, освоение техники изготовления. Знать что такое гончарный круг. Продвинутый модуль 2 • Правила безопасности труда, личной гигиены при работе инструментами и приспособлениями. Правила организации рабочего места, обработка глины. Использование глиняных изделий в современном быту, связь их с историческим прошлым. Уметь организовывать рабочее место и Уметь использовать Аккуратно лепить изделия из глины, поддерживать его в вспомогательные порядке, называть предметы, доводить дело сглаживать инструменты и до конца, выбирать поверхность, приспособления и лепить плоские рисунок для работы, предметы, использовать их по научить работать на , уметь назначению, ограниченном пользоваться самостоятельно пространстве стекой. Работа с изготавливать изделия гончарным кругом. по образцу. Правилами подготовки пластилина для работы, приспособлениями Технологией лепки используемы для работы. Владеть простейших Растягивание пластилина изделий из глины на плоскости, использование сподручных материалов Технология изготовления простейших и сложных изделий из глины. 1.3Содержание программы «Волшебная глина» УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/ п Название раздела, темы Количество часов Всего Теор Практ ия ика 1 год обучения 6 1 2 3 4 5 6 Вводное занятие. Знакомство с пластилином. Техника безопасности. Подготовка материала к работе. История возникновения ДПИ. Что такое ДПИ? История возникновения народного творчества. 4 Формы аттестаци и / контрол я 2 Беседа, рассказ с показом просмотр законченн ых работ 10 6 4 30 6 24 Основные приёмы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание. Лепка рельефов растительного мира 50 16 34 8 6 2 Беседа. Показ. Практическ ая работа Выполнения работ.Оформление выставки. 40 4 36 Итоговая отчетная выставка творчески х работ учащихся Лепка несложных изделий простыми приемами Беседа. Показ. Практическ ая работа Практическ ая работа. Всего: 144 42 102 Содержание учебного плана вводного модуля 1 год обучения. Тема №1. Вводное занятие. Знакомство с пластилином. Техника безопасности. Подготовка материала к работе. Историческая справка о пластилине. Знакомство с разными видами пластилина, его свойствами, цветами Инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места.Рассказ о правилах и режиме работы на занятиях, правила техники безопасности. Инструменты и приспсобления применяемые при работе. Соблюдение правил по технике безопасности. Подготовка рабочего места к работе и его уборка по окончании работы. Тема №2. Что такое ДПИ? История возникновения народного творчества. Декоративно прикладное искусство- это народное творчество, рожденное в желании людей создать вокруг себя атмосферу уют, красоты и делиться этим с окружающими. Тема №3. Лепка несложных предметов простыми приемами Скатывание шара, преобразование шара- капля, эллипсоид, полусфера, конус. Тема №4. Основные приёмы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание. Основные приёмы лепки из пластилина; скатывание, раскатывание, отщипывание, прищипывание, вдавливание, скручивание процарапывание. Тема №5. Лепка рельефов растительного мира. Выбор образца, подбор материала по цвету, изготовление заготовок, изготовление подеки. Тема №6. Выполнения работ. Оформление выставки. 1.4. Содержание программы «Волшебная глина» УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 год обучения № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 Название раздела, темы Охрана труда и экология. Инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места Народные художественные промыслы России. Количество часов Всего Теор Практ ия ика 2год обучения 6 4 Формы аттестаци и / контрол я 2 тестирован ие просмотр законченн ых работ Презентаци Я проектов тестирован ие Тестирован ие 20 6 14 20 6 14 36 6 30 36 6 30 Технология художественной керамики. Приготовления массы. Формообразование. Обжиг Оборудование художественной обработки глины Практическая работа. Лепка 50 16 34 просмотр законченн ых работ 9 6 3 тестирова ние 39 4 35 Итоговая отчетная выставка творчески х работ учащихся Всего: 216 54 162 Основы художественного проектирования. Лепка тематических композиций Декоративная лепка Содержание учебного плана продвинутого модуля 2год обучения. Тема №1. Охрана труда и экология. Правила по охране труда. Инструкция по охране труда. Правила техники безопасности при работе в студии