Юный инспектор движения (Сакуева А.А.)

Рекомендована
методическим советом
Протокол №
от «___»________ 20__ г.

«Согласовано»:
Зам. директора по УВР МАУ ДО
ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ
_______________В.В. Дылыкова
«__»__________ 20__ г.

при внесении изменений
в последующие годы:
Протокол №
от «
» ________202 г.

«Согласовано»:
Зам. директора по УВР МАУ ДО
ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ
_______________В.В. Дылыкова
«__»__________ 20__ г.

Внутренняя рецензия от:
1. Дылыковой Виктории Витальевны, заместитель директора по УВР МАУ
ДО ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ

Программа реализуется в МАУ ДО ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ с 2022 г.
Программа переработана и дополнена:
В 2023 г.
в ___________ г.

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Учебный план 1 года обучения
2.2. Содержание программы 1 года обучения
2.3. Учебный план 2 года обучения
2.4. Содержание программы 2 года обучения
2.5. Учебный план 3 года обучения
2.6. Содержание программы 3 года обучения
2.7. Условия реализации программы
2.8. Формы аттестации
2.9. Оценочные материалы
2.10. Методические материалы
2.11. Список литературы
Приложения

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные инспекторы движения»
(далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030
г.
и
плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г.
№ ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/


Устав учреждения утв. Приказом МОиН РБ от 14.01.2021 г.№14.
https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document



Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеразвивающей программы от 04.09.2020 г.
https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document
Актуальность: Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах,
что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных
происшествий. Причём, несчастные случаи все чаще происходят не на
больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с
остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной
дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому,
что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их,
не осознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей,
выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения
для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и объединения ЮИД.
Программа: модифицированная.
Направленность программы: социальная-гуманитарная
Социально-гуманитарная направленность формируют мировоззрение,
нравственные ценности, осуществляют общее развитие детей. Дают
совокупность знаний в области общественных наук и связанных с ними
практических умений и навыков. Создают условия для личностного и
профессионального самоопределения (конкретные области знания и (или)
виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание,
преобладающие виды учебной деятельности).
https://congress.dod.vcht.center/storage/events/presentation/17_5fd8b3861d742.pdf
Адресат программы «Юный инспектор движения»: в работе объединения
участвуют обучающиеся 1-3, а также 7-9 классов в возрасте от 13 до 15 лет.
Пол обучающихся не имеет значения. Создаётся актив детей для оказания
помощи изучения правил дорожного движения во всех классах среднего звена
через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Средние школьники: 11–14 лет. Подростковый возраст обычно
характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как
возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки
созревания: органического, полового и социального. Л. С. Выготский
перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков,
которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес
подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка
на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более
субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта
усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым
напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве, хулиганстве, борьбе
против воспитательского авторитета, протеста и других негативных
проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к
неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/12/14/psihologopedagogicheskaya-harakteristika-detey
Срок и объем освоения программы:

3 года, 576 академических часов, из них:
 «Вводный модуль» 144 академических часа;
 «Продвинутый модуль» 216 академических часа;
 «Продвинутый модуль» 216 академических часа
Форма обучения: очная, в случае дистанционного обучения – очная с
использованием ДОТ.
Особенности организации образовательной деятельности: группа
одного школьного возраста c 7до 9 лет и 13 до 15 лет
Режим занятий:
Социально –
педагогическое
направление
ЮИД

Вводный
модуль

Продвинутый
Уровень 1

4 часа в
6 часов в
неделю;
неделю;
144 часа в год. 216 часа в год.

Продвинутый
уровень 2
6 часов в
неделю;
216 часа в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: является формирование обязательного минимума знаний и умений,
который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как
участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В
дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного
движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно - транспортных
происшествий, участниками которых становятся школьники.
Задачи:
Обучающие:
- Научить основным правилам дорожного движения;
- Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному
поведению на улицах и дорогах;
- Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания
по данному
вопросу;
- Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив
тем свою
собственную безопасность.
Развивающие:
- Развивать мотивацию к безопасному поведению;

- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
- Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность.
Воспитательные:
- Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного
движения;
- Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного
движения.
Ожидаемые результаты:
Вводный
модуль

Знать

обучающиеся научатся
проводить сравнение и
классификацию объектов

Уметь

обучающиеся
научаться
понимать и
принимать
учебную задачу,
сформулированную
учителем;

Владеть

обучающиеся
научаться работать
в группе,
учитывать мнение
партнёров,

Продвинутый
модуль 1
обучающиеся
научатся
понимать и
применять
полученную
информацию
при
выполнении
заданий;

Продвинутый
Модуль 2

обучающиеся
научаться проявлять
индивидуальные
творческие
способности

обучающиеся
научатся искать
материал и
анализировать
ситуации

обучающиеся
научаться
осуществлять
контроль,
коррекцию и
оценку
результатов
своей
деятельности

обучающиеся
научаться
предлагать
помощь и
сотрудничество;

обучающиеся
научаться
слушать
собеседника;
обучающиеся

Вводный
модуль
отличные от
собственных;
обучающиеся
научаться
обращаться за
помощью;
обучающиеся
научаться
предлагать помощь
и сотрудничество;

Продвинутый
модуль 1

Продвинутый
Модуль 2
научаться
формулировать
свои
затруднения;
обучающиеся
научаться
договариваться
и приходить к
общему
решению;
обучающиеся
научаться
осуществлять
взаимный
контроль;

Способы определения результативности усвоения программы
обучающимися:
Результат освоения программы определяется соблюдением обучающимися
правил дорожного движения, участием в конкурсах, викторинах,
соревнованиях, работой над творческими заданиями, активностью в
пропаганде безопасного поведения на улице среди сверстников, результатами
учебного тестирования.

