Положение о доп.общеобр.общеразв.программе (2)

1. Общие положения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее
Программа) представляет собой комплекс основных характеристик образования, в
котором должны быть отражены концептуальные, содержательные и организационные
подходы к образовательной деятельности и ее результативности.
1.1. Настоящее Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах (далее – Положение) разработано в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения
РФ от 09ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ (включая разно уровневые программы) (письмо Министерства образования и
науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации»);
- «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
СанПиН 2.4.4.3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 4 июля 2014 г. №41);
- Уставом Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный центр «Родник» г.Улан-Удэ (Далее
Учреждение)
1.2. Положение определяет порядок проектирования, экспертизы
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

и реализации

1.3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- укрепления здоровья;
- организацию свободного времени;
- обеспечение адаптации к жизни в обществе;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
-обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации.
1.4. Термины и определения:

- дополнительная общеобразовательная программа – нормативный документ,
определяющий содержание образования и технологии его передачи, программа,
реализующаяся за пределами основных образовательных программ.
- дополнительная общеразвивающая программа – программа, не выделяющая каких-либо
приоритетов среди многообразных способностей человека и развивает «многие свойства
личности понемногу, не ориентируя на подготовку деятелей культуры и мастеров спорта,
в
отличие от предпрофессиональных программ.
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – программа,
представляющая собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми
обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для
полноценной жизнедеятельности в современном обществе.
- обучающийся – это лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных
программ, в т. ч. программы дополнительного образования детей и взрослых.
- качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности,
выражающая степень достижения планируемых результатов дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
2. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
2.1. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
осуществляется по инициативе администрации учреждения (на основании исследования
общественного заказа) педагогом дополнительного образования. Педагог-разработчик
программы несет ответственность за наличие программы и ее соответствие нормативным
актам Российской Федерации и локальным нормативным актам Учреждения.
2.2. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным
особенностям региона;
- определенному уровню общего образования (дошкольного образования, начального
общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
направленностям дополнительных общеобразовательных программ);
- интересам и потребностям детей.
2.3 Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
строится на следующих принципах:
- свободы выбора образовательных программ и режима их освоения;
- соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
- модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета
результатов;
- ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
- ориентация на открытый и сетевой характер реализации программ.
2.4. Разработчик Программы самостоятельно определяет: цель, задачи Программы,
направленность, актуальность, содержание, последовательность изучения тем и
количество часов на освоение, продолжительность и частоту занятий в неделю, состав
учащихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.), формы и методы
организации образовательного процесса, условия реализации Программы, планируемые
результаты и критерии их оценки.

2.5. Разработка Программы осуществляется педагогом в течение учебного года,
предшествующего году начала реализации программы.
2.6. Методическое сопровождение деятельности педагога по разработке Программы и
консультативную помощь на протяжении всего процесса реализации программы
оказывает
методист учреждения.
2.7. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа определённой
направленности имеет следующую структуру (состоит из следующих разделов):
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Учебный план
- Календарный учебный график;
- Рабочая программа;
- Оценочные и методические материалы;
2.7.1. Титульный лист включает:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем рассмотрена (Методическим советом, номер протокола, дата);
- где, когда и кем утверждена программа (гриф утверждения программы с указанием
ФИО руководителя, даты и номера приказа);
- название программы;
- срок реализации программы;
- адресат программы (возраст детей, на которых рассчитана программа);
- Ф.И.О., должность разработчика (ов) программы (Приложение№ 1).
2.7.2. Пояснительная записка
Начинается с информации о направленности общеобразовательной общеразвивающей
программ:
направленности (профиль) программы – техническая, естественнонаучная, физкультурноспортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная;
уровень освоения – общекультурный, базовый или углубленный;
актуальность – своевременность, современность предлагаемой программы, соответствие
государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу
общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и
родителей);
новизну, отличительные особенности (при наличии) - характерные свойства, отличающие
программу от других, отличительные черты, основные идеи, которые придают Программе
своеобразие;
адресат программы (характеристика категории учащихся по Программе);
цель программы;
задачи программы;
условия реализации программы;
планируемые результаты.
2.7.2.1 Адресат программы – характеристика категории учащихся по программе;
описывается примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по
данной программе:
 пол, возраст детей, участвующих в освоении программы;
 степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области;
 наличие базовых знаний по определенным предметам;
 наличие специальных способностей в данной предметной области;