керамики. Экология окружающей среды. Задачи охраны природы и окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды. Тема №2. Народные художественные промыслы России. Народное декоративно-прикладное искусство, его своеобразие и ценность. Историческая справка о народных художественных промыслах России. Современное состояние и перспективы национальных художественных промыслов. Роль традиции искусства народного промысла. Гончарное искусство, основные центры гончарного и фарфоро-фаянсового производства. Общие сведения и технологии керамических изделий и методы их декорирования. Тема №3. Основы художественного проектирования Основы композиции. Виды, законы и правила композиции. Традиционные орнаменты, сюжеты в художественных изделиях из керамики. Композиционное размещение декоративных элементов в изделиях из керамики. Дизайн, общие понятия об искусстве дизайна. Процесс художественного проектирования в керамике. Тема №4. Технология художественной керамики. Художественные изделия из керамики, общая характеристика и виды. Сырьевые материалы для производства изделий из глины: виды, состав, свойства. Керамические массы: виды, состав, свойства, способы приготовления. Формовочный гипс, гипсовый раствор, гипсовая отливка, назначение и характеристики, технические требования. Формование керамических изделий: назначение процесса, способы формования. Виды литья. Требования к формам и отлитым изделиям. Процесс приготовления форм изделий на гончарном круге. Способы изготовления гончарных изделий традиционных форм. Декорирование сырых изделий. Сушка, обжиг изделий. Требования к качеству изделий из глины. Тема №5. Оборудование. Оборудование, инструменты, приспособления. Гончарный круг, его виды. Печи для обжига керамики. Тема №6. Практическая работа. Изготовление керамических изделий на гончарном круге, способом литья, формообразованием, ручная лепка. 1.4. Содержание программы «Волшебная глина» УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3 год обучения 1 2 3 Охрана труда и экология. ТБ Основы изобразительного искусства. Композиция Правила построения форм предмета. Живопись в керамике Пространство и перспектива 6 4 2 24 8 16 Тестирован ие Просмотр законченн ых работ 4 8 Тестирован ие 12 4 Технология художественной керамики 48 16 32 5 Практическая работа: изготовление изделий из глины 48 6 42 6 Технология художественной керамики. Скульптуры малых форм. Декорирование Практические занятия. Изготовление изделий из глины 28 10 18 50 9 41 ВСЕГО 216 57 159 7 Просмотр законченн ых работ Выставка творчески х работ учащихся Отчетный просмотр законченн ых работ Тестирова ние Отчетный просмотр законченн ых работ Содержание учебного плана продвинутого модуля 2год обучения. Тема №1. Охрана труда и экология. Правила по охране труда. Инструкция по охране труда. Правила техники безопасности при работе в студии керамики. Экология окружающей среды. Задачи охраны природы и окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды. Тема №2. Народные художественные промыслы России. Народное декоративно-прикладное искусство, его своеобразие и ценность. Историческая справка о народных художественных промыслах России. Современное состояние и перспективы национальных художественных промыслов. Роль традиции искусства народного промысла. Гончарное искусство, основные центры гончарного и фарфоро-фаянсового производства. Общие сведения и технологии керамических изделий и методы их декорирования. Тема №3. Основы художественного проектирования Основы композиции. Виды, законы и правила композиции. Традиционные орнаменты, сюжеты в художественных изделиях из керамики. Композиционное размещение декоративных элементов в изделиях из керамики. Дизайн, общие понятия об искусстве дизайна. Процесс художественного проектирования в керамике. Тема №4. Технология художественной керамики. Художественные изделия из керамики, общая характеристика и виды. Сырьевые материалы для производства изделий из глины: виды, состав, свойства. Керамические массы: виды, состав, свойства, способы приготовления. Формовочный гипс, гипсовый раствор, гипсовая отливка, назначение и характеристики, технические требования. Формование керамических изделий: назначение процесса, способы формования. Виды литья. Требования к формам и отлитым изделиям. Процесс приготовления форм изделий на гончарном круге. Способы изготовления гончарных изделий традиционных форм. Декорирование сырых изделий. Сушка, обжиг изделий. Требования к качеству изделий из глины. Тема №5. Оборудование. Оборудование, инструменты, приспособления. Гончарный круг, его виды. Печи для обжига керамики. Тема №6. Практическая работа. Изготовление керамических изделий на гончарном круге, способом литья, формообразованием, ручная лепка. 