1 2 Оглавление 1. 1.1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка 4 4 1.2 Цель, задачи, ожидаемые результаты 7 1.3 Содержание программы стартового уровня 9 1.4 Содержание учебного плана 1-го года обучения 10 1.5 Содержание программы базового уровня 11 1.6 Содержание учебного плана 2-го года обучения 12 2. Комплекс организационно - педагогических условий 13 2.1 Календарно-учебный график 13 2.2 Условия реализации программы 13 2.3 Формы аттестации 14 2.4 Оценочные материалы 15 2.5 Методические материалы 15 2.6 Список литературы 17 3 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Акварелька» (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". https://docs.cntd.ru/document/420207400 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ 4 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ Устав учреждения утв. Приказом МОиН РБ от 14.01.2021г.№ 14. https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы от 04.09.2020 г. https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы): Графика, живопись, нетрадиционную технику рисования, жанры изобразительного искусства, композицию. Вид программы: модифицированная. Направленность программы: художественная. Художественная направленность ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры (музыкальное творчество, театральное, хореографическое, изобразительное и декоративноприкладное творчество, эстрадное и цирковое искусство, фольклор); http://dop.edu.ru/article/25/khudozhestvennaya-napravlennost Адресат программы: Возраст детей, для которых разработана программа от 6 до 12 лет. Дети данного возраста способны на хорошем уровне выполнять практические предлагаемые задания по (Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их развития и формирования те же, что и у любых других двигательных навыков. Поэтому обучение техническим навыкам и умениям рисования будут успешным лишь в том случае, если будут учтены физиологические и психологические особенности, условия и пути их образования.). Период развития детей от 6 до 13 лет отличается большой активностью как психоэмоциональной, так и физической и глубокой перестройкой организма. Характерные черты школьников - стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике и к технической новинке, стремление к активной деятельности. Все эти особенности используются в подборе материала для практических работ. 5 Дошкольники: Возраст: 6 лет — это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/05/07/vozrastnaya-psikhologopedagogicheskaya-kharakteristika-5-7-let Младшие школьники: 7 - 9 (10) лет: ведущей становится учебная деятельность. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Дети данного возраста имеют следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. https://multiurok.ru/blog/psikhologho-piedaghoghichieskaia-kharaktieristika-dietieimladshiegho-shkol-nogho-vozrast.html Средние школьники: 11 - 13 лет. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. Л. С. Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму). https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/12/14/psihologopedagogicheskaya-harakteristika-detey Срок и объем освоения программы: Срок реализации программы: 2 года обучения: «Стартовый уровень» 1 год обучения – 144 академических часов. «Базовый уровень» 2 год обучения – по 216 академических часов. Форма обучения: очная, в случае дистанционного обучения – очная с использованием ДОТ. Особенности организации образовательной деятельности: с учетом возрастных и психологических особенностей содержание программы соответствует возрастной группе 6 до 13 лет. 6 Режим занятий: художественное Изобразительное искусство Стартовый уровень 4 часа в неделю; 144 часа в год. Базовый уровень 6 часа в неделю; 216 часа в год. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель программы: Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. Задачи: образовательная – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). развивающая – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта; В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. Ожидаемые результаты: Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок. Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных учебных заведениях. Способы проверки результатов освоения программы: Знать: Стартовый уровень свойства красок и графических материалов основные цвета понятие композиции 7 Базовый уровень взаимосвязь предметов целостность композиционного построения Уметь: цветовую гамму красок (теплые и холодные цвета) виды жанров изобразительного искусства различные техники рисование акварелью понятие симметрии применение мазковой техники в написании пейзажа. основные принципы построения портрета смешивать цвета на палитре правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки работать самостоятельно и в коллективе правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом. выбирать формат соблюдать последовательность в работе (от общего к частному) доводить работу до конца использовать различные техники рисования гуашью работать на тонировочной бумаге Владеть: 8 четкость поставленной задачи, осознание конечного результата труда; обязательное планирование изобразительной деятельности на каждом ее этапе; постоянный контроль и самоконтроль в процессе всей изобразительной деятельности; 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Изобразительное искусство – «Акварелька» Стартовый уровень - 1 год обучения Учебный план. № п/п Название раздела, темы 1 Количество часов Всего Теория Вводное занятие. Введение в программу. Правила техники безопасности 2 2 2 Композиция. Графика 22 2 20 Опрос\ рисунок 3 Живопись 12 2 10 Рисунок 4 Нетрадиционные техники рисования 24 2 22 Рисунок 5 Жанры изобразительного искусства. Пейзаж 24 2 22 Рисунок 6 Натюрморт 26 3 23 Рисунок 7 Портрет 24 2 22 Рисунок 8 Итоговая работа. 8 1 7 Рисунок 9 Подведение итогов. Выставка творческих работ 2 2 Всего 144 18 9 Практика Формы аттестации/контроля Самооценка обучающихся своих знаний и умений. Выставка Отчетный концерт 126 1.4. Содержание учебного плана 1-го года обучения (144 ч.) 1. Организация рабочего места - 2 ч. Теория: беседа понятия креатив и творчество. Значение творчества в жизни человека и общества. Организация рабочего места. Практика: упражнение-проведение линий (вертикальные, горизонтальные, под углом), размещение их на листе. 2. Композиция. Графика – 22 ч. Теория: ознакомление обучающихся с основными законами, приемами и средствами композиционного построения изображений в творческой работе. Практика: составить 2 композиции из геометрических фигур. 3. Живопись – 12 ч. Теория: знакомство с различными живописными материалами и их выразительно-изобразительными возможностями обучить технике рисования гуашью, акварелью, с техниками живописи (по - сырому, сухая кисть и др.). Практика: творческая работа 4. Нетрадиционные техники рисования – 24 ч. Теория: Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. Практика: творческая работа в нетрадиционной технике рисования 5. Жанры изобразительного искусства. Пейзаж – 24 ч. Теория: Познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов Практика: творческая работа на тему «Пейзажи в моем творчестве» 6. Натюрморт – 26 ч. Теория: Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства. Практика: творческая работа с натуры «Натюрморт предметный мир» 7. Портрет – 24 ч. Теория: Знакомство с портретом как жанром изобразительного искусства. Практика: творческая работа «Я – в будущем» 8. Итоговая работа – 8 ч. Теория: Нетрадиционные способы передачи весеннего состояния, обсуждение – как воплотить образ весны в жанре натюрморт, пейзаж, портрет. Практика: Составление эскиза, цветовое решение, перенос рисунка на формат и исполнение композиции. 9. Подведение итогов. Выставка творческих работ – 2 ч. 10 1.5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Изобразительное искусство – «Акварелька» Базовый уровень – 2 год обучения Учебный план. № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Формы аттестации/контроля Практика 1 Вводное занятие. Введение в программу. Правила техники безопасности 3 3 2 Жанры изобразительного искусства. Натюрморт 12 1 11 Опрос\ рисунок 3 Пейзаж 15 1 14 Рисунок 4 Портрет 51 2 49 Рисунок 5 Нетрадиционные техники рисования 45 2 43 Рисунок 6 Композиция 30 2 38 Рисунок 7 Графика 36 2 34 Рисунок 8 Итоговая работа 21 1 20 Рисунок 9 Подведение итогов. Выставка работ. 3 3 216 17 Всего: 11 Самооценка обучающихся своих знаний и умений. Выставка Отчетный концерт 199 1.6. Содержание учебного плана 2-го года обучения (216ч.) 1. Организация рабочего места - 3 ч. Теория: беседа понятия креатив и творчество. Значение творчества в жизни человека и общества. Организация рабочего места. Практика: упражнениепроведение линий (вертикальные, горизонтальные, под углом), размещение их на листе. 