Воспитание лидера (Дондупова О.О.)

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
Приложения.

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от
04.09.2014 г. № 1726-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».

Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».

Устав МАУ ДО ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ

Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей
программы в МАУ ДО ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ (принят на педагогическом совете протокол №1
от 04.09.20)
Актуальность:
Эффективность развития ученического самоуправления в системе дополнительного
образования во многом определены компетентностью всех членов воспитательного процесса. Говоря о
компетенции учащихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными
организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в жизни коллектива.
Какими же умениями и навыками должен обладать современный лидер? Несомненно,
актуальными остаются знания о закономерностях развития коллектива, приёмы эффективного
общения, навыки планирования и анализа деятельности, работа в творческой группе и т.д.
Данная программа направлена на развитие этих качеств у школьников.
Новизна данной программы заключается, во-первых, в соединении творческого компонента с
компонентами развития личности и социализации старшеклассников. Во-вторых, адресная аудитория
представляет собой группу, состоящую из обычных школьников.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1. Выясняем, что такое «Лидер», «РДШ».
2. Понятие «Лидер», основные качества лидера.
3. Организаторская техника лидера.
Вид программы: Модифицированная программа.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Адресат программы:
Возраст детей, для которых разработана программа от 14 до 17 лет.
Дети данного возраста способны на хорошем уровне выполнять практические предлагаемые задания:
стремление утвердится в их мире, желание поставить себя в роль взрослого; у подростков возникает
потребность правильно оценить и использовать свои возможности, они могут воздействовать на
сверстников. В этом возрасте происходит изменение поведения: у подростков выстраивается система
ценностей и взглядов, заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние
мировоззренческие этажи. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров,
связанных с переоценкой смысла жизни. Ярко выражено желание выяснить для себя свои собственные
способности, особенности. Все эти потребности могут быть реализованы только в процессе активного

опробования себя во взаимодействии с окружающими, в различных видах деятельности, поступках,
действиях. Период развития детей от 14 до 17 лет отличается большой активностью как
психоэмоциональной, так и физической и глубокой перестройкой организма. Характерные черты
подростка-стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике и к технической новинке,
стремление к активной деятельности. Все эти особенности используются в подборе материала для
практических работ.
Срок и объем освоения программы:
На 2 года, 360 академических часов, из них:
 «Вводный модуль» 144 академических часа;
 «Продвинутый модуль» 216 академических часа.
Форма обучения: очная, в случае дистанционного обучения – очная с использованием ДОТ.
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные, с учетом
возрастных и психологических особенностей содержание программы разделено на две возрастные
группы 14-15 лет и 16-17 лет.
Режим занятий:
Социально-педагогическая Вводный модуль Продвинутый уровень
4 часа в неделю; 6 часа в неделю;
Воспитание лидера
144 часа в год.
216 часа в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: Создание условий для развития личностных и коллективных ориентации в сфере социальной
самореализации.
Задачи:
Образовательные:
– Формирование у детей теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для
социальной адаптации и успешной деятельности в обществе.
– Формирование способности к рефлексии, самооценки.
– Приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность.
– Формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и
ответственность.
– Формирование у учащихся умения строить жизненные планы и корректировать ценностные
ориентации.
Воспитательные:
– Воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности.
– Воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и
самовоспитания.
Развивающие:
– Развитие адекватного понимания самого себя и осуществить коррекцию самооценки.
– Развитие творческих и организаторских способностей учащихся.
– Развитие навыков работы в группе, в команде.
– Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию,
преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
– Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях.
– Развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним.
Планируемые результаты
Личностные:


Анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из
них;

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других
участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные:

Уметь работать в команде, организовывать деловые и эмоциональные взаимодействия;

Уметь видеть общую картину ситуации;
По направленности

Проектировать деятельность, коллектива, собственную

Знать основные формы и приёмы работы в коллективе.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от педагога, и из других источников;

Владеть алгоритмами основных досуговых форм, методикой коллективно– творческой
деятельности.

Владеть базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства.

Ожидаемые результаты:
Вводный модуль

Продвинутый модуль

командные роли и основы формирования
команды

качества конкурентоспособной личности

основы толерантных отношений

этапы социального проектирования

составляющие здорового образа жизни

детские и молодежные организации РФ,
края, области, города, поселка

права и обязанности учащихся

формы
организации
массовых
мероприятий в школе.

