Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Быть патриотом» (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". https://docs.cntd.ru/document/420207400 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ Устав учреждения утв. Приказом Комитета Администрации г. Улан-Удэ от 14.01.2021 г.№ 14. https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document по образованию Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы от 04.09.2020 г. https://mau-do-doo.buryatschool.ru/sveden/document Актуальность: О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Обучение включает в себя следующие основные предметы: Патриотизм Единство сознания и деятельности Наглядность Личностная ориентация Системность и целостность Вид программы: Социально-гуманитарная направленность формируют мировоззрение, нравственные ценности, осуществляют общее развитие детей. Дают совокупность знаний в области общественных наук и связанных с ними практических умений и навыков. Создают условия для личностного и профессионального самоопределения (конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности). Адресат программы: Школьники: 7-12 ведущей становится учебная деятельность. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Дети данного возраста имеют следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Срок и объем освоения программы: Срок реализации Программы - 1 год Форма обучения: очная Особенности организации разновозрастные 7-12 лет образовательной деятельности: Режим занятий: Направление Социально - гуманитарное Вводный модуль 4 часа в неделю; 144 часа в год. группы 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель: Формировать у детей школьного возраста патриотическое отношение и чувства к своей семье, поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. Образовательные задачи 1. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину. 2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился 3. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям. 4. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому. Ожидаемые результаты: Знать Уметь Владеть Стартовый уровень Знать герб, флаг гимн Республики Бурятия. Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. Узнавать стихи, произведения искусства местных поэтов и художников. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества. 1.3. Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Таблица 1.3.1 Формы аттестации/контроля 1 Введение. Выясняем что такое «Патриотизм» 1.1 «Я и моё имя» Устный опрос 1.2 Мужчины и женщины в семье Устный опрос 2 «Моя семья, моя 18 родословная » 2.1 Итоговое занятие «Мой родной дом» Деловая игра 2.2 «Город наш родной» Устный опрос 2.3 «России малый уголок» Проект .Групповая оценка 3 «Отдых в родном 30 городе» 3.1 Путешестви е по улицам родного города. (близлежащ им паркам) 3.2 Итоговое занятие «Родной свой край люби и знай» 3.3 Игра путешествие «Берёза символ России» 4 «Хлеб - всему голова» 4.1 «Как в старину к 6 20 3 5 3 13 15 15 10 10 тест Тестовая форма аттестации зиме готовились» 4.2 «Зима – не лето, в шубу одета» 4.3 «Новогодние традиции» 5 «Пришла коляда накануне Рождества» 5.1 Литературная викторина по русским народным сказкам 5.2 Встречи с интересным и людьми 6 «Сильны и могучи богатыри славной Руси» 6.1 «Защитника м Родины славу поем» 6.2 Спортивны й праздник «Будущие защитники» 6.3 «Мы - Россияне» 7 «Памятники Москвы» 7.1 «Моя мама лучше всех» 7.2 «Города старинные, мастерами славные» 7.3 «Коса – девичья краса» 10 5 5 30 15 15 25 15 10 8 «История русского костюма» 8.1 «Наши космонавты » 8.2 «Дело мастера боится» 8.3 «Путешествие в деревню Дымково» 9 «Мы этой памяти 10 верны» 9.1 3-4 неделя мониторинг Итого: 25 144 15 10 5 5 66 77 Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие, конкурс, мониторинг и т.д. Содержание учебного плана Структура программы Программа составлена по возрастным группам 7-12 лет Длительность занятий: 30-45 минут Программа тесно связана с основной общеобразовательной программой школы с такими предметами как рисование, развитие речи, ознакомление с окружающим миром. Использование межпредметных связей позволяет повысить познавательную активность и мотивацию к обучению, дает стимул к самостоятельному изучению предмета. Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам. 1 раздел «Моя семья». 2 раздел «Мой любимый детский сад». 3 раздел «Мой поселок». 4 раздел «Наша Родина-Россия». 5 раздел «День Победы». 1 раздел «Моя семья». Семья – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. Цель: Воспитание любви и уважения к своей семье, родным и близким людям Задачи: 1. Познакомить с понятием «семья». 2. Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. 3. Формировать интерес к своей родословной. 2 раздел «Мой любимый детский сад». Цель: Помочь ребенку почувствовать себя равноправным членом первого в его жизни коллектива. Задачи: 1. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями. 2. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. 3. Познакомить детей с историей детского сада. 3 раздел «Мой поселок». Цель: дать представление о родном поселке и его истории. Задачи: 1. Формировать представление об исторических корнях поселка. 2. Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости поселка. 3. Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества. 4 раздел «Наша Родина-Россия». Цель: познакомить детей с понятиями Родина, Отечество, дать представления о государственных символах России. Задачи: 1. Обобщить и расширить знание детей о России, как о родной стране, нашем общем большом доме. 2. Систематизировать представление о том, что для каждого человека Родина – это место, где родился, где прошло детство. 3. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Формировать уважительное отношение к государственным символам. 4. Воспитывать чувство любви к своей Родине – России. 5 раздел «День Победы» Цель: формировать патриотические чувства, представление о героизме, уточнять и расширять представления детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. Задачи: 1. Сформировать у детей первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне и о празднике «День Победы». 2. Воспитывать у детей гордость и уважение к ветеранам ВОВ, памятникам посвященным ВОВ, храбрость и мужество, стремление защищать Родину 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формами аттестации являются: тестирование, творческая работа, защита проекта, самооценка обучающихся. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) Методики Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Тесты(зачеты)приложение. Защита проектов. 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Педагогические технологии с указанием автора: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология модульного обучения Дидактические материалы: Раздаточные материалы Инструкции Технологические карты Образцы изделий СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. 2. Гайдай Е. П. Москва «АРКТИ» 2000г. «Игры, забавы, развлечения». 3. Голубева Л.Г.Москва «Просвещение» 2003г. «Растём здоровыми». 4. Дерягина Л.Б. «Моя Родина Россия». Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский дом «Литера», 2007 5. Дыбина О.Б. «Ребенок и окружающий мир». М. : Мозаика – Синтез, 2005. 6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010 7. Ионова А. Н. Москва «Экзамен» 2010г. «Играем, гуляем, развиваем». 8. Казак О.Н.Москва «АРКТИ» 2000г. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. 9. Кенеман А. В.Санкт-Петербург «Детство» 2000г. «Народные подвижные игры для детей». 10. Литвинова О. М. Санкт-Петербург «КАРО» 2006г.«Физкультурные занятия в детском саду». 11. Муравьва В. А. Москва «АЙРИС» 2004г. «Воспитание физических качеств». 12. Патрикеева А.Ю. Москва «ВАКО»2007г. «Подвижные игры». 13. Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007 14. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005 15. Соболева И. «Любить малую родину». // Дошкольное воспитание, 2005 №10, с. 52-54. 16. Щербак А.П. Москва «Просвещение» 2008г. «Тематические физкультурные заняти