3 год обучения. Тема №1. Охрана труда и экология. Правила по охране труда. Инструкция по охране труда. Правила техники безопасности при работе в студии керамики. Экология окружающей среды. Задачи охраны природы и окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды. Тема №2. Основы изобразительного искусства. Общие сведения о видах изобразительного искусства. Материалы и принадлежности для рисования. Композиция рисунка. Правила построения форм предметов. Рисунок прикладного характера. Основы живописи. Основные художественно-выразительные средства в живописи. Технические приемы смешивания красок. Цветовая палитра и градация тона. Тема №3. Пространство и перспектива Графическое построение линии. Технический рисунок, принципы его построения. Линейная перспектива. Способы построения перспектив. Тема №4. Технология художественной керамики Общие сведения об изготовлении гипсовых моделей. Формование керамических изделий. Скульптурные изделия из керамики. Способы изготовления скульптур малых форм. Материалы для декорирования художественных изделий из керамики: виды, назначения и применения. Декорирование с применением приспособлений, аэрография, печать, декалькомания, отводка. Показатели качества декора. Художественная роль изделий из керамики. Технология художественной росписи. Тема №5. Практическая работа: изготовление изделий из глины по замыслу. Тема №6. Технология художественной керамики. Декорирование изделий из керамики. Материалы для декорирования изделий из глины. Художественная роспись изделий из керамики. Овладение методами: фактурное декорирование, прорезное декорирование, комбинирование, глазурование, роспись красками, роспись ангобами, декорирование природными материалами. Керамические композиции из нескольких объектов различных форм. Тема №7. Практические занятия. Изготовление изделий из глины по замыслу. 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Таблица 2.1.1. Количество учебных недель Количество учебных дней 36 (по УП) с 01.01.2023-08.01.2023 01.06.2023-31.08.2023 Продолжительность каникул Даты начала и окончания обучения по программе Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации С 05.09.2022-31.05.2023 по окончании вводного модуля по окончании продвинутого, проектного модулей) 2.2. Условия реализации программы Таблица 2.2.1. Аспекты Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Характеристика Для реализации данной программы дополнительного образования технопарк располагает специальными помещениями, расположенными по адресу г. Улан-Удэ, ул. Иванова, 19. Предоставлены аудитория для проведения занятий семинаров и практикумов, для практической реализации проектов: Hi-tech цех, коворкинг, лекторий. Материально-техническая база соответствует действующим противопожарным правилам и нормам. Ученическая доска, стол, стулья, пластилин, стеки, доска для лепки. -аудио - видео - фото http://fcior.ed/ru/ http://scool-collection.edu.ru/ http://plast.me/classic/139-kratkayaist...http://plast.me/classic/139-kratkaya-ist.. http://k-na-r.ru 3grushki.ru ru.wikipedia.org/wiki http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22015/ Аспекты Характеристика Кадровое обеспечение Реализовывать программу могут педагоги ДО, обладающие достаточными знаниями в области декоративно-прикладного искусства в соответствии занимаемой должности. 2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются Тестирование Творческая работа Защита проекта Конкурс Выставка Критерии оценивания Оценивание происходит по следующим критериям: Творческая работа на свободную тему, уровень самостоятельности (готовности к автономной деятельности), презентация работы (выставочная работа и сопровождение её рассказом), уровень исполнения, частичное развитие, частичное торможение. 