Знать


основные
качества
и
типологию лидера

структуру органов школьного
самоуправления

структуру
и
содержание
портфолио школьника

стадии развития коллектива

этапы
коллективных
творческих дел (КТД)

основы
организаторской
деятельности

Уметь


грамотно и объективно оценивать и
позиционировать себя в определенном социуме

грамотно
руководить
органами
школьного самоуправления

свободно
общаться,
не

работать в команде
испытывая стеснения

разработать и реализовать социальный

свободно участвовать в играх,
проект
тренингах

избегать конфликтов или разрешать их

высказывать свое мнение

организовать и провести массовое

организовать
простейшие
мероприятие
КТД

сплотить
вокруг
себя

составлять портфолио
единомышленников

ставить и достигать цели

активно участвовать в дискуссиях,
отстаивать свое мнение

Вводный модуль

Продвинутый модуль
 владеть навыками публичного выступления;

 владеть навыками словесного

действия;
 развивать навыки управления

эмоциями, самооценки,
взаимодействия;
Владеть

 работать в команде;
 владеть основными навыками оформления,

стенных газет, выставок;
 создавать и реализовывать социальный

проект;

 умение преодолевать и разрешать  владеть навыками ИКТ;

конфликтные ситуации;

 использовать приобретенные умения и

 организовывать КТД;

навыки в практической деятельности и
реальной жизни: участие в школьных
общественных организациях, оценки
собственной точки зрения в качестве лидера
школьного самоуправления.

 составлять портфолио.

1.3. Содержание программы
«Воспитание лидера»
Вводный модуль
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п

Название раздела,
темы

1

Введение. Инструктаж.
Выясняем, что такое
«Лидер»

2

Понятие «Лидер»,
основные качества
лидера.

3

Количество часов
Всего

Теория

Практика

6

3

3

Беседа
Опрос
Тестирование
Решения кейсов
Групповая оценка работ

18

7

11

Беседа
Опрос
Тестирования
Групповая оценка раб

120

44

76

Беседа
Опрос
Тестирование
Групповая оценка раб

144

54

90

Организаторская
техника лидера
Итого

Формы
аттестации/контроля

Содержание учебного плана вводного модуля
1. Введение. Выясняем, что такое «Лидер», «РДШ».
Теория: Вводное занятие; Правила техники безопасности; Правила техники безопасности;
Знакомство. Ввод в тематику занятий; Ознакомление с программой.
Практика: Игры на знакомство; Ознакомление с программой, темами, с расписанием,
техникой безопасности.
2. Понятие «Лидер», основные качества лидера.
Теория: Целостность личности и комплексность свойств лидера; Структура личности лидера;
Формальный и неформальный лидер; Механизмы межличностного восприятия; Конструктивное
общение. Контроль эмоций; Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер –
инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя; Социальнопсихологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм.
Практика: Игры на снятия эмоционального напряжения; Приемы расположения к себе;
Самопрезентация; Тест по выявлению лидерских качеств; Работа с результатами теста; Упражнения на
развитие лидерских качеств. Составление портрета лидера. Тренинг «Я - лидер»; Игры на
взаимодействие, сплочение.
3. Организаторская техника лидера
Теория: Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его
успешной деятельности, совокупность способов достижения цели; Готовность стать лидером; Правила
руководства; Понятие «стиль работы лидера», его виды; Принципы организаторской деятельности;
Беседа со спикером; Основные приемы формирования команды; Уровни развития коллектива; Группы
и коллективы. Виды групп и виды коллективов; Лидерство в детской организации; Самоуправление в
детской организации. Устав ученического самоуправления; Разработка своей модели ученического
самоуправления; Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.
План-сетка; Изучение программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач;
Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения; Овладение способами эффективного
общения. Общение в группе; Коммуникативные умения и навыки; Понятие конфликта, виды
конфликта, конфликт и пути их разрешения; Конфликт как столкновение темпераментов, мнений,
интересов, позиций, ценностей и т.п.; Понятие термина «портфолио». Содержание, структура
документа; Игровое моделирование действительности. Виды, типы игр и их значение; Этапы
организации игры; Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у
молодежи; Встреча с спикером; Самовоспитание и достижение жизненных целей; Развитие
уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения; Информационно-медийная
деятельность; Понятие «здоровый образ жизни»; Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни;
Понятие «здоровый человек»; Психическое, социальное, физическое здоровье. Вредные привычки;
Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление
работы; Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект;
Практика: Деловая игра «Выборы»; Тест по выявлению организаторских способностей;
Комплекс ролевых упражнений; Игры на взаимодействие и сплочение; Коллективно – творческое
дело; Культурный выход; Игры на сплочение; Игры и упражнения на командообразование и доверие;
Работа над ролью-заданием, проведение коллективно- творческого дела, разработка своего КТД по
стадиям; Беседа, практическая работа в группах; Проигрывание конфликтных ситуаций. Упражнения
по конфликтной компетентности подростка; Игры на взаимодействие, сплочение. Подготовка своего
портфолио; Интеллектуальные игры; Игровые методики; Культурный выход в музей;
Информационно-медийная деятельность. Практика; Уроки ораторского мастерства; Практикум «Игры,
в которые мы играем»; Игры и упражнения на взаимодействие; Составление «рейтинга» своих
вредных привычек; Подвижные игры; Разработка проекта; Составление социального проекта; Работа в
группах. Защита; Подведение итогов за год; Итоговое тестирование, анкетирование.