 наличие определенной физической и практической подготовки по направлению
программы;
 физическое здоровье детей (наличие/отсутствие противопоказаний) и т.п.
2.7.2.2. Цель Программы.
предопределяет

Специфика

современного

взгляда

на

образование

деятельностно-ориентированный характер цели и задач, фиксацию в них планируемых
изменений в деятельности учащегося.
Цель программы:
- Формулировка цели должна отображать конечный результат реализации программы;
- Цель должна быть достижима в рамках программы;
- Формулировка цели должна быть понятной и лаконичной;
- Цель не должна расходиться с направленностью, актуальностью, содержанием
программы.
2.7.2.3. Задачи Программы подразделяются на воспитательные, развивающие и
обучающие. Выполнение поставленных задач - поэтапный способ достижения цели
программы, т.е. тактика педагогических действий. Задачи должны раскрывать логику
достижения цели при организации практической деятельности учащихся, быть
конкретными, четко сформулированными, понятными всем участникам образовательного
процесса. В пояснительной записке прописываются задачи общие (на всю программу).
Воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры,
отношения, личностные качества, смыслы будут сформированы;
Развивающие задачи, то есть, связанные с развитием творческих способностей,
возможностей, внимания ,памяти ,мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д.
Обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберётся, какие
представления получит, чем овладеет, чему научится, освоив программу.
2.7.2.4. Условия реализации программы – это условия набора и формирования групп,
режим занятий, возможность и условия зачисления в группы второго и последующих
годов обучения, продолжительность образовательного процесса (объём (часы) и срок
( года реализации), особенности организации образовательного процесса (этапы, модули,
ступени,…).
Формы занятий, формы организации деятельности на занятии, необходимое материальнотехническое обеспечение программы (описание необходимых материально-технических
условий, индивидуальные образовательные маршруты и т.д.). Особенности организации
образовательного процесса – это кадровое обеспечение реализации программы (при
необходимости сетевого взаимодействия, интеграции с другими программами,
приглашения специалистов для реализации отдельных тем и т.п.).
2.7.2.5. При формулировании условий реализации программы, необходимо учитывать, что
списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом,
который утверждается Распоряжением Комитета по образованию Администрации г.УланУдэ.
Норма наполняемости: 1-й год обучения - не менее 15 человек; 2-й год обучения - не
менее 12 человек; 3-й год обучения и более - не менее 10 человек.
2.7.2.6. Объем и сроки освоения программы, определяются на основании уровня освоения
и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся и
требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
2.7.2.7. Планируемые результаты – (личностные, метапредметные и предметные)
результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы, совокупность
личностных качеств и компетенций (знаний, умений, навыков), приобретаемых
учащимися в ходе освоения программы.
Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу и его результатам.
Метапредметные результаты – универсальные способы деятельности обучающегося,
приобретаемые в процессе освоения Программы, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях;
Предметные результаты — усвоение знаний, умений и навыков, опыта решения проблем,
опыта творческой деятельности, приобретаемые учащимися в процессе освоения
Программы. Формулируются с учетом цели, задач обучения, развития и воспитания,
уровня освоения программы и содержания.
2.7.3. Учебный план Программы по каждому году обучения включает в табличной форме:
общий перечень разделов или тем, количество часов по году обучения, количество часов
по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические, формы аттестации или
контроля (Приложение 2).
2.7.4. Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебного года,
количество учебных недель, дней и часов; режим занятий по форме согласно
(Приложение 3).
Календарный учебный график составляется с учетом проведения во время каникулярного
времени фестивалей, концертов, экспедиций, поездок, походов, профильных лагерей,
летних школ др.
2.7.5. В период школьных каникул могут быть реализованы краткосрочные программы
(модули) с переменным составом обучающихся.
2.7.6. Рабочая программа Рабочая программа составляется в соответствии с локальным
актом образовательной организации на каждый год обучения и включает следующие
структурные элементы:
- Титульный лист (оформляется в соответствии с локальным актом образовательной
организации);
- Особенности организации образовательного процесса конкретного года обучения;
- Задачи конкретного года обучения (обучающие, развивающие, воспитательные);
- Содержание конкретного года обучения;
- Планируемые результаты конкретного года обучения (личностные, метапредметные,
предметные);
- Календарно-тематический план конкретного года обучения на каждую учебную группу
(составляется и утверждается в соответствии с локальным актом образовательной
организации).