Содержание программы
«Юные инспектора движения»
Вводный модуль
Учебный план
Таблица 1.3.1
№ Название раздела,
п/п темы

Всего

Формы
промежуточной
Теория Практика
аттестации и
контроля

Количество часов

1

Вводное занятие.
Правила техники
безопасности

2

2

0

Учебное
тестирование для
эрудитов по
истории правил
дорожного
движения

2

Юный инспектор
движения

10

6

4

Интерактивные
учебное
тестирование по
правилам
дорожного
движения

3

История ГИБДД

8

4

4

Встреча и беседа
с инспектором
ГИБДД

4

Правила дорожного
движения (ПДД)

12

10

2

Просмотр
презентаций по
пропаганде
правил
дорожного
движения

5

Дорожные знаки

16

10

6

Учебное
тестирование по
теме «Дорожные
знаки»

6

Акция - как форма
профилактики
детского дорожнотранспортного
травматизма

2

0

2

Акция по
пропаганде
правил
дорожного
движения среди
детей, их
родителей

7

Велосипед. Правила
велосипедиста.
Техническое
состояние
велосипедиста

6

6

Учебное
тестирование
«Правила
движения на
велосипеде»

8

Повторение правил
4
безопасности на улице
зимой

4

0

Конкурс
рисунков
«Осторожно дорога зимой! »

9

Пропаганда изучения
правил дорожного
движения

10

4

6

Оформление
стенда «Уголок
безопасности»

10

Основы медицинских
знаний

40

26

14

Встреча и беседа
с врачом школы

11

Виды транспорта

24

18

6

Фотоконкурс
«Виды
транспорта »

12

Проверка знаний по
правилам дорожного
движения

4

4

0

Участие в
конкурсе
«Безопасное
колесо»

144

94

50

ИТОГО

12

Содержание программы 1 года обучения
Тема № 1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория. Ознакомление с правилами техник
безопасности. Цели и задачи на год.
Тема № 2 «История развития ЮИД»
Теория. Изучение истории возникновения и развития
ЮИД.
Практика. Оформление стенда.
Тема №3 «История ГИБДД»
Теория. Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и
достоинствами профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой
ГИБДД.
Практика. Встреча с сотрудниками ГИБДД.
Тема №4 «Правила дорожного движения»
Теория. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Повторение прав и
обязанностей пешехода. Правила перехода перекрёстка. Правила поведения
пассажиров в общественном транспорте. Просмотр учебного фильма «Азбука
Безопасности на дороге».
Практика. Подбор материала для презентации на тему «Правила дорожного
движения». Подготовка презентаций на тему: «Правила дорожного
движения».
Тема №5 «Дорожные знаки»
Теория. Знакомство с историей появления дорожных знаков. Повторение
классификации дорожных знаков.
Практика. Викторины «Азбука безопасности» для обучающихся
объединения. Разработка положения школьного конкурса рисунков
«Безопасность глазами детей». Итоговое занятие – диспут.
Тема №6 «Акция - как форма профилактики ДДТТ»
Теория. Что такое акция, виды акций, особенности их проведения.
Практика. Проведение акции «Письмо водителю».
Тема №7 «Правила велосипедиста»

Теория. Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и
обязанностей велосипедиста.
Практика. Решение тематических карточек. Отработка технических элементов
на велосипеде («качели», «восьмерка», «круг», «слалом» и др.). Сборка и
разборка велосипеда.
Тема №8 «Повторение правил безопасности на дорогах зимой»
Теория. Гололед. Пурга. «Осторожно сосульки!».
Тема №9 «Пропаганда изучения правил дорожного движения»
Теория. Формы пропаганды изучения правил дорожного движения.
Практика. Проведение конкурса рисунков «Моя дорога домой». Просмотр
учебного фильма «Азбука безопасности на дороге».
Тема №10 «Основы медицинских знаний»
Теория. Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений.
Изучение основ накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях,
вывихах и переломах. Транспортировка пострадавших. Теоретические
основы помощи при ожогах и отморожениях, остановке дыхания, тепловых и
солнечных ударах, отравлениях, при укусах змей и насекомых.
Практика. Наложение жгута, повязок на практике. Проведение веселых
стартов
«Оказание первой медицинской помощи» внутри группы. Подготовка
фотоотчета о проделанной работе.
Тема №11 «Виды транспорта»
Теория. Знания обеспечения личной безопасности на наземных видах
транспорта, на водном и воздушном транспорте.
Практика. Проведение тестов для проверки знаний.

Просмотр учебного

фильма
«Азбука дороги».
Тема №12 «Проверка знаний по правилам дорожного движения»
Теория. Знакомство с формами проверки знаний по правилам дорожного
движения.
Практика. Проверка знаний по правилам дорожного движения. Подведение
итогов обучения по программе «ЮИД». Награждение лучших обучающихся.