Продвинутый модуль
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Таблица 1.3.2
Формы
аттестации/контроля

1

Раздел 1. Лидер и команда

10

4

6

Игры, тренинг, работа в
группах, тестирование.

2

Раздел 2. Дорога общения

12

6

6

Игры, ситуации,
тестирование, практика.

3

Раздел 3. Основы
организаторской
деятельности

18

10

8

Игры, ситуации, опросы,
тестирование, решения
педагогических ситуаций.

4

Раздел 4. Я и закон

26

14

12

Игры, ситуации, опросы,
тестирование.

5

Раздел 5. Волонтерство

46

14

32

Игры, ситуации, опросы,
тестирование, практика.

6

Раздел 6. Арт-блокнот
«Свободное творчество

12

2

10

Игры, ситуации, опросы,
тестирование, практика,
решения пед. ситуации.

7

Раздел 7. Конкурсная и
проектная деятельность

92

22

70

Опросы, тестирование,
практика.

Итого

216

Содержание учебного плана продвинутого модуля
1. Теория лидерства
Теория: Вводное занятие. Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение
мер предосторожности на практических занятиях; Вводный мониторинг; Понятия «лидер», «команда»;
Основные качества лидера.
Практика: Игры на знакомство (ознакомление с программой, темами, расписанием); Работа в
группе. Практика: Работа с методической и справочной литературой тренинги.
2. Дорога общения
Теория: Личность и коллектив; Взаимоотношения лидера и его команды; Общение как одна из
основных ценностей человека; Понятия «общение», «собеседник»; Виды общения. Занятия по темам:
«Культура речи и правила русской орфоэпии», «Виды общения»; Конфликты и пути их разрешения;
Понятие конфликта, виды конфликта, конфликты и пути их разрешения; Этика и культура делового
общения; Понятия «этика», «деловое общение». Специфика и требования к форме делового общения.
Практика: Занятия по темам: «Разбуди в себе лидера», «Скромность – достоинство королей»,
«Лидер – человек действия», «Лидер и доверие», «Ключи к успеху: стремление к
самосовершенствованию», «Развитие навыков принятия и исполнения решений»; Практическая работа
в группах; Занятия по темам: «Барьеры в общении», «Искусство спора», «Виды конфликтов», «Стили
разрешения конфликтов»; Подбор необходимого материла по теме «Я – будущий президент».
3. Основы организаторской деятельности