2.4. Оценочные материалы Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Методики Изучения уровня освоения Организуется методом наблюдения, дополнительной опроса, беседы, тестирования и защиты общеобразовательной проектов обучающихся общеразвивающей программы Изучение социализированности «Изучение социализированности уровня учащегося» (приложение анкета) уровня личности Тест «Уровень социализации личности» Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Методики (версия Р.И.Мокшанцева) Методика «Креативность личности» Д. Джонсона (приложение опросник) Уровень удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей родителей предоставляемыми работой образовательного учреждения образовательными услугами (методика Е.Н.Степановой) Оценочные материалы (указать Тесты (Зачет)- Приложение 2 конкретно по модулям в соответствии Защита проекта- критерии оценивания с формами аттестации) проектов 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский Игровой Дискуссионный Проектный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Открытое занятие Акция Аукцион Беседа Встреча с интересными людьми Выставка Галерея Диспут Защита проекта Игра Презентация Мини-конференция Мастер-класс Олимпиада Семинар Турнир Тренинг Экспедиция Ярмарка Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология модульного обучения Технология дифференцированного обучения Технология проблемного обучения Технология дистанционного обучения Технология исследовательской деятельности Проектная технология Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: Раздаточные материалы Инструкции Технологические карты Образцы изделий 8.1. Список литературы Для педагога: 1.Августова, Ромена. В начале было слово. Авторская методика по обучению речи детей с трудностями развития / Ромена Августова. - М.: Этерна, 2015. - 384 c. 2. Безбородова, М. А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности / М.А. Безбородова. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 176 c. 3.Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. - М.: АСТ, 2016. 409c. 3. Дмитриев, А. Е. Моделирование и реализация технологий формирования готовности учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности / А.Е. Дмитриев. - М.: "Издательство Прометей", 2016. - 336 c. 4. Дмитриев, Н. Г. Мстера рукотворная. Рассказы об искусстве лаковой миниатюры и ее мастерах / Н.Г. Дмитриев. - М.: Художник РСФСР, 2016. - 440 c. 5. Завитухина, М.П. Древнее искусство на Енисее: скифское время / М.П. Завитухина. - М.: Искусство, 2017. 192 c. 6. Колдина, Д.Н. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий: моногр. / Д.Н. Колдина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. 151 c. 7. Коромыслов, Б.И. Жостовская роспись / Б.И. Коромыслов. - М.: Изобразительное искусство, 2017. - 697 c. 8. Ленинградский завод художественного стекла. Буклет. - Москва: РГГУ, 2017. -726 c. 9. Мартынова, Е. А. Комплексная диагностика уровней освоени программы "Детство". Средняя группа / Е.А. Мартынова. - М.: Учитель, 2015. - 638 c. 10. Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа / Л.И. Пензулаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c. 11. Петрановская, Людмила Что делать, если… Психологическая игра. Большой подарок для детей / Людмила Петрановская. - М.: АСТ, 2016. - 160 c. 12. Прекрасное - своими руками. - Москва: Высшая школа, 2017. - 158 c. 13. Резцова, С. В. Комплексно-тематическое планирование сказочных представлений. Художественно-эстетическое развитие детей 4-7 лет / С.В. Резцова. - М.: Учитель, 2016. - 276 c. 14. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство / Л.Д. Рондели. - М.: Просвещение, 2015. - 144 c. 15. Сальникова, Алла История елочной игрушки / Алла Сальникова. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 240 c. 16. Сидорова, Н. А. Античная расписная керамика / Н.А. Сидорова, О.В. Тугущева, В.С. Забелина. - М.: Искусство, 2017. - 100 c. 17. Соломонова, Анастасия Хитрый котик и мудрая птичка. Поговорим о прочитанном / Анастасия Соломонова. - М.: АНО развития духовно-нравственных начал общества «Символик», 2016. 550 c. 18. Шипунова, В. А. Осень . Тематический уголок для ДОУ / В.А. Шипунова. - М.: Сфера, Карапуз, 2015. - 247 c. Эрендженов, К.Э. Золотой родник / К.Э. Эрендженов. - М.: Элиста: Калмыцкое книжное издательство; Издание 2-е, 2015. - 128 Для обучающегося: 1. Рони Орен« Секреты пластилина», 2010г. 2. Н.НЛ ебедева. « Лепим из пластилина"и т.д. 3. И.О.ШкицкаяАппликации из пластилина.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с. 4. О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.