Календарно-тематический график
1 год обучения
№
п/п
1

Месяц
Сентябрь

Время
Форма
проведения
занятия
занятия
12:30 – 13:55 Групповая
14:00-15:30

Количество
часов

Тема занятия

2

Вводное занятие. Правила
техники безопасности
Юный инспектор движения:
-История правил дорожного
движения
-История правил дорожного
движения

2
2

2

Октябрь

12:30 – 13:55 Групповая
14:00-15:30
Групповая

2
2

2

2
2
2
2

2

Место
проведения
Каб. ЮИД

-Решение заданий и
Каб. ЮИД
карточек.
-Основные термины и
понятия прав и
обязанностей участников
ДД.
-Тестирование. Контрольная
работа
История ГИБДД
- История создания ГИБДД
-Рисунки на тему ГИБДД,
инспектор
- История ГИБДД
-Встреча с инспектором
ГИБДД. Викторина
Правила дорожного
движения
- ПДД для пешеходов

Форма
контроля
Беседа
Опрос

Беседа
Беседа
Тестирование
Беседа

Тестирование

3

Ноябрь

12:30 – 13:55 Групповая
14:00-15:30
Групповая

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

4

Декабрь

12:30 – 13:55 Групповая
14:00-15:30
Групповая

2
2
2
2
2

2

2
2

- ПДД для велосипедистов
Каб. ЮИД
- ПДД для пассажиров
- ПДД для школьников
- Чем опасна дорога?
-Зачёт по ПДД.
-Интерактивная игра
Дорожные знаки:
-Запрещающие знаки
- Предписывающие знаки
- Информационные знаки
- Регулировка движения на
перекрестке
- Знаки дополнительной
Каб. ЮИД
информации
- Тестирование. Викторина
- Практические занятия
- Рисунки на тему знаков ДД
- Акция - как форма
профилактики детского
дорожно-транспортного
травматизма
Велосипед. Правила
велосипедиста. Техническое
состояние велосипедиста
- История создания
велосипеда. Виды
велосипедов.
-Езда на велосипеде.
Изучение препятствий
- Фигурная езда на

2
5

Январь

12:30 – 13:55 Групповая
14:00-15:30
Групповая

2
2

2
2

2
2
2

2
2

велосипеде
- Практическое занятие.
Езда
- Статистика. Штрафы
Каб. ЮИД
- Конкурс рисунков на тему
велосипед
Повторение правил
безопасности на улице
зимой
- Чем опасен зимний
период?
- Аптечка
Пропаганда изучения правил
дорожного движения
- Для чего нужны правила
ДД?
- Социальная реклама,
буклеты
- Создание рекламы и
роликов. Сценарии.
Рассказы
- Конкурс рисунков
- Итоги. Награждение

Февраль

12:30 – 13:55 Групповая
14:00-15:30
Групповая
2
2
2
2

2
2
2
2
2
Март

12:30 – 13:55 Групповая
14:00-15:30
Групповая

2
2
2
2
2
2
2

2

2

Основы медицинских
Каб. ЮИД
знаний
- Медицина и ПДД. Общее
- Виды ран
- Реанимация пострадавшего
- Обморожение и
переохлаждение. Солнечный
удар.
- Виды травм
- Помощь при сердечно и
лёгочной недостаточности.
- Инородное тело и его
извлечение.
- Виды кровотечений
- Виды перевязок.
Наложение жгутов
- Ожоги. Виды
Каб. ЮИД
- Отравление. виды
- Извлечение пострадавшего
из авто
- Аптечка
- Что такое первая помощь?
- Первая помощь.
Перевязка ран, ушибов. - Первая помощь при
обморожении, солнечном
ударе.
- Первая помощь при
извлечении инородного тела
из дыхательных путей
- Первая помощь при
переломах

Апрель

12:30 – 13:55 Групповая
14:00-15:30
Групповая

2
2
2
2
2
2
2
2

Май

12:30 – 13:55 Групповая
14:00-15:30
Групповая

2
2
2
2
2
2

2
2

- Конкурс рисунков
- Тестирование. Итоги
Виды транспорта
- Виды транспорта
- Автомобиль. Строение.
Модели.
- Автобус
- Трамвай
- Поезд
- Самолет

Каб. ЮИД

- Корабль
- Метро
- Пешеходный переход
- Конкурс рисунков
- Интерактивное занятие
- Итоги конкурса.
Награждение
Проверка знаний по
правилам дорожного
движения
- Подготовка к конкурсу
«Безопасное колесо»
-Итоговое занятие

Каб. ЮИД

Продвинутый модуль 1
Таблица 1.3.2

Учебный план
«Юный инспектор движения» 2 года обучения
№ Название
п/п раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Инструктаж о
технике
безопасности

3

1

2

1 раз в месяц

2

Юный инспектор
движения

6

3

3

Интерактивные
учебное тестирование
по правилам
дорожного движения

3

Изучение ПДД:
- дорожные знаки;
- правила
поведения на
дорогах и улицах

30

18

12

Теоретические
занятия, практические
занятия, классные
часы по правилам
дорожного движения
для учащихся
младших классов

4

Велотехника
(устройство
велосипеда)

12

3

9

Разборка и сборка
велосипеда
(практические
занятия)

5

Вождение
велосипеда

33

9

24

Знакомство с
препятствиями
(практические
занятия)

6

Основы
медицинских
знаний

21

15

6

Оказание
практической помощи

7

История ПДД,
ЮИД, ГИБДД

9

3

6

Теоретические
занятия, учебное
тестирование

8

Выступление
агитбригады

24

6

18

Составление
сценариев;
разучивание
выступлений
агитбригады

9

Агитационная
работа

12

-

12

Выступление перед
учащимися школы,
родителями.
Рисование плакатов и
рисунков.