Теория: Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи, основы
актерского мастерства; КТД: методика организации и проведение; Я – актер: основы актерского
мастерства; Основы журналистского мастерства. Газета «Грузовик»; Основы журналистики. Права и
обязанности журналистов; Стенгазета; Правила оформления, подбор информации.
Практика: импровизация, аксессуары актера; «Проявление характера персонажа в общении»;
Сочинение для газеты; Подготовка статей. Составление и художественное оформление газеты.
4. Я и закон
Теория: Государственная символика страны; Устный журнал по главным государственным
символам РФ; Избирательное право, локальные акты, положение об избирательной комиссии, права и
обязанности членов избирательной комиссии; Занятия по темам: «Законы о выборах», «Мы выбираем,
нас выбирают», «Работа избирательной комиссии», «Агитационная кампания кандидата: победит
лучший!»; Избирательная комиссия: должности и обязанности», «Кандидат и его команда»; Закон о
защите прав детей; Знакомство с законами по защите прав детей в РФ и в мире. Гражданское право.
Занятия по темам: «Декларация прав о защите детей», «Что мы знаем о Конвенции».
Практика: Деловая игра. Экскурсия; Викторина; Тестирование; Импровизированная игра «Суд
идет», дискуссия «Защита прав детей в России»; Подбор материала для творческой работы,
оформление и защита творческой работы «Я – гражданин России».
5. Волонтерство
Теория: Понятие «здоровый образ жизни»; Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни.
Понятие «здоровый человек»; Психическое, социальное, физическое здоровье. Вредные привычки;
Добровольчество в России; Изучение отечественной истории, национальной культуры своему народа,
традиций своей страны; Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и
экологической культуры; Правовые вопросы инспектору».
Практика: Игры и конкурсы; Дни здоровья; Флешмобы; Составление «рейтинга» своих
вредных привычек; Подвижные игры; Акции; Акции «Открытка Ветерану», «Георгиевская ленточка»,
«Голубь мира», Операция «Рассвет», «Свеча Памяти»; Викторина «По страницам истории»;
Озеленение прилегающей территории, участие в экологических акциях «Покормите птиц», «Зеленая
аллея», «Родник»; изготовление листовок; Акции по ПДД: «По дороге в детский сад», «Внимание –
Дети!», «Автокресло детям».
6. Арт-блокнот «Свободное творчество»
Теория: Правополушарное рисование; Знакомство с техникой.
Практика: Мир вокруг нас. Времена года. Осенний пейзаж. Зимняя ночь. Весенние цветы.
Яркое лето. Космос; Самостоятельное задание; Конкурсы;
7. Конкурсная и проектная деятельность
Теория: Изучение программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач;
«За новые горизонты!» - создание социальных проектов; Социальное проектирование, специфика,
основные правила составления проектов, оформление работы; Разработка проекта; Умение
планировать и реализовывать вместе с командой общий проект; Мероприятия воспитательного и
познавательного характера; Подведение итогов за год.
Практика: Участие в заочных этапах конкурсов, создание видеороликов, подготовка эссе;
Составление социального проекта. Работа в группах; Результативность по итогам конкурсов;
Коллективно-творческое дело; Итоговое тестирование, анкетирование.

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
(по УП)
с 01.01.2023-08.01.2023
Продолжительность каникул
01.06.2023-31.08.2023
Даты начала и окончания обучения
С 01.09.2022-31.05.2023
по программе
Сроки промежуточной аттестации
по окончании вводного модуля
Сроки итоговой аттестации
по окончании продвинутого модуля

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика
Для реализации данной программы дополнительного
образования учреждения к располагает специальными
помещениями, расположенными по адресу г. Улан-Удэ,
ул. Кумысская, 1а. Предоставлена аудитория для
Материально-техническое
проведения занятий и практикумов, для практической
обеспечение
реализации проектов: имеется отдельный кабинет для
занятий, стол, стулья, доска, шкаф, музыкальная
аппаратура,
компьютер,
костюмы,
декорации,
настольные игры.
-Аудио
-Видео
Информационное обеспечение
-Фото
-Интернет источники:
https://schoolrso.ru/teach/control/stream/view/id/584849051
Реализовывать программу могут педагоги ДО,
обладающие достаточными знаниями в области
Кадровое обеспечение
социально-педагогической направлености в
соответствии занимаемой должности.
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются






Тестирование
Творческая работа
Игровая деятельность
Соревнования
Конкурс

Критерии оценивания:
- уровень коммуникативности (установление деловых контактов, связей);

- уровень инициативности (ступени развития активности);
- уровень самостоятельности (готовности к автономной деятельности);
- работа в команде (общая цель и распределение роли для ее достижения);
- презентация работы (набор слайдов);
- практическая значимость;
- творческая работа.

2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП

Методики

Изучения уровня освоения дополнительной Организуется методом наблюдения, опроса, беседы,
общеобразовательной
общеразвивающей тестирования и защиты проектов обучающихся
программы

Изучение уровня социализированности

«Изучение уровня социализированности личности
учащегося»
(приложение анкета)
Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.
Мокшанцева)

Уровень развития творческого потенциала
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными
услугами

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
(приложение опросник)
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения на сайте центра путем
анкетирования

Оценочные материалы (указать конкретно по Тесты (Зачет)- Приложение 2
модулям в соответствии с формами аттестации) Защита проекта -критерии оценивания проектов

2.5. Методические материалы
Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Частично-поисковый

Исследовательский

Игровой

Дискуссионный



Проектный

Формы организации образовательной деятельности:

Индивидуальная

Индивидуально-групповая

Групповая

Практическое занятие

Открытое занятие

Акция

Беседа

Встреча с интересными людьми

Выставка

Диспут

Защита проекта

Игра

Презентация

Мастер-класс

Олимпиада

Тренинг
Педагогические технологии:

Технология индивидуального обучения

Технология группового обучения

Технология коллективного взаимодействия

Технология модульного обучения

Технология дифференцированного обучения

Технология проблемного обучения

Технология дистанционного обучения

Технология исследовательской деятельности

Проектная технология

Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:





Раздаточные материалы
Инструкции
Кейсы
Технологические карты

2.6.