Задачи и планируемые результаты реализации программы прописываются на каждый год
обучения в динамике развития знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, опыта
деятельности, социально-значимых компетенций.
Содержание программы должно соответствовать:
- направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- достижениям мировой культуры, науки и техники, российским традициям, культурнонациональным особенностям регионов;
- возрастным и психолого-физиологическим особенностям учащихся;
- уровню освоения программы;
- современным образовательным технологиям, отраженным в: принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности и т.д.); формах и
методах обучения (дистанционное обучение, дифференцированное обучение, конкурсы,
соревнования, экскурсии, походы и т.д.); методах контроля и управления
образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах
обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов,
дидактических материалов).
Содержание программы раскрывается через описание разделов и тем программы в
соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание
теоретической и практической частей.
В «Теории» телеграфным стилем (в именительном падеже) перечисляются основные
теоретические вопросы, которые раскрывают тему (без методики), называются изучаемые
ключевые понятия, факты, идеи.
В «Практике» описывается практическая деятельность учащихся. При планировании
экскурсий желательно указывать тему и место проведения экскурсии.
2.7.6.1. Порядок создания рабочей программы, ее содержание и структура закрепляются
локальным актом образовательной организации.
2.7.7. Оценочные и методические материалы Оценочные материалы — краткое описание
диагностических методик и материалов, позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов. Необходимо указать сроки и формы проведения контроля,
формы фиксации и предъявления результатов.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе
проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся
при поступлении в объединение или осваивающих программу 2-го и последующих лет
обучения, ранее не занимающихся по данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе.
Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и
личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.
Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения
раздела, темы или в конце определенного периода обучения/учебного года (при сроке
реализации программы более одного года).

Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года или
всего периода обучения по программе.
В зависимости от направленности программы формами контроля могут быть следующие:
педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на
каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретенных
навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий,
творческий показ, спектакль, семинар, конференция, зачет, контрольная работа, выставка,
конкурс, фестиваль, концерт, соревнование, сдача нормативов, презентация проектов,
анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях.
Возможные формы фиксации результатов:
 Информационная карта «Определение уровня развития физических качеств учащихся»;
 Информационная карта «Определение уровня развития личностных качеств учащихся»;
 «Карта учета творческих достижений учащихся» (участие в концертах, праздниках,
фестивалях);
 Анкета для родителей «Отношение родительской общественности к качеству
образовательных
услуг и степень удовлетворенности образовательным процессом в объединении»;
 Анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения»;
 Бланки тестовых заданий по темам программы;
 Видеозаписи и фотографии выступлений коллектива, участия в соревнованиях,
выставках и
т.п.;
 и другие, разработанные в учреждении.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
В данном разделе должны быть представлены:
 используемые методики, методы и технологии (современные педагогические,
информационные технологии, технологии дистанционного и электронного обучения,
групповые и индивидуальные методы обучения и т.п.) с описанием применения в
процессе
реализации программы;
 дидактические средства с указанием формы и тематики методических материалов, в т.ч.
электронные образовательные ресурсы;
- информационные источники:
· списки литературы для разных участников образовательного процесса — педагогов,
учащихся, родителей, включающие учебную литературу (учебные пособия, сборники
упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов,
хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники), художественную и психологопедагогическую литературу.

Списки оформляются в соответствии с требованиями:
ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие
требования и правила составления.
ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных
ресурсов. Общие требования и правила составления.
· интернет-источники – названия и адреса образовательных и профессиональных сайтов,
расположенных в сети Интернет, используемых педагогом в образовательном процессе и
рекомендуемых учащимся и родителям.
Дидактические средства и информационные источники могут быть представлены в
виде разделов учебно-методического комплекса к программе по форме, разработанной в
образовательной организации или самостоятельно педагогом.
2.7.8. При проектировании программы учитываются требования к уровню ее освоения по
форме.
2.7.9. В тексте программы в отношении лиц, осваивающих дополнительные
общеобразовательные в соответствии с пунктом 2 статьи 33 273-ФЗ необходимо
использовать термин «обучающиеся».
2.7.10. Утверждение программы осуществляется в соответствии
образовательной организации и на основании настоящего Положения.