10

Страховой полис

3

3

-

Опрос

11

Виды страхования 3

3

-

Опрос

12

Проверка знаний
по основам
страхования

3

3

Тестирование

13

Изучение
светофора

6

3

Опрос

3

Тест

14

Светоотражающие 6
наклейки и
повязки

3

3

Опрос, рисование
рисунков

15

«Если я
потерялся»

6

3

3

Опрос

16

Составление
кроссвордов

6

3

3

Практическое занятие

17

Подготовка и
проведение
«Месячник
безопасности»

15

6

9

Выступление перед
классом, опрос,
групповая оценка
работ

18

Дорожные аварии

6

3

3

Опрос, тестовые
задания

19

Опасные бытовые
привычки на
дорогах

3

-

3

Опрос

Оказание первой
медицинской

6

20

Практическое занятие

Практическое занятие
3

3

Опрос

помощи. Все виды
помощи
22

Итоговое занятие

ИТОГО

Практическое занятие
тестовые задания
3

-

3

216

88

128

Практические
занятия, тест

Содержание программы 2 года обучения
Тема № 1. Инструктаж о ТБ.
Теория. Ознакомление с правилами техник безопасности. Цели и задачи на
год.
Тема № 2.Юный инспектор
Теория. Разработка изучения положения об отряде ЮИД. Задачи на новый
учебный год.
Практика. Оформление стенда «ЮИД».
Тема №3. Изучение правил дорожного движения
Теория. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель,
пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
Знакомство с группами знаков, их назначение, установка. Изучения значений
и особенностей групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета,
запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки
сервиса.
Практика. Подготовка к акции посвящённой памяти жертв дорожнотранспортных происшествий. Подготовка рисунков для конкурса
«Безопасность глазами детей».
Тема №4. Велотехника
Теория. Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и
обязанностей велосипедиста.
Практика. Разборка и сборка велосипеда.
Тема №5. Вождение велосипеда
Теория. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила
велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.
Практика. Отработка технических элементов на велосипеде («качели»,
«восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками школьного этапа
конкурса «Безопасное колесо».
Тема №6 «Основы медицинских знаний»

Теория. Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений.
Изучение основ накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях,
вывихах и переломах. Транспортировка пострадавших. Теоретические
основы помощи при ожогах и отморожениях, остановке дыхания, тепловых
и солнечных ударах, отравлениях, при укусах змей и насекомых.
Практика. Наложение жгута, повязок на практике. Проведение весёлых
стартов

«Оказание

первой

медицинской

помощи»

внутри

группы.

Подготовка фотоотчёта о проделанной работе.
Тема №7 «История ПДД,ЮИД, ГИБДД»
Теория. Изучение истории возникновения и развития правил дорожного
движения и ЮИД. Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями
и достоинствами профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой
ГИБДД.
Практика. Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении
отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда. Работа с 1-2 взводом. Встреча
с сотрудниками ГИБДД.
Тема №8 «Выступление агитбригады»
Теория. Составление и разучивание сценариев. Заучивание стихов, песен.
Практика. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по
правилам дорожного движения.
Тема №9 «Агитационная работа»
Теория. Формы пропаганды изучения правил дорожного движения.
Практика. Проведение конкурса рисунков «Моя дорога домой». Рисование
дорожных знаков для воспитанников детского сада. Изготовление поделок на
тему ЮИД. Рисование плакатов по предупреждению правонарушений на
дороге.
Тема №10 «Страховой полис»
Теория. История. Определение. Цели.
Темам №11 «Виды страхования»
Теория. Современные виды страхования. Актуальные страховые компании

нашего города.
Тема №12 «Проверка знаний по основам страхования».
Практика. Тестирование на тему страхования.
Тема №13. «Изучение светофора»
Теория. Для чего нужен светофор. История создания.
Практика. Практические занятия
Тема №14. «Если я потерялся?»
Теория. Обозначение главных терминов и понятий.
Практика. Составление маршрута от школы домой.
Тема №15. Светоотражающие наклейки и повязки
Теория. Функция
Практика. Рисунки и демонстрация наклеек и повязок
Тема №16 «Составление кроссвордов»
Теория. Что такое кроссворд. Правила и принципы.
Практика. Составление и решение кроссвордов на тему ПДД.
Тема №17. «Подготовка и проведение «Месячник безопасности»
Теория. Актуальные темы по правилам дорожного движения и безопасности
Практика. Конкурс рисунков, сочинений, презентаций.
Тема №18 «Дорожные аварии»
Теория. Выявление причин, последствий аварий
Практика. Статистика. Случаи на дороге.
Тема №19 «Опасные бытовые привычки на дорогах»
Теория. Разбор ситуаций.
Практика. Демонстрация. Ролики социальные
Тема №20 «Итоговое занятие»
Практика. Подведение итогов обучения по программе «ЮИД». Награждение
лучших обучающихся ЮИД.