Список литературы

Для педагога:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», (утв. Постановление Главного
государственного санитарного врача России от 28.01.2021),
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»).
Для обучающегося:
1. Афанасьев С., Коморин С. Чем занять детей в пришкольном лагере? МЦ «Вариант», 1998.
2. Беляева И. Л. Страна разноцветных стекляшек. Ижевск:2001.
3. Владимирова Р. А., Никулина Т. Е. К 450-летию присоединения Удмуртии к России. Ижевск:
2007
4. Высоцкий В. В., Жиренко О. Е. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся.
М: 2008.
5. Данилов С. В. Праздник длиною в учебный год. С-Петербург: 2001.
6. Дик Н. Ф., Дик Т. И. Воспитательная работа со старшеклассниками. Ростов-на-Дону: Феникс,
2007.
7. Веселые игры, приколы и тосты для взрослой компании. Москва:2004.
8. Баталова И.В.Программа тренинга конфликтной компетентности подростка// Классный
руководитель-2006-№3.-С.80-92.
9. Дереклеева Н.И.Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. М.:ВАКО,2008.-112 с.
10. И мастерство, и вдохновенье./ Сост. Р. Ж. Харисова – Набережные Челны, Городской
центр детского творчества, 2004 г. -112 с. (Опыт педагогического творчества).
11. Комплекс учебно-демонстрационных игр образовательного проекта «Достижении» для
педагогов и детей. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004 г.
12. Мастер общения / С. Касаткин - Санкт-Петербург, 2001 г.
13. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №2/2001, №2/2002, №1/2003,№3№4/ 2006 г.
14. Пескова М.Е.«Школа жизни».Программа занятий с классом.// Классный руководитель2007-№3.-С.93-113.
15. Программа «Лидер»/ Отв. за выпуск Кочергин В.Н. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992
г.
16. Психологический тренинг с подростками/ Л.Ф.Анн.- СПб, 2003 г.
17. Психология общения: Тесты, упражнения, игры./ Сост. О.Г. Кирилловой. - Йошкар-Ола:
Изд-во МИО, 1996 г.
18. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора/ Методическое
пособие для организаторов детского движения. - Москва, НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996 г.
19. Торосян С.С. Цикл классных часов «Новый домострой». Праздники, торжества,
вечеринки: как их организовать//Классный руководитель-2005-№3.-С.85-96

20. Филиппова Г.Г.Как обучать искусству общения//Классный руководитель-2003-№1.-С.100116.
21. Юдина Н.А.
«Навстречу».
Программа воспитания коммуникативной культуры
школьников//Классный руководитель-2007-№3.-С.39-71.
22. «Я и мы». Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и
объединений, педагогам и родителям/ Отв. за выпуск Кочергин В.Н. - Москва: НПЦ Совета СПОФДО, 1992 г.

Приложение 1.
Календарно-тематический график 1 год обучения.
№

Месяц

п\
п
1

Время
проведения
занятия

сентябрь
11.00-12.00
17.00-18.00

2

октябрь

11.00-12.00
17.00-18.00

3

Форм Кола
во
занят часов
ия

ноябрь

11.00-12.00
17.00-18.00

Груп
повая

Груп
повая

Груп
повая

2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2

Тема занятия

Место
проведен
ия



Каб.№ 9
Вводное занятие;
Правила техники безопасности;
Правила техники безопасности;
Знакомство. Ввод в тематику занятий; Ознакомление с
программой.
Игры на знакомство;
Ознакомление с программой, темами, с расписанием,
техникой безопасности.
Целостность личности и комплексность свойств лидера;
Структура личности лидера.
Каб.№ 9
Формальный и неформальный лидер;
Механизмы межличностного восприятия;
Конструктивное общение. Контроль эмоций;
Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель,
лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер,
лидеры – генераторы эмоционального настроя;
Социально-психологические особенности взаимодействия
людей в малой группе. Конформизм;
Игры на снятия эмоционального напряжения;



Приемы расположения к себе;



Самопрезентация.