с

Уставом

2.7.11. Оформление текста программы должно соответствовать правилам оформления
текста в редакторе Microsoft Word.
3. Процедура утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ
3.1. С целью предоставления качественного образования Учреждение осуществляет
внутреннюю экспертизу по отношению ко всем дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам, разрабатываемым в образовательном учреждении.
3.2. Внутренняя экспертиза дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы осуществляется в три этапа:
1) экспертиза программы методическим отделом;
2) экспертиза программы заместителем директора по учебно-воспитательной работе;
3) рассмотрение программы на Методическом совете учреждения (результаты
рассмотрения Программы на Методическом совете Учреждения протоколируются).
a. Экспертиза осуществляется, исходя из следующих критериев: актуальность,
стратегичность,
соответствие
требованиям
данного
Положения,
научная
обоснованность(психолого-педагогическая),
системность
раскрытия
содержания,
комплексность структурных элементов, технологичность (вариативность), безопасность
образовательного процесса, возможность реализации программы, стиль и логичность
изложения, оформление программы.
b. Принимается Программа Педагогическим советом Учреждения (в соответствии
суставом Учреждения) на основе утверждения Педагогическим советом, результат
протоколируется (номер протокола, дата);
c. Утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
осуществляется приказом директора образовательного учреждения.

d. Ответственность за процедуру и качество проведения внутренней экспертизы Программ
несет заместитель директора по учебной-воспитательной работе
4. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
4.1. Педагоги, в соответствии с уровнем квалификации, могут использовать
дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, разработанные
другими педагогами, по согласованию с разработчиком(ами) программы и
администрацией учреждения.
4.2. Учреждение реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время, с
использованием кадровых и материальных ресурсов учреждения, включая ресурсы
обособленных структурных подразделений учреждения:
4.3. Программы могут быть реализованы организацией, как самостоятельно, так и
посредством сетевых форм совместно с научными, физкультурно-спортивными,
организациями культуры, и иными организациями. Сетевая форма реализации программ
обеспечивает возможность освоения учащимися Программы с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе
иностранных.
4.4. Использование сетевой формы реализации Программ осуществляется на основании
договора между организациями.
4.5. При реализации Программ может применяться форма организации образовательной
деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания
образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных
образовательных технологий, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
4.6. Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу, обязан обеспечивать качество реализации Программы (курса, дисциплины,
модуля), а также объективность контроля достижений учащихся.
4.7. В процессе образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе педагог ведет утвержденную в учреждении документацию с
обязательным соблюдением сроков, определенных нормативными документами
Учреждения.
5. Порядок корректировки Программы
5.1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы при
необходимости корректируются (обновляются) педагогами с учетом изменений в
нормативно-законодательной базе, развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий и социальной сферы.
5.2. Корректировка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
осуществляется педагогом, реализующим программу, ежегодно в срок до 25 августа
текущего календарного года.
5.2.1. Обновлённая программа проходит внутреннюю экспертизу в установленном данным
Положением порядке.

Приложение 1
к Положению о Программе
Образец заполнения титульного листа
Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный центр «Родник» г.Улан-Удэ
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
Протокол №___________
от «___» ________20__ г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор
____________М.К.Цыбикова
от «__» ____________ 20__ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Ура!»
Возраст учащихся: 10 -11 лет
Срок реализации программы: 2 года

Разработчик:

ФИО
Педагог дополнительного образования

Приложение 2
к Положению о Программе

Учебный план года обучения

№

Название раздела, темы

1.
2.
3.
4.
Контрольное или итоговое занятие

Количество часов
всего
теория практика

Форма
контроля

Приложение 3
к Положению о Программе
Образец заполнения календарного учебный графика

Календарный учебный график
№

Месяц

Дата

Форма
занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Место
проведен
ия

Форма
контроля


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».