Календарно-тематический график
2 год обучения
№
п/п
1

Месяц
Сентябрь

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Количество
часов

Групповая

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Октябрь

Групповая
Групповая

Место
проведения
Каб. ЮИД

3

2

Тема занятия

3
3
3
3

3
3

- Инструктаж о технике
безопасности
- Юный инспектор
движения
- Изучение ПДД
- Дорожные знаки. Понятия
- Запрещающие знаки
- Предписывающие знаки
- Информационные знаки
- Регулировка движения на
перекрестке
- Тестирование
-Вождение со знаками
- Вождение со знаками
- Конкурс рисуноков
Велотехника
-устройство велосипеда
- Тестирование итоговое
- Практикующее занятие по
вождению велосипеда
- Практикующее занятие по
вождению велосипеда
Вождение транспорта
- Виды транспорта
- Расположение

Форма
контроля
Беседа
Опрос
Тестирование

Каб. ЮИД
Беседа
Беседа
Тестирование
Беседа

3
3
3
3

Ноябрь

Групповая
Групповая

3
3
3

3

3
3

3
3
3
4

Декабрь

Групповая
Групповая

3
3
3
3

транспортных средств на
проезжей части
- Перекрёстки. Виды
- Практические занятия.
Перекрёстки
- Движение автотранспорта
на территории
- Ответственность водителя Каб. ЮИД
-Городская и сельская
местность
- Основы безопасного
управления транспортными
средствами
- Неисправности и погодные
условия. Имитация и
устранения.
- Конкурс рисунков
- Тестирование
Основы медицинских
знаний
- Основы медицинских
знаний
- Первая медицинская
помощь пострадавшим
- Алгоритм действий при
вызове скорой помощи
- Виды ран и кровотечений
- Ушибы и переломы
- Тестирование
Каб. ЮИД
- Конкурс рисунков
История ПДД, ЮИД,
ГИБДД

Тестирование

Беседа
Опрос
Тестирование

Беседа
Опрос
Тестирование

3
3
3
3
3

5

Январь

Групповая
Групповая

3
3
3
3
3
3

Февраль

Групповая
Групповая

3
3
3
3
3
3

- История ПДД, ЮИД,
ГИБДД
- Встреча с интересными
людьми
- Встреча с интересными
людьми
- Конкурс рисунков
Выступление агитбригады
- Что такое Агитбригада?
Состав, функции
- Сценарий. Речёвки.
Формирование отряда
- Разучивание стихов,
речёвок, песен.
- Итоговое занятие
- Страховой полис
- Виды страхования
- Проверка знаний по
основам страхования
Изучение светофора
- изучение светофора.
Строение.
- Практическое занятие.
- Светоотражающие
наклейки и повязки
- Акция «Засветись»
- Если я потерялся? Общие
сведения
- Составление паспорта
местности. Личная карта
ученика

Каб. ЮИД

Каб. ЮИД

Беседа
Опрос
Тестирование

Беседа
Опрос
Тестирование

3
3
3
Март

Групповая
Групповая

3
3
3
3

3
3
3
Апрель

Групповая
Групповая
3
3

Май

- Составление кроссвордов.
Общие темы
- практическое занятие
- Подготовка и проведение
«Месячник безопасности»
- Подготовка и проведение
«Месячник безопасности»
- Видеоролики на тему
безопасности
- Доклады на тему
безопасности
- Рисунки на тему
безопасности
Дорожные аварии
- Причины, пути решения
- Сочинение на тему «Я и
авария»
- Опасные бытовые
привычки на дорогах
Оказание первой
медицинской помощи. Все
виды помощи
- Практическое занятие
- Итоговое занятие.
Награждение

Каб. ЮИД

Беседа
Опрос
Тестирование

Каб. ЮИД

Беседа
Опрос
Тестирование

Продвинутый модуль 3

Учебный план
«Юный инспектор движения» 3 года обучения
№ Название
п/п раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Инструктаж о
технике
безопасности

3

1

2

1 раз в месяц

2

Введение в
6
образовательную
программу кружка.

3

3

Интерактивные
учебное тестирование
по правилам
дорожного движения

3

Изучение ПДД:
- дорожные знаки;
- правила
поведения на
дорогах и улицах

30

18

12

Теоретические
занятия, практические
занятия, классные
часы по правилам
дорожного движения
для учащихся
младших классов

4

Велотехника

12

3

9

Разборка и сборка
велосипеда
(практические
занятия)

5

Вождение
велосипеда

33

9

24

Знакомство с
препятствиями
(практические
занятия)

6

Основы
медицинских
знаний

21

15

6

Оказание
практической помощи

7

История ПДД,
ЮИД, ГИБДД

9

3

6

Теоретические
занятия, учебное
тестирование

8

Выступление
агитбригады

24

6

18

Составление
сценариев;

разучивание
выступлений
агитбригады
9

Агитационная
работа

12

-

12

Выступление перед
учащимися школы,
родителями.
Рисование плакатов и
рисунков.