Каб.№ 9
Тест по выявлению лидерских качеств;
Работа с результатами теста;
Упражнения на развитие лидерских качеств. Составление
портрета лидера. Тренинг «Я - лидер»;
Игры на взаимодействие, сплочение. Организаторская

















Форма контроля

Беседа Опрос
Групповая оценка
работ

Беседа Опрос
Групповая оценка
работ

Беседа Опрос
Групповая оценка
работ

2
2
2

4

декабрь
11.00-12.00

Груп
повая

17.00-18.00

2
2
2
2
2
2
2
2
2















5

январь

11.00-12.00
17.00-18.00

Груп
повая

2
2
2
2
2
2








6

февраль

11.00-12.00

Груп
повая

2
2
2
2
2
2
2






техника как форма организации поведения лидера,
средство его успешной деятельности, совокупность
способов достижения цели;
Готовность стать лидером;
Правила руководства;
Понятие «стиль работы лидера», его виды.
Принципы организаторской деятельности.
Каб.№ 9
Беседа со спикером;
Основные приемы формирования команды;
Уровни развития коллектива;
Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов;
Лидерство в детской организации;
Самоуправление
в
детской
организации.
Устав
ученического самоуправления;
Разработка своей модели ученического самоуправления;
Методика определения уровня развития самоуправления в
ученическом коллективе. План-сетка.
Изучение
программ
деятельности
общественных
организаций, анализ целей и задач.
Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции Каб.№ 9
общения;
Овладение способами эффективного общения. Общение в
группе;
Коммуникативные умения и навыки;
Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их
разрешения;
Конфликт как столкновение темпераментов, мнений,
интересов, позиций, ценностей и т.п.
Понятие термина «портфолио». Содержание, структура
документа.
Каб.№ 9
Игровое моделирование действительности. Виды, типы
игр и их значение;
Этапы организации игры;
Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и
лидерских качеств у молодежи;
Встреча с спикером;

Беседа Опрос
Групповая оценка раб

Беседа Опрос
Групповая оценка раб

Беседа Опрос
Групповая оценка раб




7

8

9

март

апрель

май

17.00-18.00

11.00-12.00

17.00-18.00

Груп
повая

Груп
повая

Груп
повая

2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2



























Самовоспитание и достижение жизненных целей;
Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных
манер поведения.
Информационно-медийная деятельность.
Каб.№ 9
Понятие «здоровый образ жизни»;
Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни;
Понятие «здоровый человек»;
Психическое, социальное, физическое здоровье. Вредные
привычки;
Социальное проектирование, специфика, основные
правила составления проектов, оформление работы;
Умение планировать и реализовывать вместе с командой
общий проект;
Деловая игра «Выборы»;
Тест по выявлению организаторских способностей.
Комплекс ролевых упражнений.
Каб.№ 9
Игры на взаимодействие и сплочение;
Коллективно – творческое дело;
Культурный выход;
Игры на сплочение;
Игры и упражнения на командообразование и доверие;
Работа над ролью-заданием, проведение коллективнотворческого дела, разработка своего КТД по стадиям;
Беседа, практическая работа в группах.
Проигрывание конфликтных ситуаций. Упражнения по
конфликтной компетентности подростка.
Игры на взаимодействие, сплочение. Подготовка своего Каб.№ 9
портфолио.
Интеллектуальные игры. Игровые методики;
Культурный выход в музей;
Информационно-медийная деятельность. Практика;
Уроки ораторского мастерства. Практикум «Игры, в
которые мы играем»;
Игры и упражнения на взаимодействие;
Составление «рейтинга» своих вредных привычек.
Подвижные игры;

Беседа Опрос
Групповая оценка раб

Беседа Опрос
Групповая оценка раб

Беседа Опрос
Групповая оценка раб




Разработка проекта. Составление социального проекта;
Работа в группах. Защита. Подведение итогов за год.
Итоговое тестирование, анкетирование.