2. «Осенний натюрморт» – 12 ч. Теория: Стили и направления в натюрморте. Ритм. Цветовое и композиционное решение. Взаимосвязь предметов. Целостность композиционного построения. Практика: Цветовое решение. Тональное решение в цвет, прорисовка предметов. Выполнение натюрморта из двух предметов. 3. Пейзаж – 15 ч. Теория: Мазковая живопись, ее особенности. Применение мазковой техники в написании пейзажа. Практика: выполнение пейзажа в мазковой технике. 4. Портрет - 51 ч. Теория: Пропорции лица. Портрет. Особенности построения рисунка. Практика: Творческая работа «Сказочный персонаж» 5. Нетрадиционные техники рисования – 45 ч. Теория: Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. Практика: творческая работа в нетрадиционной технике рисования 6. Композиция – 30 ч. Теория: ознакомление обучающихся с основными законами, приемами и средствами композиционного построения изображений в творческой работе. Практика: творческая работа «Город фантазии» 7. Графика – 36 ч. Теория: создать условия для развития умений работы с графикой, развивать творческое мышление при создании рисунков. Практика: творческая работа «Иллюстрация» 8. Итоговая работа – 21 ч. Теория: Нетрадиционные способы передачи весеннего состояния, обсуждение – как воплотить образ весны в жанре натюрморт, пейзаж, портрет. Практика: Составление эскиза, цветовое решение, перенос рисунка на формат и исполнение композиции. 9. Подведение итогов. Выставка творческих работ – 3 ч. 12 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Количество учебных недель 36 недель Количество учебный дней (по УП) 72 дня Продолжительность каникул с 28.10.2023 – 05.11.2023 г. с 30. 12.2023 – 08.01.2024 г. с 16.03.2024 – 24.03.2024 г. Даты и окончания обучения по программе Сроки промежуточной аттестации с 18.09.2023 – 03.06.2025 г. Сроки итоговой аттестации по окончании базового уровня по окончании стартового уровня 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Характеристика Для реализации данной программы дополнительного образования Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Родник» располагает помещением, расположенным по адресу г. Улан-Удэ, ул. Кумысская, 1а. Предоставлена аудитория № 10 для проведения занятий. Материально-техническая база соответствует действующим противопожарным правилам и нормам. Материальноперечень оборудования: техническое краски (акварельные и гуашь); обеспечение карандаши; бумага а3; мольберт иллюстрации; муляжи; столы стулья доска ученическая Видео Информацион Бесплатные уроки рисования: ное https://www.youtube.com/playlist?list=PL5Tmcg4eVOzLB1h4tUw9i обеспечение Fri8P6Sz8r0j 13 Кадровое обеспечение фото Интернет-галереи http://www.printdigital.ru/ Шедевры мировой живописи http://www.arslonga.ru Галерея «ARS LONGA» Галерея своей главной задачей видит поиск и показ работ современных художников, творчество которых выражает настроения и духовные поиски нашего времени. http://www.artobject-gallery.ru/ Галерея «АРТ.объект». Галерея не ограничивает себя узкими стилистическими или жанровыми рамками, а старается знакомить зрителя с разнообразными проявлениями современной арт-сцены. http://www.tanais.info/ Шедевры Русской Живописи http://gallerix.ru/album/Hermitage-museum-hi-resolution Галерея, картины известных художников. http://gallerix.ru/ Ещё одна жемчужина интернета и прекрасная находка для тех, кто любит живопись! http://www.artlib.ru/ библиотека изобразительных искусств. - раздаточный материал Реализовывать программу могут педагоги ДО, обладающие достаточными знаниями в области изобразительного искусства, в соответствии занимаемой должности, молодой специалист. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формами аттестации являются Творческая работа Конкурс Выставка Критерии оценивания Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Формы контроля уровня обученности: отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ; тестирование. 