10

Страховой полис

3

3

-

Опрос

11

Виды страхования 3

3

-

Опрос

12

Проверка знаний
по основам
страхования

3

3

Тестирование

13

Изучение
светофора

6

3

Опрос

3

Тест

14

Светоотражающие 6
наклейки и
повязки

3

3

Опрос, рисование
рисунков

15

«Если нужна
помощь на
дороге»

6

3

3

Опрос

16

Составление
кроссвордов

6

3

3

Практическое занятие

17

Подготовка и
проведение
«Месячник
безопасности»

15

6

9

Выступление перед
классом, опрос,
групповая оценка
работ

18

Дорожные аварии

6

3

3

Опрос, тестовые
задания

19

Опасные бытовые
привычки на
дорогах

3

-

3

Опрос

20

Практическое занятие

Оказание первой
6
медицинской
помощи. Все виды

Практическое занятие
3

3

Опрос
Практическое занятие

помощи
22

Итоговое занятие

ИТОГО

тестовые задания
3

-

3

216

88

128

Практические
занятия, тест

Содержание программы 3 года обучения
Тема № 1. Инструктаж о ТБ.
Теория. Ознакомление с правилами техник безопасности. Цели и задачи на
год.
Тема №2.
Теория. Цели и задачи кружка ЮИД.
Практика. Оформление стенгазеты.
Тема №3. Изучение правил дорожного движения
Теория. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель,
пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
Знакомство с группами знаков, их назначение, установка. Изучения значений
и особенностей групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета,
запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки
сервиса.
Практика. Подготовка к акции посвящённой памяти жертв дорожнотранспортных происшествий. Подготовка рисунков для конкурса
«Безопасность глазами детей».
Тема №4. Велотехника
Теория. Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и
обязанностей велосипедиста.
Практика. Разборка и сборка велосипеда.
Тема №5. Вождение велосипеда
Теория. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила
велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.
Практика. Отработка технических элементов на велосипеде («качели»,
«восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками школьного этапа
конкурса «Безопасное колесо».
Тема №6 «Основы медицинских знаний»
Теория. Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений.

Изучение основ накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях,
вывихах и переломах. Транспортировка пострадавших. Теоретические
основы помощи при ожогах и отморожениях, остановке дыхания, тепловых
и солнечных ударах, отравлениях, при укусах змей и насекомых.
Практика. Наложение жгута, повязок на практике. Проведение весёлых
стартов

«Оказание

первой

медицинской

помощи»

внутри

группы.

Подготовка фотоотчёта о проделанной работе.
Тема №7 «История ПДД,ЮИД, ГИБДД»
Теория. Изучение истории возникновения и развития правил дорожного
движения и ЮИД. Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями
и достоинствами профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой
ГИБДД.
Практика. Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении
отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда. Работа с 1-2 взводом. Встреча
с сотрудниками ГИБДД.
Тема №8 «Выступление агитбригады»
Теория. Составление и разучивание сценариев. Заучивание стихов, песен.
Практика. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по
правилам дорожного движения.
Тема №9 «Агитационная работа»
Теория. Формы пропаганды изучения правил дорожного движения.
Практика. Проведение конкурса рисунков «Моя дорога домой». Рисование
дорожных знаков для воспитанников детского сада. Изготовление поделок на
тему ЮИД. Рисование плакатов по предупреждению правонарушений на
дороге.
Тема №10 «Страховой полис»
Теория. История. Определение. Цели.
Темам №11 «Виды страхования»
Теория. Современные виды страхования. Актуальные страховые компании
нашего города.

Тема №12 «Проверка знаний по основам страхования».
Практика. Тестирование на тему страхования.
Тема №13. «Изучение светофора»
Теория. Для чего нужен светофор. История создания.
Практика. Практические занятия
Тема №14. «Если нужна помощь на дороге»
Теория. Обозначение главных терминов и понятий.
Практика. Разбор ситуаций.
Тема №15. Светоотражающие наклейки и повязки
Теория. Функция
Практика. Рисунки и демонстрация наклеек и повязок
Тема №16 «Составление кроссвордов»
Теория. Что такое кроссворд. Правила и принципы.
Практика. Составление и решение кроссвордов на тему ПДД.
Тема №17. «Подготовка и проведение «Месячник безопасности»
Теория. Актуальные темы по правилам дорожного движения и безопасности
Практика. Конкурс рисунков, сочинений, презентаций.
Тема №18 «Дорожные аварии»
Теория. Выявление причин, последствий аварий
Практика. Статистика. Случаи на дороге.
Тема №19 «Опасные бытовые привычки на дорогах»
Теория. Разбор ситуаций.
Практика. Демонстрация. Ролики социальные
Тема №20 «Итоговое занятие»
Практика. Подведение итогов обучения по программе «ЮИД». Награждение
лучших обучающихся ЮИД.