Календарно-тематический график 2 год обучения
№

Месяц

п\
п
1

Время
проведения
занятия

Форм Кола
во
занят часов
ия

сентябрь
11.00-12.00
17.00-18.00

Груп
повая

3
3
3
3
3
3
3
3

Тема занятия










2

октябрь

11.00-12.00
17.00-18.00

Груп
повая

3
3
3
3
3
3
3
3








Место
проведен
ия

Вводное занятие. Знакомство с группой. Правила Каб.№ 9
поведения
в
кабинете,
соблюдение
мер
предосторожности на практических занятиях;
Вводный мониторинг;
Понятия «лидер», «команда»;
Основные качества лидера.
Игры на знакомство (ознакомление с программой,
темами, расписанием);
Работа в группе. Практика: Работа с методической и
справочной литературой тренинги.
Личность и коллектив;
Взаимоотношения лидера и его команды; Общение как
одна из основных ценностей человека.
Каб.№ 9
Понятия «общение», «собеседник»;
Виды общения. Занятия по темам: «Культура речи и
правила русской орфоэпии», «Виды общения»;
Конфликты и пути их разрешения;
Понятие конфликта, виды конфликта, конфликты и пути
их разрешения;
Этика и культура делового общения; Понятия «этика»,
«деловое общение». Специфика и требования к форме
делового общения.
Занятия по темам: «Разбуди в себе лидера», «Скромность
– достоинство королей», «Лидер – человек действия»,
«Лидер и доверие», «Ключи к успеху: стремление к

Форма контроля

Беседа Опрос
Групповая оценка
работ

Беседа Опрос
Групповая оценка
работ



3

ноябрь

11.00-12.00
17.00-18.00

4

декабрь
11.00-12.00
17.00-18.00

Груп
повая

Груп
повая

3
3
3
3
3
3
3
3

3
3
3
3
3
3
3
3
3



















самосовершенствованию», «Развитие навыков принятия
и исполнения решений»;
Практическая работа в группах; Занятия по темам:
«Барьеры в общении», «Искусство спора», «Виды
конфликтов», «Стили разрешения конфликтов»;
Подбор необходимого материла по теме «Я – будущий
президент».
Основы публичного выступления, ораторское искусство, Каб.№ 9
культура речи, основы актерского мастерства;
КТД: методика организации и проведение;
Я – актер: основы актерского мастерства;
Основы журналистского мастерства. Газета «Грузовик»;
Основы
журналистики.
Права
и
обязанности
журналистов;
Стенгазета. Правила оформления, подбор информации;
Импровизация, аксессуары актера;
«Проявление характера персонажа в общении».
Каб.№ 9
Сочинение для газеты;
Подготовка статей. Составление и художественное
оформление газеты;
Государственная символика страны;
Устный журнал по главным государственным символам
РФ;
Избирательное право, локальные акты, положение об
избирательной комиссии, права и обязанности членов
избирательной комиссии;
Занятия по темам: «Законы о выборах», «Мы выбираем,
нас выбирают», «Работа избирательной комиссии»,
«Агитационная кампания кандидата: победит лучший!»;
Избирательная комиссия: должности и обязанности»,
«Кандидат и его команда»;
Закон о защите прав детей;
Знакомство с законами по защите прав детей в РФ и в
мире. Гражданское право. Занятия по темам:
«Декларация прав о защите детей», «Что мы знаем о
Конвенции».

Беседа Опрос
Групповая оценка
работ

Беседа Опрос
Групповая оценка раб

5

январь

11.00-12.00
17.00-18.00

Груп
повая






3
3
3
3
3
3
3





6

7

февраль

март

11.00-12.00

17.00-18.00

Груп
повая

Груп
повая

3
3
3
3
3
3
3



3
3
3
3
3
3
3
3
3
















8

апрель

11.00-12.00

Груп
повая

3
3
3
3
3






Деловая игра. Экскурсия;
Викторина;
Тестирование;
Импровизированная игра «Суд идет», дискуссия «Защита
прав детей в России»;
Подбор материала для творческой работы, оформление и
защита творческой работы «Я – гражданин России»;
Понятие «здоровый образ жизни»;
Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни.
Понятие «здоровый человек».
Психическое, социальное, физическое здоровье. Вредные
привычки;
Добровольчество в России;
Изучение
отечественной
истории,
национальной
культуры своему народа, традиций своей страны;
Изучение экологической обстановки в регионе;
Формирование правовой и экологической культуры;
Правовые вопросы инспектору». Игры и конкурсы. Дни
здоровья. Флешмобы.
Составление «рейтинга» своих вредных привычек;
Подвижные игры;
Акции; Акции «Открытка Ветерану», «Георгиевская
ленточка», «Голубь мира», Операция «Рассвет», «Свеча
Памяти»;
Викторина «По страницам истории»;
Озеленение прилегающей территории, участие в
экологических акциях «Покормите птиц», «Зеленая
аллея», «Родник»;
Изготовление листовок;
Акции по ПДД: «По дороге в детский сад», «Внимание –
Дети!», «Автокресло детям»;
Правополушарное рисование; Знакомство с техникой.
Мир вокруг нас. Времена года. Осенний пейзаж. Зимняя
ночь. Весенние цветы. Яркое лето. Космос;
Самостоятельное задание;
Конкурсы;