14 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Показатели качества реализации ДООП Изучения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Методики Изучение уровня социализированности «Изучение уровня социализированности личности учащегося» (приложение анкета) Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И. Мокшанцева) Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Оценочные материалы (указать конкретно по модулям в соответствии с формами аттестации) Организуется методом наблюдения, опроса, беседы, тестирования и защиты проектов обучающихся (приложение опросник) Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения путем анкетирования на сайте центра Тесты (Зачет) Защита итоговой работы 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский Игровой Дискуссионный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие 15 Открытое занятие Беседа Выставка Галерея Диспут Презентация Мастер-класс Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология модульного обучения Технология дифференцированного обучения Технология проблемного обучения Технология дистанционного обучения Технология исследовательской деятельности Проектная технология Здоровье сберегающая технология Дидактические материалы: Раздаточные материалы Инструкции Технологические карты Образцы изделий 16 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 классы / М.А. Абрамова. - М.: Владос, 2002. - 128 c. 2. Баммес Г. Изображение животных. С – Пб., ООО «Дитон», издание на русском языке, 2011. 239 с. 3. Брюн, Дик Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Дик Брюн , Аттие Лихтхарт. - М.: Наири, 2011. - 224 c. 4. Декоративно-прикладное искусство бурят Предбайкалья [Электронный ресурс] / Виктория Банаева. - Иркутск: [Издательство "Время странствий"], 2018. – 295, [1] с. : ил., фот. - Библиогр.: с. 284-289. 5. Искусство. Изобразительное искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочие программы. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2014. - 352 c. 6. Популярные пособия для родителей и педагогов (комплект из 10 книг). - М.: Академия Развития, ТОО "Гринго", Лайнер, 1995. - 610 c. 7. Портнова И.В. Сложение жанровой анималистической картины в творчестве русских художников второй половины XIX века // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2009. — № 64 (5). Изд. СГУ — С. 279284. 8. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с., ил. 9. Соктоева И. И., Герасимова К. М. Бурятская деревянная скульптура. / И.И Соктоева, К.М Герасимова, Улан-Удэ: Бурят, кн. изд – во, 1971. – 106 с Текст: непосредственный 10. Танк В. Анатомия животных для художников / В. Танк; Пер. с нем. Т. Седелкиной. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. 156 с. 11. Щербаков, В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество (проблемы руководства изобразительным творчеством детей) / В.С. Щербаков. - М.: Просвещение, 2006. - 272 c. 12. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов / Роберт Бир; пер. с англ. Л. Бубенковой. – М.: Ориенталия, 2011. – 428 с.: ил. Описание электронного ресурса удалённого доступа: 1. Методическое пособие "Рисунок геометрических тел"[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-risunokgeometricheskih-tel-852821.html 17 2. Методическая система Б.М. Неменского [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://studopedia.net/3_48844_metodicheskaya-sistema-bmnemenskogo.html 3. Полезные ссылки для учителя ИЗО [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/polieznyie-ssylki-dlia-uchitielia-izo-1.html Для детей: 1. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика (комплект из 3 книг). - М.: Просвещение, 1987. - 956 c. 2. Краснушкин, Е. В. Мир искусства. Натюрморт / Е.В. Краснушкин. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 686 c. 3. Лыкова, И. А. Мои птички. Рисование / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2014. - 744 c. 4. Обитатели моря. - М.: Астрель, ОГИЗ, 2012. - 475 c. 5. Русская история в картинах. Выпуск 11. Александр II. 1855–1881 гг. (набор из 24 репродукций). - М.: Журнал "Воскресный день", Белый город, 2013. 920 c. 6. Харт, К. Как рисовать крутых героев комиксов / К. Харт. - М.: ПраймЕврознак, 2008. - 593 c. 7. Байматова В.А. Как научить рисовать -2. Цветы, ягоды, насекомые. –М.: Скрипторий 2003. 2008. – 32 с. 8. Попова С. Г. Интерьер: энциклопедия. - М.: Белый город, 2002. - 47, [1] с.: цв. ил. - (Энциклопедия живописи для детей). 9. Жукова Л.М. Азбука русской живописи. - Москва: Белый город, 2004. - [141] с.: цв. ил, портр, рис. - (Моя первая книга) (Энциклопедия малыша). 10. Емельянова Т. А. Рисуем подводный мир: от пираньи до кита. - Москва: Астрель; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 31 с. : цв. ил. - (Школа рисования). Описание электронного ресурса удалённого доступа: 1. ВИДЕОУРОКИ РИСОВАНИЯ для детей[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://risuemdoma.com/video 2. ИЗО 4 класс [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://easyen.ru/load/mkhk_izo/4_klass 18