Календарно-тематический график
3 год обучения
№
п/п
1

Месяц
Сентябрь

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Количество
часов

Групповая

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Октябрь

Групповая
Групповая

Место
проведения
Каб. ЮИД

3

2

Тема занятия

3
3
3
3

- Инструктаж о технике
безопасности
- Юный инспектор
движения
- Изучение ПДД
- Дорожные знаки. Понятия
- Запрещающие знаки
- Предписывающие знаки
- Информационные знаки
- Регулировка движения на
перекрестке
- Тестирование
-Вождение со знаками
- Вождение со знаками
- Конкурс рисуноков
Велотехника
-устройство велосипеда
- Тестирование итоговое
- Практикующее занятие по
вождению велосипеда
- Практикующее занятие по

Форма
контроля
Беседа
Опрос
Тестирование

Каб. ЮИД
Беседа
Беседа
Тестирование

3
3

3
3
3
3

Ноябрь

Групповая
Групповая

3
3
3

3

3
3

3
3

вождению велосипеда
Вождение транспорта
- Виды транспорта
- Расположение
транспортных средств на
проезжей части
- Перекрёстки. Виды
- Практические занятия.
Перекрёстки
- Движение автотранспорта
на территории
- Ответственность водителя Каб. ЮИД
-Городская и сельская
местность
- Основы безопасного
управления транспортными
средствами
- Неисправности и погодные
условия. Имитация и
устранения.
- Конкурс рисунков
- Тестирование
Основы медицинских
знаний
- Основы медицинских
знаний
- Первая медицинская
помощь пострадавшим

Беседа
Опрос
Тестирование

Беседа
Опрос
Тестирование

3
4

Декабрь

Групповая
Групповая

3
3
3
3

3
3
3
3
3

5

Январь

Групповая
Групповая

3
3
3
3
3
3

- Алгоритм действий при
вызове скорой помощи
- Виды ран и кровотечений
- Ушибы и переломы
- Тестирование
- Конкурс рисунков
История ПДД, ЮИД,
ГИБДД
- История ПДД, ЮИД,
ГИБДД
- Встреча с интересными
людьми
- Встреча с интересными
людьми
- Конкурс рисунков
Выступление агитбригады
- Что такое Агитбригада?
Состав, функции
- Сценарий. Речёвки.
Формирование отряда
- Разучивание стихов,
речёвок, песен.
- Итоговое занятие
- Страховой полис
- Виды страхования
- Проверка знаний по
основам страхования

Каб. ЮИД

Беседа
Опрос
Тестирование

Каб. ЮИД

Беседа
Опрос
Тестирование

Февраль

Групповая
Групповая

3
3
3
3
3
3

3
3
3
Март

Групповая
Групповая

3
3
3
3

3
3

Изучение светофора
- изучение светофора.
Строение.
- Практическое занятие.
- Светоотражающие
наклейки и повязки
- Акция «Засветись»
- Если я потерялся? Общие
сведения
- Составление паспорта
местности. Личная карта
ученика
- Составление кроссвордов.
Общие темы
- практическое занятие
- Подготовка и проведение
«Месячник безопасности»
- Подготовка и проведение
«Месячник безопасности»
- Видеоролики на тему
безопасности
- Доклады на тему
безопасности
- Рисунки на тему
безопасности
Дорожные аварии
- Причины, пути решения
- Сочинение на тему «Я и

Каб. ЮИД

Беседа
Опрос
Тестирование

Каб. ЮИД

Беседа
Опрос
Тестирование

3
Апрель

Групповая
Групповая
3
3

Май

авария»
- Опасные бытовые
привычки на дорогах
Оказание первой
медицинской помощи. Все
виды помощи
- Практическое занятие
- Итоговое занятие.
Награждение

Каб. ЮИД

Беседа
Опрос
Тестирование

Комплекс организационно - педагогических условий
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания обучения
по программе
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации

36
(по УП)
с 01.01.2024-08.01.2024
01.06.2024-31.08.2024
С 01.09.2023-31.05.2024
по окончании вводного модуля
по окончании продвинутого модуля

2.7. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика
Для реализации данной программы
дополнительного образования учреждение
располагает специальными помещениями,
расположенными по адресу г. Улан-Удэ, ул.
Буйко, 2б. Реализация проектов и программ.
Материально-техническая база соответствует
Материально-техническое
действующим противопожарным правилам и
обеспечение
нормам.

Информационное
обеспечение

Перечень оборудования, инструментов и
материалов, необходимых для реализации
программы, учебная литература (при наличии):
- ученическая доска, класс ЮИД в полной
комплектации.
-аудио
- видео
- фото
- интернет источники
https://vk.com/tipsad
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР
ДВИЖЕНИЯ» | Рабочая программа на тему: | Образовательная
социальная сеть (nsportal.ru)
https://верити.рф/organizaciya_zanyatii_po_pdd_v_dou_i_shkole

Кадровое обеспечение

Реализовывать программу могут педагоги ДО,
обладающие достаточными знаниями в области
ПДД в соответствии с занимаемой должности

2.8. Формы аттестации
Формами аттестации
 Тестирование
 Творческая работа
 Защита проекта
 Соревнования
 Конкурс
 Выставка
Критерии оценивания:
Критерии оценки выполнения заданий:
-Оценка «отлично» ставится за работу, выполненную без ошибок и
недочетов или имеющую не более одного недочета.
-Оценка «хорошо» ставится за работу, выполненную полностью, но при
наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не
более двух недочетов.
-Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если ученик правильно
выполнил не менее половины работы или допустил: а) не более двух грубых
ошибок, б) не более одной грубой ошибки и одного недочета, в) не более
двух-трех негрубых ошибок, г) одной негрубой ошибки и трех недочетов, д)
или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
–Оценка «неудовлетворительно» ставится, когда число ошибок и недочетов
превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или
если правильно выполнено менее половины работы.