Каб.№ 9

Беседа Опрос
Групповая оценка раб

Каб.№ 9

Беседа Опрос
Групповая оценка раб

Каб.№ 9

Беседа Опрос
Групповая оценка раб

Каб.№ 9

Беседа Опрос
Групповая оценка раб

3
3
3







9

май

17.00-18.00

Груп
повая

3
3
3
3
3
3
3
3










Изучение
программ
деятельности
общественных
организаций, анализ целей и задач;
«За новые горизонты!» - создание социальных проектов;
Социальное проектирование, специфика, основные
правила составления проектов, оформление работы;
Разработка
проекта;
Умение
планировать
и
реализовывать вместе с командой общий проект;
Мероприятия воспитательного и познавательного
характера.
Каб.№ 9
Подведение итогов за год;
Участие в заочных этапах конкурсов;
Создание видеороликов;
Подготовка эссе;
Составление социального проекта. Работа в группах;
Результативность по итогам конкурсов;
Коллективно-творческое дело;
Итоговое тестирование, анкетирование.

Беседа Опрос
Групповая оценка раб

Приложение 2.
Тест дня «Какой я лидер»
Цель: выявить лидерские качества участников смены
Условия проведения: Из двух предложенных вариантов необходимо
выбрать один.
Вопросы:
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да, б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают
более высокое положение по службе, чем вы?а) да, б) нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному
положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже
когда это необходимо? а) да, б) нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди
сверстников? а) да, б) нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то
в чем-то? а) да, б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? а) да', б)
нет.
7. Согласны ли с утверждением:«Все полезное в мире есть результат
деятельности небольшого числа выдающихся людей а) да,б) нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике,
который мог бы направить вашу проф.активность? а) да, б) нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? а) да, б)
нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие
побаиваются вас? а) да, б) нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компани и т.д;)

такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и
контролировать ситуацию? а) да, б) нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное
(импозантное)впечатление? а) да, б) нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да, б) нет.
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие
с вами? а) да, б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией
рабочих, спортивных и др.команд и коллективов? а) да, б) нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на когонибудь другого;
б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.
17. Какое из этих двух мнений вам ближе:
а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым
он руководит, и лично участвовать в нем;
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими
и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?а) да, б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью
вашего отца? а) да, б) нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на
свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? а) да, б) нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу

вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как
вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из
вас;
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: "Лучше быть первым в деревне, чем
последним в городе". Справедлива ли она? а) да, б) нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
а) да, б) нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше
никогда этого не делать? а) да, б) нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек;
б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? а)
да, б) нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?а) да, б) нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас
предпочтительнее?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению,
наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете? а)
коллегиальный, б) авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют
вами? а) да, б) нет.

32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в
карман не полезет;
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше
мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны? а)
промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу,
которым занимаетесь? а) да, б) нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена
ответственность за какое-либо важное дело? а) да, б) нет.
36. Что бы вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека;
б) работать самостоятельно, без руководителя.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь
была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из
супругов»? а) согласен, б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других
людей а, не исходя из собственной потребности?
а) да, б) нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? а) да,
б) нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) у меня опускаются руки;
б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают? а) да, б)

нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать
жизненные нагрузки? а) да, б) нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию
вашего учреждения?
а) введу нужные изменения немедленно;
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это
необходимо? а) да, б) нет
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым,
надо жить незаметно»? а) да, б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо
выдающееся? а) да, б) нет.
47. Кем вы предпочли бы быть?
а) художником, поэтом, композитором, ученым;
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и
известными людьми? а) да, б) нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? а)
да, б) нет.
В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов,
полученных испытуемыми.
Ключ: 1а, 2а, 36,4а, 5а, 6б,7а, 86,96,10а, 11а, 12а, 13б,14б,15а, 166,17а,

18б,19б,20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а,
35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За
каждый ответ, совпадающий с ключевым, 1 балл, в другом случае – 0 баллов.
Результаты: Если сумма до 25 баллов, то качества лидера выражены
слабо. Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера
выражены средне. Если сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то
лидерские качества выражены сильно. И, наконец, если сумма баллов больше,
чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».