2.9. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации Методики
ДООП
Изучения уровня освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы

Изучение уровня
социализированности

Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами
Оценочные материалы (указать
конкретно по модулям в
соответствии с формами
аттестации)

Организуется методом наблюдения,
опроса, беседы, тестирования и защиты
проектов обучающихся
«Изучение уровня социализированности
личности учащегося»
(приложение анкета)
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона(приложение опросник)
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
на сайте центра путем анкетирования
Тесты (Приложение 2)
Защита проектов

2.10. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
 Дискуссионный
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая



















Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Акция
Беседа
Встреча с интересными людьми
Выставка
Галерея
Диспут
Защита проекта
Игра
Презентация
Мини-конференция
Мастер-класс
Олимпиада
Семинар
Турнир

Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология модульного обучения
 Технология дифференцированного обучения
 Технология проблемного обучения
 Технология дистанционного обучения
 Технология исследовательской деятельности
 Проектная технология
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:





Раздаточные материалы
Инструкции
Кейсы
Технологические карты

2.11. Список литературы
Для педагога:
1. Айсина Р.М. «Организация работы отрядов юных инспекторов движения
(ЮИД)» (18 часов) дополнительная профессиональная образовательная
программа курсов повышения квалификации педагогических работников
дошкольных образовательных организаций. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://минобрнауки.рф документы (4963)
2. Асянова С.Р. Формирование безопасного поведения школьников на дорогах в
условиях современного города: автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата педагогических наук / Башкирский государственный
педагогический университет им. М. Акмуллы. Уфа, 2012.
3. Бабич А.А. Технoлoгия мoнитoринга региoнальных систем
непрерывнoгo oбучения детей безoпаснoму участию в дoрoжнoм движении и
прoфилактики детскoгo дoрoжнo-транспoртнoгo травматизма // Университетская
наука - региону: материалы III Ежегодной конференции Северо-Кавказского
федерального университета.Ставрополь: Фабула, 2015.
4. Бабич А.Г., Тер-Григорьянц Р.Г. Теоретико-методические подходы к
проведению мониторинга региональных систем непрерывного обучения детей
дорожной безопасности / Монография / Ставрополь, 2016.
5. Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.:
Вузовский учебник, 2017. – 272 с.
6. Безопасность и развитие личности в образовании / Материалы Всероссийской
научно-практической конференции. 15-17 мая 2014 г. Таганрог: Изд-во ЮФУ,
2014. 371 с.
6. Белугин М.Г. Структурно-функциональная модель организационнопедагогического сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения
школьников // Казанский педагогический журнал. 2014. № 6 (107). С. 65-74.
7. Белугин М.Г., Ахмадиева Р.Ш. Педагогические условия организационнопедагогического сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения
школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №
52-6. С. 8-19.
8. Блинкин М.Я., Решетова Е.М. Безопасность дорожного движения: история
вопроса, международный опыт, базовые институции. М.: Изд. Высшая школа
экономики, 2013. – 240 с.
9. Бондарева И.Ю. Юные инспекторы движения. Образовательная программа
социально-педагогической направленности. Кемерово, 2007. -83 с.
10. Бочко А. Правила дорожного движения: для детей. М.:Издательство «Питер»,
2014. – 16 с.
11. Газета «Добрая дорога детства» 2002 -2017г.г. г. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.dddgazeta.ru/about/
12. Глобальный план осуществления действий по обеспечению безопасности
дорожного движения 2011-2020 годы [«Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.who.int/roadsafety/decade_of_action/plan/russian.pdf

Для обучающегося:
1.Дорохов А. А. Зелёный... Жёлтый... Красный! [Текст] / А. Дорохов; рис. Н.
Мунц.- М.: Детская литература, 1984. – 64 с. : ил.
2.Усачев А.А. Правила дорожного движения.Для будущих водителей и их
родителей. [Текст] /А.А.Усачев; рис.В.Уборевич-Боровский.М.:Самовар,2000.-64с.: ил
3.Михалков,С.В.Дядя Стёпа. Поэма (в сокращении) для детей дошкольного
возраста.[Текст] / С. В. Михалков.- М.: Детская литература.,1971.-с.57-108
4.Астахов П. А. Я и дорога [Текст] / Павел Астахов. -М. : Эксмо, 2010. - 128
с. : ил. - (Детям о праве).
5.Козловская Е.А. Азбука пешехода .Для детей дошкольнов и детей
начального школьного возраста. [Текст] / Е.А.Козловская -М.: Издательский
дом Третий Рим,2007.-60с.
6.Ребенок в городе// Детская энциклопедия.- 2009. - № 11. - 56 с.
7.Азбука дороги. //Детская энциклопедия.-2007- №11 - 56с.
8.Юрмин Г.Ю. Светофор. Сборник [Текст] / Г.Ю.Юрмин-М.:Дет. Лит.,1970.223с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».